Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ЗПР

1

Оглавление
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
1.1. Пояснительная записка ………………………………………………
3
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной
основнойобщеобразовательной программы начального общего
образования…………………………………………………………………
9
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования………………………………………………………… 13
1.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий ……
2.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов …………………..
2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания
обучающихся……………………………………………………………….
2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни…………………………………………………
2.5. Программа коррекционной работы…………………..………………
2.

15
15
15
15
15

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
3.1. Учебный план начального общего образования ……………………… 24
3.2. План внеурочной деятельности …………………………………………
3.3. Календарный учебный график ………………………………………… 26
3.4. Система условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы …………………………………………… 26
3.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Учебный план АООП НОО…………………………………. 29
Приложение 2. Календарный учебный график……………………………… 36
Приложение 3. Рабочие программы курсов коррекционно-развивающей
области…………………………………………………………………………. 39

2

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее
–АООП НООобучающихся с ЗПР) МАОУ-СОШ № 93 – это образовательная
программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
АООП НОО (вариант 7.1) разработана в соответствии со
следующиминормативными документами:
 Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273- ФЗ,
 СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования
к условиямобучения и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях", утвержденнымипостановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм.от
29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),
 СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям иорганизации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательнуюдеятельность по адаптированным
основным образовательным программам для обучающихсяс ОВЗ»,
утвержденный постановлением Главного государственного
санитарного врачаРоссийской Федерации от 10.07.2015 № 26,
 Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общегообразования (далее – ФГОС), утвержденным
приказом Министерства образования и науки РФот 6.10.2009 №373 (с
изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014,
18.05.2015,31.12.2015),
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общегообразования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденныйприказом Минобрнауки России от 19 декабря
2014г. №1598,
 Уставом МАОУ-СОШ № 93,
 с учетом Примерной основной образовательной программы начального
общегообразования, одобренной решением федерального учебнометодического объединения пообщему образованию (протокол 1/15 от
08.04.2015),
 с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программыначального общего образования обучающихся с ЗПР,
3

одобренной решением федеральногоучебно-методического
объединения по общему образованию (протокол 4/15 от 22.12.2015).
АООП НОО (вариант 7.1) представляет собой систему
взаимосвязанныхпрограмм, каждая из которых является самостоятельным
звеном, обеспечивающим духовно-нравственное, социальное,
интеллектуальное и общекультурное личностное направленияразвития
обучающихся начального общего образования.
АООП НОО (вариант 7.1) предусматривает создание специальных
условий обученияи воспитания, позволяющих учитывать особенности
психофизического развития,индивидуальные возможности, обеспечивает
коррекцию нарушения развития и социальнуюадаптацию обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Цель АООП НОО (вариант 7.1): обеспечение достижения выпускникомНОО
планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 7.1) на основе
комплексногопсихолого-педагогического сопровождения обучающихся с
ЗПР.
Задачи, реализуемые на уровне НОО:
 становление основ гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся;духовно-нравственное развитие и воспитание
обучающихся, предусматривающеепринятие ими моральных норм,
нравственных установок, национальных ценностей;
 формирование желания и основ умения учиться, способности к
организации своейдеятельности, выявление и развитие возможностей и
способностей обучающихся с учетом ихиндивидуальных особенностей;
 создание условий для охраны и укрепления физического, психического
здоровьяобучающихся, формирование ценностей здорового образа
жизни и регуляция своегоповедения в соответствии с ними;
 формирование опыта этически и экологически обоснованного
поведения вприродной и социальной среде, ценностного отношения к
человеку, к природе, к миру, кзнаниям, обучение навыкам общения и
сотрудничества;
 обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
Помимо реализации общих задач на уровне НОО АООП НОО (вариант 7.1)
предусматривает решение специальных задач:
 своевременное выявление детей с трудностями адаптации, в
обучении,обусловленными недостатками в их физическом и (или)
психическом развитии;
 определение особых образовательных потребностей детей;
 определение особенностей организации образовательной деятельности
длярассматриваемой категории учащихся в соответствии с
индивидуальными особенностями,структурой нарушения развития и
степенью его выраженности;
 коррекция
4

