1.5. Приоритетными направлениями проектирования являются: – социальное; – бизнес-проектирование; – исследовательское; – инженерное; – информационное. 1.6. Исследовательское направление работы старшеклассников должно носить выраженный научный характер. Исследовательские проекты могут иметь следующие направления: – естественнонаучные исследования; – исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например в психологии, социологии); – экономические исследования; – социальные исследования; – научно-технические исследования. 1.5. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений. 1.6. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об среднем общем образовании — отметка выставляется в свободную строку. 2. Цели и задачи выполнения итогового индивидуального проекта Целями выполнения ИИП являются: 2.1.1. развитие у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; формирование системы значимых социальных и межличностных отношений; 2.1.2. формирование умений самостоятельного планирования и осуществления проектной и учебно-исследовательской деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построения индивидуального образовательного маршрута; 2.1.3. формирование научного типа мышления, компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской, проектной, социальной деятельности; 2.1.4. формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности; 2.1.5. подготовка к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной деятельности. 2.2.Основными задачами выполнения ИИП являются: 2.2.1. Продемонстрировать достижения обучающегося в самостоятельном освоении межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные); 2.2.2. Определить уровень способности их использования в познавательной и социальной практике; 2.2.3. Оценить степень самостоятельности обучающегося в планировании и осуществлении проектной и учебно-исследовательской деятельности; 2.2.4. Определить способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности. 3. Организация работы над итоговым индивидуальным проектом 3.1. На уровне среднего общего образования проект реализуется самим старшеклассником. Он самостоятельно формулирует предпроектную идею, ставит цели, описывает необходимые ресурсы и пр. Начинает использовать элементы математического моделирования и анализа как инструмента интерпретации результатов исследования. На уровне среднего общего образования сам обучающийся определяет параметры и критерии успешности реализации проекта. Кроме того, он формирует навык принятия параметров и критериев успешности проекта, предлагаемых другими, внешними по отношению к школе социальными и культурными сообществами. 3.2. Согласование тем итогового индивидуального проекта закончить до конца 1 четверти 10 класса. 3.3. Проектная и исследовательская работа обеспечивается тьюторским (кураторским) сопровождением. В функцию тьютора (куратора) входит: обсуждение с обучающимся проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и реализации, посредничество между обучающимися и экспертной комиссией (при необходимости), написание отзыва, другая помощь. 3.4. Для руководства исследовательской работой обучающихся необходимо привлекать специалистов и ученых из различных областей знаний. Возможно выполнение исследовательских работ и проектов обучающимися вне школы. 3.5. Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в проектной деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта обучающимися. 3.6. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. Перед защитой все ИИП проходят проверку по системе антиплагиат. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается. 3.6. Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной конференции вне школы в апреле-мае 10 класса. 4. Требования к защите проекта 4.1. Публично должны быть представлены два элемента проектной работы: – защита темы проекта (проектной идеи); – защита реализованного проекта. На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся должны быть обсуждены: – актуальность проекта; – положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей; – ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов; – риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта; В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие. На защите реализации проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану: 1. Тема и краткое описание сути проекта. 2. Актуальность проекта. 3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди. 4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов. 5. Ход реализации проекта. 6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации. 4.2. Требования к исследовательским проектам: постановка задачи, формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования, проведение исследования и интерпретация полученных результатов. Для исследований в естественнонаучной, научно-технической, социальной и экономической областях желательным является использование элементов математического моделирования (с использованием компьютерных программ в том числе). 4.3. В состав комиссии могут входить представители вузов, учителяпредметники, педагоги дополнительного образования, администрация образовательного учреждения. Количество членов комиссии должно быть не четным, не менее 3-х. 4.4. Состав комиссии для оценки индивидуальных проектов определяется приказом директора. 4.5. Независимо от типа проекта его защита происходит публично. После заслушивания доклада (7-10 минут) слушатели и жюри (экспертная комиссия) задают вопросы по теме проекта. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося. 4.6. Компьютерная презентация является частью оценивания проекта как один из вариантов наглядности. 4.7. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя по четырехбалльной системе в соответствии с критериями пункта 5. В случае неудовлетворительной отметки обучающийся должен предоставить ИИП в течение месяца специально созданной комиссии на базе школы. 