1
Приложение
к ООП ООО МАОУ-СОШ № 93
Рабочая программа «Изобразительное искусство»
(5-7 классы)
2
Пояснительная записка
Представленная рабочая программа предназначена для обучающихся 5 – 7
классов общеобразовательных учреждений и составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования с изменениями примерной основной образовательной
программы основного общего образования, одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15 в редакции протокола № 1/20 от
04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему
образованию.
ООП ООО МАОУ-СОШ № 93.
Планируемые предметные результаты
В результате освоения содержания программы по изобразительному
искусству в соответствии с темой
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (5 класс)
выпускник научится:
• характеризовать
особенности
уникального
народного
искусства,
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица,
солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских
образов;
• раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в
народном искусстве и в современной жизни;
• создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
• создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
• определять специфику образного языка декоративно-прикладного
искусства;
• создавать самостоятельные варианты орнаментального построения
вышивки с опорой на народные традиции;
• создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных
элементов в цветовом решении;
• умело
пользоваться языком декоративно-прикладного искусства,
принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и
декора (на доступном для данного возраста уровне);
3
• выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции
народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы
и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических
элементов;
• владеть практическими навыками выразительного использования фактуры,
цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале
плоскостных или объемных декоративных композиций;
• распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных
промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с
созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной
росписью в традиции одного из промыслов;
• характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на
основе народных традиций;
• различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
• различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов
других народов России;
• находить общие черты в единстве материалов, формы и декора,
конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях
народных и современных промыслов;
• различать и характеризовать несколько народных художественных
промыслов России.
В результате освоения содержания программы по изобразительному
искусству в соответствии с темой
«Искусство в жизни человека» (6 класс) выпускник
научится:
• называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем
состоит различие временных и пространственных видов искусства;
• классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее
значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
• объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием
изображения;
• композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными
художественными материалами;
• создавать
образы,
используя
все
выразительные
возможности
художественных материалов;
• простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
4
• навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых
предметов (кухонная утварь);
• изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых
геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
• создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры
из геометрических тел;
• строить изображения простых предметов по правилам линейной
перспективы;
• характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство
изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и
глубины пространства;
• передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение
в композиции натюрморта;
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры
наклейками на картоне;
• выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
• рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном
искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
• применять перспективу в практической творческой работе;
• навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках
наблюдаемого;
• навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила
линейной и воздушной перспективы;
• видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового
состояния и настроения в природе;
• навыкам создания пейзажных зарисовок;
• различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная
перспектива;
• пользоваться правилами работы на пленэре;
• использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о
красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной
выразительности живописного произведения;
• навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической
организации плоскости изображения;
• различать основные средства художественной выразительности в
изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
5
• определять композицию как целостный и образный строй произведения,
роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение
целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
• пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими
материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки,
использовать коллажные техники.
• различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический
пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм.
В результате освоения содержания программы по изобразительному
искусству в соответствии с темой
«Архитектура и дизайн в жизни человека» (7 класс) выпускник
научится:
• различать и характеризовать виды портрета;
• понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
• пользоваться
навыками работы
с
доступными
скульптурными
материалами;
• видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения
пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры,
по представлению, по памяти;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками
плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
• использовать графические материалы в работе над портретом;
• использовать образные возможности освещения в портрете;
• пользоваться правилами схематического построения головы человека в
рисунке;
• называть имена выдающихся русских и зарубежных художников портретистов и определять их произведения;
• навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры
человека;
• навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
• навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
• рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в
истории искусства;
• приемам выразительности при работе с натуры над набросками и
зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
6
• характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и
целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над
жизнью;
• объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях
станковой живописи;
• изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над
эскизом; узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая
живопись».
• перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической
картины;
• характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение
значительных событий в истории общества, как воплощение его
мировоззренческих позиций и идеалов;
• узнавать и характеризовать несколько классических произведений и
называть имена великих русских мастеров исторической картины;
• характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии
русской культуры;
• рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании
образа народа, в становлении национального самосознания и образа
национальной истории;
• называть имена нескольких известных художников объединения «Мир
искусства» и их наиболее известные произведения;
• творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на
выбранный исторический сюжет;
творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки
композиции на историческую тему;
• творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
• представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из
Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
• узнавать произведения и называть имена великих европейских и русских
художников, творивших на библейские темы;
• узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских
художников на библейские темы;
• характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
• рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в
годы Великой Отечественной войны;
7
• описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и
ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
• творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому
историческому событию или историческому герою;
• анализировать художественно-выразительные средства произведений
изобразительного искусства XX века;
• культуре зрительского восприятия;
• характеризовать временные и пространственные искусства;
• понимать разницу между реальностью и художественным образом;
• представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных
иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
• опыту
художественного
иллюстрирования
и
навыкам
работы
графическими материалами;
• собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер
одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
• представлениям об
анималистическом
жанре
изобразительного
искусства и творчестве художников-анималистов;
• опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов
животных;
• развивать навыки наблюдательности, способность образно видеть
окружающую повседневную жизнь.
В результате освоения содержания программы по изобразительному
искусству в соответствии с темой
«Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» (8 класс)
выпускник научится:
• систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории
архитектуры и дизайна;
• распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
• понимать сочетание различных объемов в здании;
• понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и
материал;
• иметь
общее
представление и
рассказывать
об
особенностях
архитектурно-художественных стилей разных эпох;
• понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
8
• различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
• характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в
пространстве городской среды;
• понимать плоскостную композицию как возможное схематическое
изображение объемов при взгляде на них сверху;
• осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка –
вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
• применять в создаваемых пространственных композициях доминантный
объект и вспомогательные соединительные элементы;
• применять навыки формообразования, использования объемов в
дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
• создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в
пространстве;
• создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн проектов;
• получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов
архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета
в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
• приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой
архитектуры;
• характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
• понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII –
XIX веков;
• называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
• понимать основы краткой истории костюма;
• характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных
принципов дизайна одежды;
применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в
формировании букета по принципам икебаны;
• использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой,
природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных
объектов;
• отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный
композиционный замысел;
• узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева.
София Киевская. Фрески. Мозаики;
9
• различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского
Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов
Московского Кремля;
• различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи.
Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и
художественной жизни Руси;
• узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
• характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и
храма Покрова-на-Рву;
• раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке.
Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
• работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая
разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
• различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
• создавать с натуры и по воображению архитектурные образы
графическими материалами и др.;
• работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика,
роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при
моделировании архитектурного пространства;
• сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней
Руси;
• рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
• ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений
изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
• использовать в речи новые термины, связанные со стилями в
изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
• выявлять и называть характерные особенности русской портретной
живописи XVIII века;
• характеризовать признаки и особенности московского барокко;
• создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в
материале.
10
Выпускник получит возможность научиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные
художественные материалы для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою
точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах
искусства;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
изобразительного искусства;
понимать специфику изображения в полиграфии;
различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты,
афиши и др.);
различать и
полиграфии
характеризовать типы изображения
в
(графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
создавать художественную композицию макета книги, журнала;
называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX
веков;
называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и
архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и
определять скульптурные памятники;
11
называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и
определять их произведения живописи;
называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и
определять произведения пейзажной живописи;
понимать особенности исторического жанра, определять произведения
исторической живописи;
активно
воспринимать
произведения
искусства
и
аргументировано
анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные
метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям
искусства;
определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники
архитектуры модерна;
использовать
навыки
архитектуре
(макеты
композиционные
формообразования,
из
макеты
бумаги,
объектов
использования
картона,
на
пластилина);
предметной
объемов
в
создавать
плоскости
и
в
пространстве;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины
XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в
материале;
узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX
веков;
узнавать, называть основные художественные стили в европейском и
русском искусстве и время их развития в истории культуры;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
12
применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания
композиции на определенную тему;
понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX
века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика,
роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного
пространства;
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
получать представления об особенностях художественных коллекций
крупнейших музеев мира;
использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной
композицией;
понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
понимать
роль
костюма,
маски
и
грима
в
искусстве
актерского
перевоплощения;
называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа,
М.В. Добужинский);
различать особенности художественной фотографии;
различать
выразительные
средства
художественной фотографии
(композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
понимать изобразительную природу экранных искусств;
13
характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного
образа;
различать понятия: игровой и документальный фильм;
называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн.
