Положение об итоговом индивидуальном проекте_10-11 классы

1.5. Приоритетными направлениями проектирования являются:
– социальное;
– бизнес-проектирование;
– исследовательское;
– инженерное;
– информационное.
1.6. Исследовательское направление работы старшеклассников должно
носить выраженный научный характер. Исследовательские проекты могут
иметь следующие направления:
– естественнонаучные исследования;
– исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за
рамки школьной программы, например в психологии, социологии);
– экономические исследования;
– социальные исследования;
– научно-технические исследования.
1.5. Защита индивидуального итогового проекта является одной из
обязательных составляющих материалов системы внутришкольного
мониторинга образовательных достижений.
1.6. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная
деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В
документ государственного образца об уровне образования — аттестат об
среднем общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.
2. Цели и задачи выполнения итогового индивидуального проекта
Целями выполнения ИИП являются:
2.1.1. развитие у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и
самоопределению; формирование системы значимых социальных и
межличностных отношений;
2.1.2. формирование
умений
самостоятельного
планирования
и
осуществления проектной и учебно-исследовательской деятельности,
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
построения индивидуального образовательного маршрута;
2.1.3. формирование научного типа мышления, компетентностей в
предметных областях, учебно-исследовательской, проектной, социальной
деятельности;
2.1.4. формирование навыков участия в различных формах организации
учебно-исследовательской и проектной деятельности;

2.1.5. подготовка к осознанному выбору дальнейшего образования и
профессиональной деятельности.
2.2.Основными задачами выполнения ИИП являются:
2.2.1. Продемонстрировать достижения обучающегося в самостоятельном
освоении межпредметных понятий и универсальных учебных действий
(регулятивные, познавательные, коммуникативные);
2.2.2. Определить уровень способности их использования в познавательной и
социальной практике;
2.2.3. Оценить степень самостоятельности обучающегося в планировании и
осуществлении проектной и учебно-исследовательской деятельности;
2.2.4. Определить
способность
к
построению
индивидуальной
образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности.
3. Организация работы над итоговым индивидуальным проектом
3.1. На уровне среднего общего образования проект реализуется самим
старшеклассником. Он самостоятельно формулирует предпроектную идею,
ставит цели, описывает необходимые ресурсы и пр. Начинает использовать
элементы математического моделирования и анализа как инструмента
интерпретации результатов исследования.
На уровне среднего общего образования сам обучающийся определяет
параметры и критерии успешности реализации проекта. Кроме того, он
формирует навык принятия параметров и критериев успешности проекта,
предлагаемых другими, внешними по отношению к школе социальными и
культурными сообществами.
3.2. Согласование тем итогового индивидуального проекта закончить до
конца 1 четверти 10 класса.
3.3. Проектная и исследовательская работа обеспечивается тьюторским
(кураторским) сопровождением. В функцию тьютора (куратора) входит:
обсуждение с обучающимся проектной идеи и помощь в подготовке к ее
защите и реализации, посредничество между обучающимися и экспертной
комиссией (при необходимости), написание отзыва, другая помощь.
3.4. Для руководства исследовательской работой обучающихся необходимо
привлекать специалистов и ученых из различных областей знаний. Возможно
выполнение исследовательских работ и проектов обучающимися вне школы.

3.5. Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в
проектной деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта
обучающимися.
3.6. Общим требованием ко всем работам является необходимость
соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.
Перед защитой все ИИП проходят проверку по системе антиплагиат. В
случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на
источник, проект к защите не допускается.
3.6. Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной
конференции вне школы в апреле-мае 10 класса.
4. Требования к защите проекта
4.1. Публично должны быть представлены два элемента проектной работы:
– защита темы проекта (проектной идеи);
– защита реализованного проекта.
На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся должны быть
обсуждены:
– актуальность проекта;
– положительные эффекты от реализации проекта, важные как для
самого автора, так и для других людей;
– ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для
реализации проекта, возможные источники ресурсов;
– риски реализации проекта и сложности, которые ожидают
обучающегося при реализации данного проекта;
В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости)
такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил
обучающемуся предпринять реальное проектное действие.
На защите реализации проекта обучающийся представляет свой
реализованный проект по следующему (примерному) плану:
1. Тема и краткое описание сути проекта.
2. Актуальность проекта.
3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам
автор, так и другие люди.
4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для
реализации проекта, а также источники этих ресурсов.

