1 Приложение к ООП ООО МАОУ-СОШ № 93 Рабочая программа «Изобразительное искусство» (5-7 классы) 2 Пояснительная записка Представленная рабочая программа предназначена для обучающихся 5 – 7 классов общеобразовательных учреждений и составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с изменениями примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15 в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. ООП ООО МАОУ-СОШ № 93. Планируемые предметные результаты В результате освоения содержания программы по изобразительному искусству в соответствии с темой «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (5 класс) выпускник научится: • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов; • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; • создавать эскизы декоративного убранства русской избы; • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы; • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции; • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении; • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); 3 • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов; • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций; • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России; • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов; • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России. В результате освоения содержания программы по изобразительному искусству в соответствии с темой «Искусство в жизни человека» (6 класс) выпускник научится: • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства; • классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира; • объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения; • композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами; • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов; • простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений; 4 • навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь); • изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции; • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел; • строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы; • характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства; • передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта; творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне; • выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания; • рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов; • применять перспективу в практической творческой работе; • навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого; • навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; • видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; • навыкам создания пейзажных зарисовок; • различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; • пользоваться правилами работы на пленэре; • использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения; • навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения; • различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); 5 • определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле; • пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники. • различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм. В результате освоения содержания программы по изобразительному искусству в соответствии с темой «Архитектура и дизайн в жизни человека» (7 класс) выпускник научится: • различать и характеризовать виды портрета; • понимать и характеризовать основы изображения головы человека; • пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами; • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти; видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; • использовать графические материалы в работе над портретом; • использовать образные возможности освещения в портрете; • пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке; • называть имена выдающихся русских и зарубежных художников портретистов и определять их произведения; • навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека; • навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа; • навыкам лепки и работы с пластилином или глиной; • рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства; • приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы; 6 • характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью; • объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи; • изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом; узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись». • перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины; • характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов; • узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины; • характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры; • рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории; • называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения; • творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет; творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему; • творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов; • представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре; • узнавать произведения и называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы; • узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы; • характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества; • рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны; 7 • описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне; • творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою; • анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века; • культуре зрительского восприятия; • характеризовать временные и пространственные искусства; • понимать разницу между реальностью и художественным образом; • представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский; • опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами; • собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.); • представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов; • опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных; • развивать навыки наблюдательности, способность образно видеть окружающую повседневную жизнь. В результате освоения содержания программы по изобразительному искусству в соответствии с темой «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» (8 класс) выпускник научится: • систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна; • распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства; • понимать сочетание различных объемов в здании; • понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал; • иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох; • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры; 8 • различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого; • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды; • понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху; • осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.; • применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы; • применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; • создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн проектов; • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта; • приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; • характеризовать основные школы садово-паркового искусства; • понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков; • называть и раскрывать смысл основ искусства флористики; • понимать основы краткой истории костюма; • характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды; применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны; • использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов; • отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел; • узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики; 9 • различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля; • различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси; • узнавать и описывать памятники шатрового зодчества; • характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву; • раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну; • работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам; • различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси; • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; • сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси; • рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры; • ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков; • использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков; • выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века; • характеризовать признаки и особенности московского барокко; • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале. 10 Выпускник получит возможность научиться: активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства; выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства; понимать специфику изображения в полиграфии; различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.); различать и полиграфии характеризовать типы изображения в (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое); проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.; создавать художественную композицию макета книги, журнала; называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков; называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков; называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники; 11 называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи; называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи; понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи; активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства; определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна; использовать навыки архитектуре (макеты композиционные