А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
понимать основы искусства телевидения;
понимать
различия
в
творческой
работе
художника-
живописца и сценографа;
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании
школьного спектакля;
применять в практике любительского спектакля художественнотворческие
умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных
материалов;
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его
стилевого единства со сценографией спектакля;
использовать
элементарные
навыки
основ
фотосъемки,
осознанно
осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как
художественно-выразительных средств фотографии;
применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и
навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении
отдельных недочетов и случайностей;
понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
14
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники
съемки и компьютерного монтажа;
применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и
изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной
анимации;
смотреть
и
анализировать
с
точки
зрения
режиссерского,
монтажнооператорского искусства фильмы мастеров кино;
использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для
формирования школьного телевидения;
реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике
создания видео-этюда.
15
Обязательный минимум содержания рабочей программы по
изобразительному искусству:
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник
самобытной красоты.
Солярные
знаки
(декоративное
изображение
и
их
условно
символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская
изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение
уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа
декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный
художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их
символическое значение. Различие национальных особенностей русского
орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных
игрушках
(Дымковская
игрушка,
Филимоновская
игрушка).
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных
промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово,
роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по
бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в
изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного
искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества.
Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет.
Основы
цветоведения.
Композиция.
Натюрморт.
Понятие
формы.
Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм
окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и
тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила
построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов
16
(К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника.
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в
портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого
Тропинин,
И.Е.
Репин,
И.Н.
Крамской,
В.А.
Серов).
(В.А.
Портрет
в
изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры
человека в истории искусства (Леонардо да Винчи,
Микеланджело
Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка
фигуры
человека.
Набросок
фигуры
человека
с
натуры.
Основы
представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска
человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн.
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в
организации предметно – пространственной среды жизни человека. От
плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание
различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы
здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство
художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в
архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. Ле
Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и
архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового
искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков.
17
Искусство полиграфии.
Специфика
изображения
в
полиграфии.
Формы
полиграфической
продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы
изображения
в
полиграфии
(графическое,
живописное,
компьютерное
фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в
графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки,
визитной карточки и др.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и
художественная фотография.
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и
художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим
и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В.
Добужинский).
Опыт
художественно-творческой
деятельности.
Создание
художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной
фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс,
свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная
природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж.
Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм,
свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы.
Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор,
художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф.
Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его
особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественнотворческие проекты.
18
Основные виды художественно-творческой деятельности:
ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
декоративно-прикладная деятельность (основы народного и
декоративно-прикладного искусства);
художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и
архитектуры);
художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Тематическое планирование (5-7 класс)
№
темы
1
2
Название темы
Народное художественное
творчество – неиссякаемый
источник самобытной красоты.
Виды изобразительного
искусства и основы образного
языка.
3
Конструктивное искусство:
архитектура и дизайн
4
Понимание смысла деятельности
художника
5
Искусство полиграфии
6
Изображение в синтетических и
экранных видах искусства и
художественная фотография.
Всего часов:
5 класс
6
класс
7 класс
25
25
21
7
7
7
4
2
2
2
34
часов
34
часов
34
часов
19
Тематическое планирование
5 класс
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
Тема
Количество
часов на
тему
Раздел 1. Связь времён в народном искусстве. 7 часов
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение
и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов
в современной жизни. Обобщение.
Древние образы в современных народных
игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово.
1
1
1
1
1
1
1
Раздел 2. Древние корни народного искусства
7 часов
8
Древние образы в народном искусстве.
1
9
10
11
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного
быта.
Русская народная вышивка.
1
1
Народный праздничный костюм.
1
Народные праздничные обряды.
1
12
13
14
Раздел 3. Декор- человек, общество, время.
1
1
5 часов
15
Зачем людям украшения.
1
16
Роль декоративного искусства в жизни
древнего общества.
Одежда говорит о человеке.
1
17
1
20
18
О чѐм рассказывают нам гербы и эмблемы.
1
19
Роль декоративного искусства в жизни
человека и общества.
1
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире.
20
21-25
26
27
28
29
30
31
6 часов
Современное выставочное искусство.
1
Ты сам - мастер
6
Эстафета искусств – от рисунка к фотографии. 7 часов
Фотография – новое изображение
реальности.
Основа операторского мастерства: умение
видеть и выбирать.
Фотография – искусство светописи. Вещь:
свет и фактура.
Искусство фотопейзажа и интерьера.
Человек на фотографии. Операторское
мастерство фотопортрета.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
1
1
1
1
1
1
32
Фотография и компьютер. Документ или
1
фальсификация: факт и его компьютерная
трактовка.