5. Ход реализации проекта.
6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось
преодолеть в ходе его реализации.
4.2. Требования к исследовательским проектам: постановка задачи,
формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов
исследования, проведение исследования и интерпретация полученных
результатов.
Для исследований в естественнонаучной, научно-технической, социальной
и экономической областях желательным является использование элементов
математического моделирования (с использованием компьютерных
программ в том числе).
4.3. В состав комиссии могут входить представители вузов, учителяпредметники, педагоги дополнительного образования, администрация
образовательного учреждения. Количество членов комиссии должно быть не
четным, не менее 3-х.
4.4. Состав комиссии для оценки индивидуальных проектов определяется
приказом директора.
4.5. Независимо от типа проекта его защита происходит публично. После
заслушивания доклада (7-10 минут) слушатели и жюри (экспертная
комиссия) задают вопросы по теме проекта. Соблюдение регламента
свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося.
4.6. Компьютерная презентация является частью оценивания проекта как
один из вариантов наглядности.
4.7. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения
комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской,
презентации обучающегося и отзыва руководителя по четырехбалльной
системе в соответствии с критериями пункта 5. В случае
неудовлетворительной отметки обучающийся должен предоставить ИИП в
течение месяца специально созданной комиссии на базе школы.
4.8. Классный руководитель информирует родителей о результатах защиты
проекта обучающимися. В случае необходимости пересдачи контролирует
ход внеурочной проектной деятельности обучающегося.
5. Критерии оценки итогового индивидуального проекта
5.1. Оценивание производится на основе критериальной модели.

5.2.

Содержательное описание каждого критерия:

Критерий

Содержание
критерия

Самостоятельное
приобретение
знаний и решение
проблем

Способность
поставить
проблему
и
выбрать способы её
решения, найти и
обработать
информацию,
формулировать
выводы
и/или
обоснование
и
реализацию/апроба
цию
принятого
решения,
обоснование
и
создание модели,
прогноза, макета,
объекта,
творческого
решения и т.п.

Владение
предметом
проектной

Умение раскрыть
содержание
работы, грамотно и

Уровни сформированности навыков
проектной деятельности
Базовый
Повышенный
Работа в целом Работа в целом
свидетельствует о свидетельствует о
способности
способности
самостоятельно с самостоятельно
опорой на помощь ставить проблему
и находить пути
руководителя
решения;
ставить проблему её
и находить пути продемонстрирова
свободное
её
решения; но
продемонстриров владение
на
способность логическими
операциями,
приобретать
новые
знания навыками
и/или осваивать критического
новые
способы мышления,
умение
действий,
достигать более самостоятельно
мыслить;
глубокого
продемонстрирова
понимания
на способность на
изученного.
этой
основе
приобретать
новые
знания
и/или осваивать
новые
способы
действий,
достигать более
глубокого
понимания
проблемы.
Предмет
Предмет
проектной
проектной
деятельности
деятельности

обоснованно
в
соответствии
с
(междисциплинар рассматриваемой
ный
или проблемой/темой
полидисциплинар использовать
имеющиеся знания
ный предмет)
и
способы
действий.
деятельности

Регулятивные
УУД

Умение
самостоятельно
планировать
и
управлять
своей
познавательной
деятельностью во
времени,
использовать
ресурсные
возможности для
достижения целей,
осуществлять
выбор
конструктивных
стратегий
в
трудных ситуациях

Коммуникативны

Умение

ясно

связан
к
конкретным
учебным
предметом,
но
имеет
междисциплинарн
ые
связи.
Продемонстриров
ано
понимание
содержания
выполненной
работы. В работе
и в ответах на
вопросы
по
содержанию
работы
отсутствуют
грубые ошибки.
Продемонстриров
аны
навыки
определения темы
и планирования
работы.
Работа
доведена до конца
и
представлена
комиссии;
некоторые этапы
выполнялись под
контролем и при
поддержке
руководителя.
При
этом
проявляются
отдельные
элементы самооце
нки
и
самоконтроля
обучающегося
Продемонстриров

носит
ярко
выраженный
полидисциплинар
ный
характер.
Продемонстриров
ано
свободное
владение
предметом
проектной
деятельности.
Ошибки
отсутствуют.

Работа тщательно
спланирована
и
последовательно
реализована,
своевременно
пройдены
все
необходимые
этапы обсуждения
и представления.
Контроль
и
коррекция
осуществлялись
самостоятельно.

Тема

ясно

определена
и
пояснена.
Текст/сообщение
структурированыВ
се
мысли
выражены
ясно,
логично,
последовательно,
аргументированно.
Работа/сообщение
вызывает интерес.
Автор
свободно
отвечает
на
вопросы.
5.3. Решение о том, что проект выполнен на базовом или повышенном уровне
и оценен, принимается при условии, что:

е УУД

изложить
и
оформить
выполненную
работу,
представить
её
результаты,
аргументировано
ответить
на
вопросы.