формообразования, из макеты бумаги, объектов использования картона, на пластилина); предметной объемов в создавать плоскости и в пространстве; называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры; создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале; узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков; узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры; осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы; 12 применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему; понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм; характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди; создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России; получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира; использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией; понимать основы сценографии как вида художественного творчества; понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения; называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский); различать особенности художественной фотографии; различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.); понимать изобразительную природу экранных искусств; 13 характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа; различать понятия: игровой и документальный фильм; называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков; понимать основы искусства телевидения; понимать различия в творческой работе художника- живописца и сценографа; применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля; применять в практике любительского спектакля художественнотворческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов; добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля; использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии; применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.; пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей; понимать и объяснять синтетическую природу фильма; применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма; применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра; 14 использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа; применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации; смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажнооператорского искусства фильмы мастеров кино; использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения; реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда. 15 Обязательный минимум содержания рабочей программы по изобразительному искусству: Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты. Солярные знаки (декоративное изображение и их условно символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве. Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов 16 (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре. Понимание смысла деятельности художника. Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). (В.А. Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин). Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Конструктивное искусство: архитектура и дизайн. Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. Ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. 17 Искусство полиграфии. Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др. Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественнотворческие проекты. 18 Основные виды художественно-творческой деятельности: ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность; изобразительная деятельность (основы художественного изображения); декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства); художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры); художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств. Тематическое планирование (5-7 класс) № темы 1 2 Название темы Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты. Виды изобразительного искусства и основы образного языка. 3 Конструктивное искусство: архитектура и дизайн 4 Понимание смысла деятельности художника 5 Искусство полиграфии 6 Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Всего часов: 5 класс 6 класс 7 класс 25 25 21 7 7 7 4 2 2 2 34 часов 34 часов 34 часов 19 Тематическое планирование 5 класс Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. № урока 1 2 3 4 5 6 7 Тема Количество часов на тему Раздел 1. Связь времён в народном искусстве. 7 часов Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Обобщение. Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 2. Древние корни народного искусства 7 часов 8 Древние образы в народном искусстве. 1 9 10 11 Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. 1 1 Народный праздничный костюм. 1 Народные праздничные обряды. 1 12 13 14 Раздел 3. Декор- человек, общество, время. 1 1 5 часов 15 Зачем людям украшения. 1 16 Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда говорит о человеке. 1 17 1 20 18 О чѐм рассказывают нам гербы и эмблемы. 1 19 Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. 1 Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире. 20 21-25 26 27 28 29 30 31 6 часов Современное выставочное искусство. 1 Ты сам - мастер 6 Эстафета искусств – от рисунка к фотографии. 7 часов Фотография – новое изображение реальности. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать. Фотография – искусство светописи. Вещь: свет и фактура. Искусство фотопейзажа и интерьера. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. 1 1 1 1 1 1 32 Фотография и компьютер. Документ или 1 фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. 2 часа. 33 34 Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска. Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол. 1 1 21 Тематическое планирование 6 класс Изобразительное искусство в жизни человека. № урока Тема Раздел 1. Мир наших вещей. Натюрморт. 1 2 3 4 5 Количество часов на тему 5 часов Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира - натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. 1 1 1 1 1 Раздел 2. Виды изобразительного искусства и основы образного языка 5 часов. 6 Изобразительное искусство. Семья пространственных 1 искусств. Рисунок-основа изобразительного творчества. 7 1 Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. 8 9 10 Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объёмные изображения в скульптуре. Основы языка изображения. 1 1 1 Раздел 3. Вглядываясь в человека. 10 часов 11 Образ человека – главная тема искусства. 1 12 Конструкция головы человека и еѐ основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. 1 13 1 22 14 Портрет в скульптуре. 1 15 Графический портретный рисунок. 1 16 Сатирические образы человека. 1 17 1 18 Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. 19 Портреты в изобразительном искусстве XX века. 1 1 Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж. 7 уроков. 20 Жанры в изобразительном искусстве. 1 21 Изображение пространства. 1 22 Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж – большой мир. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике 1 Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Телевидение – пространство культуры? 7 часов 1 23 24 25 26 27 Информационная и художественная природа телевизионного изображения. Телевизионная документалистика. 1 1 1 1 28 Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества. 1 29 Видеоэтюд в пейзаже и портрете. 1 30 Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью. 1 31 Современные формы экранного языка. 1 32 Роль визуально – зрелищных искусств в жизни общества и человека. Искусство – зритель 1 23 современность. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. 2 часа. 33 Безграничное пространство сцены. Сценография особый вид художественного творчества. 1 34 Сценография - искусство и производство. Третий звонок. Спектакль - от замысла к воплощению. 1 Тематическое планирование 7 класс Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. № урока Тема Количество часов на тему Раздел 1. Художественный язык конструктивных искусств. 7 часов 1 2 3 4 5 6 7 Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. 1 Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени. Форма и материал. 1 Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. 1 1 1 1 1 Раздел 2. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры. 7 часов. 8 Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос». 1 24 9 10 11 12 13 14 Прямые линии и организация пространства. 1 Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. 1 1 Буква - строка - текст. Искусство шрифта. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. 1 1 В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна. 1 Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. 7 часов. 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственновещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурноландшафтного пространства. Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление. Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. 4 часа Образ жизни и индивидуальное проектирование Интерьер, который мы создаѐм. Мода, культура и ты. Композиционно конструктивные принципы дизайна одежды. Автопортрет на каждый день. Фильм – творец и зритель 7 часов. 1 Многоголосный язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. Художник – режиссёр - оператор. Художественное творчество в игровом фильме. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 28 29 30 31 32 От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм – «рассказ в картинках». 1 Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять. Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или, когда художник больше, чем художник. Живые рисунки на твоём компьютере. 1 1 1 1 Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. 2 часа. 34 35 Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино. Театральное искусство и художник. Правда и магия театра. 1 1