4.8. Классный руководитель информирует родителей о результатах защиты проекта обучающимися. В случае необходимости пересдачи контролирует ход внеурочной проектной деятельности обучающегося. 5. Критерии оценки итогового индивидуального проекта 5.1. Оценивание производится на основе критериальной модели. 5.2. Содержательное описание каждого критерия: Критерий Содержание критерия Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем Способность поставить проблему и выбрать способы её решения, найти и обработать информацию, формулировать выводы и/или обоснование и реализацию/апроба цию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Владение предметом проектной Умение раскрыть содержание работы, грамотно и Уровни сформированности навыков проектной деятельности Базовый Повышенный Работа в целом Работа в целом свидетельствует о свидетельствует о способности способности самостоятельно с самостоятельно опорой на помощь ставить проблему и находить пути руководителя решения; ставить проблему её и находить пути продемонстрирова свободное её решения; но продемонстриров владение на способность логическими операциями, приобретать новые знания навыками и/или осваивать критического новые способы мышления, умение действий, достигать более самостоятельно мыслить; глубокого продемонстрирова понимания на способность на изученного. этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы. Предмет Предмет проектной проектной деятельности деятельности обоснованно в соответствии с (междисциплинар рассматриваемой ный или проблемой/темой полидисциплинар использовать имеющиеся знания ный предмет) и способы действий. деятельности Регулятивные УУД Умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях Коммуникативны Умение ясно связан к конкретным учебным предметом, но имеет междисциплинарн ые связи. Продемонстриров ано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки. Продемонстриров аны навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооце нки и самоконтроля обучающегося Продемонстриров носит ярко выраженный полидисциплинар ный характер. Продемонстриров ано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение структурированыВ се мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы. 5.3. Решение о том, что проект выполнен на базовом или повышенном уровне и оценен, принимается при условии, что: е УУД изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. аны навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы 5.3.1. такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 5.3.2. продемонстрированы все обязательные элементы проекта или исследования (пункты 4.1., 4.2.): 5.3.3. Даны ответы на вопросы. 5.4. Оценивание проекта 5.4.1.Отметка 5 (отлично) ставиться, если проект выполнен на повышенном уровне по каждому из предъявляемых критериев; 5.4.2. Отметка 4 (хорошо) ставиться, если проект выполнен на повышенном уровне, хотя бы по одному из предъявляемых критериев; 5.4.3. Отметка 3 (удовлетворительно) ставиться, если проект выполнен на базовом уровне по каждому из предъявляемых критериев; 5.4.4. Отметка 2 (неудовлетворительно) ставиться, если отсутствуют обязательные элементы проекта или исследования (пункты 4.1., 4.2.). 6. Требования к оформлению индивидуального проекта 6.1. Проектная (исследовательская) работа должна быть построена по определенной структуре. Основными элементами этой структуры в порядке их расположения являются: титульный лист; оглавление; паспорт проектной работы, введение; основная часть; заключение; библиографический список; приложения. Титульный по образцу. лист является первой страницей работы и заполняется После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся пункты работы с указанием страниц. 6.2. Паспорт проектной работы включает: · название проекта, указание автора проекта, имя научного руководителя; · краткое описание проекта: цели, задачи, результат проекта (продукт); Работа над проектом включает четыре этапа: подготовительный, поисковый (исследовательский), аналитический, презентация полученного результата (продукта). Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, дается характеристика работы: в чем заключается значимость и (или) прикладная ценность полученных результатов. Основная часть состоит из двух разделов: теоретического и практического. Теоретический раздел включает анализ информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов. Практический раздел — описание изготовления проектируемого изделия, реализации социальной инициативы. При проектировании важно не то, как нечто существует на самом деле, а то, как, при каких условиях (социальных, финансово-экономических и т. д.) некоторый проект (продукт) может быть реализован. Заключение содержит основные выводы. При оценке экспертами работ учитывается и грамотность текста. В конце работы приводится список используемой литературы (библиографический список). В приложении помещаются вспомогательные и дополнительные материалы: таблицы, рисунки, графики, схемы и т. д., если они помогут пониманию полученных результатов. 6.3. Оформление работы. Текст работы должен быть напечатан на одной стороне листа белой бумаги формата, А 4 через одинарный интервал. Кегль шрифта основного текста работы должен ненаклонный. Гарнитура шрифта — семейства Times. быть 14 пункта, Работы выполняются в текстовом редакторе «Word», объем — не менее 15 страниц. Страницы нумеруются по порядку арабскими цифрами. Номера страниц проставляются внизу листа по центру страницы. Приложения, в том числе таблицы, дополнительные материалы и другое оформляются в произвольной форме, удобной для понимания и усвоения информации. Приложения нумеруются в порядке их использования. Оформление работы не должно включать излишеств, в том числе: различных цветов текста, не относящихся к пониманию работы рисунков, больших и вычурных шрифтов и т. п. В тексте не допускается сокращение названий, наименований, за исключением общепринятых. 