аны
навыки
оформления
проектной работы
и пояснительной
записки, а также
подготовки
простой
презентации.
Автор отвечает на
вопросы

5.3.1. такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых
критериев;
5.3.2. продемонстрированы все обязательные элементы проекта или
исследования (пункты 4.1., 4.2.):
5.3.3. Даны ответы на вопросы.
5.4. Оценивание проекта
5.4.1.Отметка 5 (отлично) ставиться, если проект выполнен на повышенном
уровне по каждому из предъявляемых критериев;
5.4.2. Отметка 4 (хорошо) ставиться, если проект выполнен на повышенном
уровне, хотя бы по одному из предъявляемых критериев;
5.4.3. Отметка 3 (удовлетворительно) ставиться, если проект выполнен на
базовом уровне по каждому из предъявляемых критериев;
5.4.4. Отметка 2 (неудовлетворительно) ставиться, если отсутствуют
обязательные элементы проекта или исследования (пункты 4.1., 4.2.).
6.

Требования к оформлению индивидуального проекта

6.1.
Проектная (исследовательская) работа должна быть построена
по определенной структуре. Основными элементами этой структуры
в порядке их расположения являются: титульный лист; оглавление; паспорт
проектной
работы,
введение;
основная
часть;
заключение;
библиографический список; приложения.

Титульный
по образцу.

лист является

первой

страницей

работы

и заполняется

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся
пункты работы с указанием страниц.
6.2. Паспорт проектной работы включает:
· название проекта, указание автора проекта, имя научного руководителя;
· краткое описание проекта: цели, задачи, результат проекта (продукт);
Работа над проектом включает четыре этапа: подготовительный, поисковый
(исследовательский), аналитический, презентация полученного результата
(продукта).
Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель
и содержание поставленных задач, дается характеристика работы: в чем
заключается значимость и (или) прикладная ценность полученных
результатов.
Основная часть состоит из двух разделов: теоретического и практического.
Теоретический раздел включает анализ информации, отбор наиболее
значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов.
Практический раздел — описание изготовления проектируемого изделия,
реализации социальной инициативы.
При проектировании важно не то, как нечто существует на самом деле, а то,
как, при каких условиях (социальных, финансово-экономических и т. д.)
некоторый проект (продукт) может быть реализован.
Заключение содержит основные выводы. При оценке экспертами работ
учитывается и грамотность текста.
В конце
работы приводится
список
используемой литературы (библиографический
список).
В приложении помещаются вспомогательные и дополнительные материалы:
таблицы, рисунки, графики, схемы и т. д., если они помогут пониманию
полученных результатов.
6.3. Оформление работы. Текст работы должен быть напечатан на одной
стороне листа белой бумаги формата, А 4 через одинарный интервал.
Кегль шрифта основного текста работы должен
ненаклонный. Гарнитура шрифта — семейства Times.

быть

14 пункта,

Работы выполняются в текстовом редакторе «Word», объем — не менее
15 страниц. Страницы нумеруются по порядку арабскими цифрами. Номера
страниц проставляются внизу листа по центру страницы.

Приложения, в том числе таблицы, дополнительные материалы и другое
оформляются в произвольной форме, удобной для понимания и усвоения
информации. Приложения
нумеруются
в порядке
их
использования. Оформление работы не должно включать излишеств, в том
числе: различных цветов текста, не относящихся к пониманию работы
рисунков, больших и вычурных шрифтов и т. п. В тексте не допускается
сокращение названий, наименований, за исключением общепринятых.
6.4.

Оформление списка литературы представлено в Приложении № 1

6.5. Все материалы проектной (исследовательской) работы помещаются
в папку-скоросшиватель.
К работе прилагается отзыв руководителя проекта. Пример отзыва
представлен в Приложении № 2
6.6.

К защите представляются



Папка ИИП



Паспорт ИИП Приложение № 3



Отзыв руководителя



Презентация



Текст публичного выступления



Проектный продукт

Приложение № 1
Пример оформления списка литературы
(в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 с изменениями на 21.12.2017)
Правила оформления списка литературы
Нормативные правовые
с их юридической силой:

акты

располагаются

в

соответствии

 международные законодательные акты – по хронологии;
 Конституция РФ;
 кодексы – по алфавиту;
 законы РФ – по хронологии;
 указы Президента РФ – по хронологии;
 акты Правительства РФ – по хронологии;
 акты министерств и ведомств в последовательности – приказы,
постановления, положения, инструкции министерства – по алфавиту, акты –
по хронологии.
Образец оформления списка литературы
На книгу:
Цыганов В.В., Бородин В.А., Шишкин Г.Б. Интеллектуальное
предприятие: механизмы овладения капиталом и властью. –М.:
Университетская книга, 2004. – 770 с.
На статью из журнала:
Кузнецов Л.А. Системное представление финансово-хозяйственной
деятельности предприятия // Проблемы управления. – 2003. – № 3. – С. 39 –
48.
Akers S.B. Binary decision diagrams // IEEE Trans. Computers. – 1978. –
Vol. C-27, N 6. - P. 509 – 516.
На статью из сборника:
Абашкина Е.О. Рынок труда и уровень жизни населения России:
нелинейные методы анализа и прогнозирования // Информация и экономика:
теория, модели, технологии: Сб. науч. тр. – Барнаул, 2002. – С. 80 – 111.
На доклад из сборника трудов конференции:
Рыков А.С., Лановец В.В., Матвиенко М.Ю. Система конструирования
и исследования алгоритмов деформируемых конфигураций // Тр. междунар.
конф. «Идентификация систем и задачи управления» SICPRO’2000 / Ин-т
пробл. упр. – М., 2000. – С. 5 – 9.

Hu B., Mann G., Gosine R. How to evaluate fuzzy PID controllers without
using process information // Proc. of the 14-th World Congress IFAC. – Beijing,
1999. –P. 177 –182.
Нижегородцев Р.М. Импульсное моделирование миграционных
процессов // Проблемы управления безопасностью сложных систем:
Материалы IX междунар. конф. – М., 2001. – С. 150 –155
На автореферат диссертации:
Венков А.Г. Построение и идентификация нечетких математических
моделей технологических процессов в условиях неопределенности: Автореф.
дис. канд. техн. наук. – Липецк: ЛГТУ, 2002.–20 с. или Автореф. дис д-ра
экон. наук.
На книгу под редакцией:
Справочник по теории автоматического управления / Под ред.
А.А. Красовского. – М.: Наука, 1987. – 712 с.
На авторские свидетельства и патенты:
А. с.1007970 СССР. Устройство для захвата деталей / В.С. Ваулин,
В.Г. Кемайкин // Бюл. – 1981. – № 12. – С. 136.
Пат. 2012345 РФ. Датчик уровня / И.С. Сидоров // Бюл. – 2001. – № 1. –
С. 96.
Пат. 4050242 США. Multiple bypass – duct turbofan and method of
operating same / D.J. Dusa. Опубл. 27.09.77.
На интернет-ресурс:
История женского образования в России [Электронный ресурс]. URL:https://zen.yandex.ru/media/id/594a2d8c7ddde8e638fbf619/istoriiajenskogo-obrazovaniia-v-rossii-5aa9267a9e29a224711a857c (дата обращения:
11.11.2020).
3. Кувалдин С. /Лица «Народной Воли». Софья Перовская. Сноб. 20192020. #3 [Электронный ресурс]. - URL: https://snob.ru/entry/183743 (дата
обращения: 05.11.2020).
4. Культура РФ /Литература Софьи Ковалевской [Электронный ресурс].
-URL: https://www.culture.ru/materials/164578/literatura-sofi-kovalevskoi (дата
обращения: 03.11.2020).
5. Савченко В.А. /100 знаменитых анархистов и революционеров
[Электронный
ресурс].
Режим
доступа:
(https://biography.wikireading.ru/44286) (Дата обращения: 29.10.2020).

Приложение № 2
Образец написания отзыва на проектную работу
ОТЗЫВ
на проектную/исследовательскую работу обучающе(йся)гося __________
класса
______________________________________________________________
(фамилия, имя и отчество)
по
направлению/
________________________________________________________
(название направления/ темы проектной работы)

теме:

Структура отзыва:

1. Степень самостоятельности обучающегося в поставке проблемы и
выборе способов её решения, поиске и обработке информации,
формулировке выводов
2. Междисциплинарный или полидисциплинарный характер ИИП
3. Степень самостоятельности в планировании и управлении своей
познавательной деятельностью во времени,
4. Соответствие работы требованиям, предъявляемым к проектной
работе.
5. «Общая оценка работы. Пожелания, недочеты, раскрытые в
позитивной форме, возможные направления дальнейшей работы.

Вывод:
отвечает (не отвечает) требованиям, предъявляемым к индивидуальному итоговому
проекту и рекомендуется (не может быть рекомендована) к защите, рекомендуемая оценка
проекта.
Руководитель проектной работы
«_____» ______________ 20___ г

_________________
ФИО(подпись)

___________________

Паспорт проекта
Название проекта _________________________________________________
__________________________________________________________________
Руководитель проекта _____________________________________________
Автор проекта ____________________________________________________
Направление ______________________________________________
Тип проекта ______________________________________________________
Цель работы ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Задачи работы ____________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вопрос проекта ___________________________________________________
Краткое содержание проекта_______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Результат
проекта
(продукт)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Реализация проекта (для 10 класса) _________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».