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.
2 часа.
33
34
Тайны актёрского перевоплощения. Костюм,
грим и маска.
Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в
театре кукол.
1
1
21
Тематическое планирование
6 класс
Изобразительное искусство в жизни человека.
№
урока
Тема
Раздел 1. Мир наших вещей. Натюрморт.
1
2
3
4
5
Количество
часов на
тему
5 часов
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира - натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего
мира.
Изображение объёма на плоскости и линейная
перспектива. Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте. Выразительные возможности
натюрморта.
1
1
1
1
1
Раздел 2. Виды изобразительного искусства и основы образного языка
5 часов.
6
Изобразительное искусство. Семья пространственных
1
искусств. Рисунок-основа изобразительного творчества.
7
1
Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.
8
9
10
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях
живописи.
Объёмные изображения в скульптуре. Основы языка
изображения.
1
1
1
Раздел 3. Вглядываясь в человека. 10 часов
11
Образ человека – главная тема искусства.
1
12
Конструкция головы человека и еѐ основные
пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
1
13
1
22
14
Портрет в скульптуре.
1
15
Графический портретный рисунок.
1
16
Сатирические образы человека.
1
17
1
18
Образные возможности освещения в портрете. Роль
цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
19
Портреты в изобразительном искусстве XX века.
1
1
Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж. 7 уроков.
20
Жанры в изобразительном искусстве.
1
21
Изображение пространства.
1
22
Правила построения перспективы. Воздушная
перспектива.
Пейзаж – большой мир. Пейзаж в русской
живописи.
Пейзаж в графике
1
Выразительные возможности изобразительного
искусства. Язык и смысл.
Телевидение – пространство культуры? 7 часов
1
23
24
25
26
27
Информационная и художественная природа
телевизионного изображения.
Телевизионная документалистика.
1
1
1
1
28
Кинонаблюдение – основа документального
видеотворчества.
1
29
Видеоэтюд в пейзаже и портрете.
1
30
Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью.
1
31
Современные формы экранного языка.
1
32
Роль визуально – зрелищных искусств в жизни
общества и человека. Искусство – зритель
1
23
современность.
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.
2 часа.
33
Безграничное пространство сцены. Сценография особый вид художественного творчества.
1
34
Сценография - искусство и производство.
Третий звонок. Спектакль - от замысла к воплощению.
1
Тематическое планирование
7 класс
Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных
искусств.
№
урока
Тема
Количество
часов на
тему
Раздел 1. Художественный язык конструктивных искусств. 7 часов
1
2
3
4
5
6
7
Объект и пространство. От плоскостного
изображения к объёмному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание
различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
1
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание
объёмов и образ времени.
Форма и материал.
1
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в
формотворчестве.
1
1
1
1
1
Раздел 2. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры. 7 часов.
8
Гармония, контраст и выразительность плоскостной
композиции, или «Внесём порядок в хаос».
1
24
9
10
11
12
13
14
Прямые линии и организация пространства.
1
Цвет - элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
1
1
Буква - строка - текст. Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе. Композиционные
основы макетирования в графическом дизайне.
1
1
В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие
форм графического дизайна.
1
Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как
среды жизни человека. 7 часов.
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Город сквозь времена и страны. Образы
материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной
архитектуры и дизайна.
Живое пространство города. Город, микрорайон,
улица.
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн
пространственновещной среды интерьера.
Природа
и
архитектура.
Организация
архитектурноландшафтного пространства.
Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и
его осуществление.
Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
4 часа
Образ жизни и индивидуальное проектирование
Интерьер, который мы создаѐм.
Мода, культура и ты. Композиционно
конструктивные принципы дизайна одежды.
Автопортрет на каждый день.
Фильм – творец и зритель 7 часов.
1
Многоголосный язык экрана. Синтетическая
природа фильма и монтаж. Пространство и время в
кино.
Художник – режиссёр - оператор. Художественное
творчество в игровом фильме.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25
28
29
30
31
32
От большого экрана к твоему видео. Азбука
киноязыка.
Фильм – «рассказ в картинках».
1
Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и
снять.
Бесконечный мир кинематографа. Искусство
анимации или, когда художник больше, чем
художник.
Живые рисунки на твоём компьютере.
1
1
1
1
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических
искусствах. 2 часа.
34
35
Искусство зримых образов. Изображение в театре и
кино.
Театральное искусство и художник. Правда и магия
театра.
1
1