6.4. Оформление списка литературы представлено в Приложении № 1 6.5. Все материалы проектной (исследовательской) работы помещаются в папку-скоросшиватель. К работе прилагается отзыв руководителя проекта. Пример отзыва представлен в Приложении № 2 6.6. К защите представляются Папка ИИП Паспорт ИИП Приложение № 3 Отзыв руководителя Презентация Текст публичного выступления Проектный продукт Приложение № 1 Пример оформления списка литературы (в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 с изменениями на 21.12.2017) Правила оформления списка литературы Нормативные правовые с их юридической силой: акты располагаются в соответствии международные законодательные акты – по хронологии; Конституция РФ; кодексы – по алфавиту; законы РФ – по хронологии; указы Президента РФ – по хронологии; акты Правительства РФ – по хронологии; акты министерств и ведомств в последовательности – приказы, постановления, положения, инструкции министерства – по алфавиту, акты – по хронологии. Образец оформления списка литературы На книгу: Цыганов В.В., Бородин В.А., Шишкин Г.Б. Интеллектуальное предприятие: механизмы овладения капиталом и властью. –М.: Университетская книга, 2004. – 770 с. На статью из журнала: Кузнецов Л.А. Системное представление финансово-хозяйственной деятельности предприятия // Проблемы управления. – 2003. – № 3. – С. 39 – 48. Akers S.B. Binary decision diagrams // IEEE Trans. Computers. – 1978. – Vol. C-27, N 6. - P. 509 – 516. На статью из сборника: Абашкина Е.О. Рынок труда и уровень жизни населения России: нелинейные методы анализа и прогнозирования // Информация и экономика: теория, модели, технологии: Сб. науч. тр. – Барнаул, 2002. – С. 80 – 111. На доклад из сборника трудов конференции: Рыков А.С., Лановец В.В., Матвиенко М.Ю. Система конструирования и исследования алгоритмов деформируемых конфигураций // Тр. междунар. конф. «Идентификация систем и задачи управления» SICPRO’2000 / Ин-т пробл. упр. – М., 2000. – С. 5 – 9. Hu B., Mann G., Gosine R. How to evaluate fuzzy PID controllers without using process information // Proc. of the 14-th World Congress IFAC. – Beijing, 1999. –P. 177 –182. Нижегородцев Р.М. Импульсное моделирование миграционных процессов // Проблемы управления безопасностью сложных систем: Материалы IX междунар. конф. – М., 2001. – С. 150 –155 На автореферат диссертации: Венков А.Г. Построение и идентификация нечетких математических моделей технологических процессов в условиях неопределенности: Автореф. дис. канд. техн. наук. – Липецк: ЛГТУ, 2002.–20 с. или Автореф. дис д-ра экон. наук. На книгу под редакцией: Справочник по теории автоматического управления / Под ред. А.А. Красовского. – М.: Наука, 1987. – 712 с. На авторские свидетельства и патенты: А. с.1007970 СССР. Устройство для захвата деталей / В.С. Ваулин, В.Г. Кемайкин // Бюл. – 1981. – № 12. – С. 136. Пат. 2012345 РФ. Датчик уровня / И.С. Сидоров // Бюл. – 2001. – № 1. – С. 96. Пат. 4050242 США. Multiple bypass – duct turbofan and method of operating same / D.J. Dusa. Опубл. 27.09.77. На интернет-ресурс: История женского образования в России [Электронный ресурс]. URL:https://zen.yandex.ru/media/id/594a2d8c7ddde8e638fbf619/istoriiajenskogo-obrazovaniia-v-rossii-5aa9267a9e29a224711a857c (дата обращения: 11.11.2020). 3. Кувалдин С. /Лица «Народной Воли». Софья Перовская. Сноб. 20192020. #3 [Электронный ресурс]. - URL: https://snob.ru/entry/183743 (дата обращения: 05.11.2020). 4. Культура РФ /Литература Софьи Ковалевской [Электронный ресурс]. -URL: https://www.culture.ru/materials/164578/literatura-sofi-kovalevskoi (дата обращения: 03.11.2020). 5. Савченко В.А. /100 знаменитых анархистов и революционеров [Электронный ресурс]. Режим доступа: (https://biography.wikireading.ru/44286) (Дата обращения: 29.10.2020). Приложение № 2 Образец написания отзыва на проектную работу ОТЗЫВ на проектную/исследовательскую работу обучающе(йся)гося __________ класса ______________________________________________________________ (фамилия, имя и отчество) по направлению/ ________________________________________________________ (название направления/ темы проектной работы) теме: Структура отзыва: 1. Степень самостоятельности обучающегося в поставке проблемы и выборе способов её решения, поиске и обработке информации, формулировке выводов 2. Междисциплинарный или полидисциплинарный характер ИИП 3. Степень самостоятельности в планировании и управлении своей познавательной деятельностью во времени, 4. Соответствие работы требованиям, предъявляемым к проектной работе. 5. «Общая оценка работы. Пожелания, недочеты, раскрытые в позитивной форме, возможные направления дальнейшей работы. Вывод: отвечает (не отвечает) требованиям, предъявляемым к индивидуальному итоговому проекту и рекомендуется (не может быть рекомендована) к защите, рекомендуемая оценка проекта. Руководитель проектной работы «_____» ______________ 20___ г _________________ ФИО(подпись) ___________________ Паспорт проекта Название проекта _________________________________________________ __________________________________________________________________ Руководитель проекта _____________________________________________ Автор проекта ____________________________________________________ Направление ______________________________________________ Тип проекта ______________________________________________________ Цель работы ______________________________________________________ __________________________________________________________________ Задачи работы ____________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Вопрос проекта ___________________________________________________ Краткое содержание проекта_______________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Результат проекта (продукт) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Реализация проекта (для 10 класса) _________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ____________________________________ Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)