индивидуальныхнедостатковразвития,нормализацияисовершенствован
ие учебной деятельности, формирование общих способностей к
учению;
 осуществление индивидуальноориентированнойпсихолого-медикопедагогической помощи учащимся с учетом особенностей их
психического и (или)физического развития, индивидуальных
возможностей (в соответствии с рекомендациямипсихолого-медикопедагогической комиссии, ИПР);
 реализация системы мероприятий по социальной адаптации указанной
категорииобучающихся с ОВЗ;
 оказание консультативной и методической помощи родителям
(законнымпредставителям) указанной категории обучающихся с ОВЗ;
 участие обучающихся, их родителей (законных представителей) в
проектировании иразвитии внутришкольной социальной среды.
В основу формирования АООП НОО (вариант 7.1) программы положены
следующие принципы:
• общедоступность образования, адаптивность системы образования к
уровням иособенностям развития и подготовки обучающихся;
• учет типологических и индивидуальных образовательных
потребностейобучающихся;
• коррекционная направленность образовательной деятельности;
• развивающая направленность образовательной деятельности, развитие
личности ирасширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых
образовательныхпотребностей обучающегося;
• онтогенетический принцип;
• принцип комплексного подхода, использования в полном объеме
реабилитационногопотенциала с целью обеспечения образовательных и
социальных потребностейобучающихся;
• принцип преемственности;
• принцип целостности содержания образования (в основе содержания
образования непонятие предмета, а понятие предметной области);
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможностьовладения обучающимися с ЗПР всеми видами доступной им
деятельности, способами иприемами познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности инормативным поведением;
• переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,
сформированных вусловиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что обеспечит готовностьобучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
АООП НОО (вариант 7.1) разработана с учетом психолого-педагогической
характеристики обучающихся с задержкой психического развития.
Обучающиеся с ЗПР— это дети, имеющее недостатки в психологическом
развитии, подтвержденныепсихолого-медико-педагогической комиссией
5

(далее – ПМПК) ипрепятствующие получению образования без создания
специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с
ОВЗ,неоднородная по составу группа школьников. Среди причин
возникновения ЗПР могутфигурировать органическая и/или функциональная
недостаточность центральной нервнойсистемы, конституциональные
факторы, хронические соматические заболевания,неблагоприятные условия
воспитания, психическая и социальная депривация. Всеобучающиеся с ЗПР
испытывают в той или иной степени выраженные затруднения вусвоении
учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательнымиспособностями, специфическими расстройствами
психологического развития, нарушениямив организации деятельности и/или
поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПРявляются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций,
замедленный темп либо неравномерное становление познавательной
деятельности,трудности произвольной саморегуляции. Часто у обучающихся
отмечаются нарушенияречевой и мелкой ручной моторики, зрительного
восприятия и пространственнойориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребѐнка с ЗПР
зависит нетолько от характера и степени выраженности первичного (как
правило, биологического посвоей природе) нарушения, но и от качества
предшествующего обучения и воспитания(раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик –
отпрактически нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легкоустранимые трудности, до обучающихся с выраженными
и сложными по структуренарушениями когнитивной и аффективноповеденческой сфер личности; от обучающихся,способных при специальной
поддержке на равных обучаться совместно со здоровымисверстниками, до
обучающихся, нуждающихся при получении начального общегообразования
в систематической и комплексной (психолого-медикопедагогической)коррекционной помощи.
В основу реализации АООП НОО (вариант 7.1) заложены
дифференцированныйидеятельностный подходы.
Деятельностный подход обеспечивает создание условий для
общекультурного иличностного развития на основе формирования УУД,
успешного усвоения системы научныхзнаний, умений и навыков
(академических результатов), позволяющих продолжитьобразование на
следующем уровне, и жизненной компетенции, составляющей
основусоциальной успешности.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных
потребностей обучающихся с ОВЗ (ЗПР). Выделяют общие образовательные
потребностидля всех обучающихся с ОВЗ и особые для обучающихся с ЗПР.
К общим образовательным потребностям разных категорий обучающихся с
6

ОВЗотносятся:
 получение специальной помощи средствами образования сразу же
послевыявления первичного нарушения развития;
 выделение пропедевтического периода в образовании,
обеспечивающегопреемственность между дошкольным и школьным
этапами;
 получение начального общего образования в условиях
образовательныхорганизаций общего или специального типа,
адекватного образовательным потребностямобучающегося с ОВЗ;
 обязательностьнепрерывностикоррекционноразвивающегопроцесса,реализуемого, как через содержание
предметных областей, так и в процессе индивидуальнойработы;
 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие
ребенка спедагогами и соучениками;
 психологическое сопровождение, направленное на установление
взаимодействиясемьи и образовательной организации;
 постепенное расширение образовательного пространства, выходящего
за пределыобразовательной организации.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР:
 адаптация основной общеобразовательной программы начального
общегообразования с учетом необходимости коррекции
психофизического развития;
 обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательнойсреды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы (ЦНС) инейродинамикипсихических
процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости,
низкойработоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого
лечения,направленного на улучшение деятельности ЦНС и на
коррекцию поведения, а такжеспециальной психокоррекционной
помощи, направленной на компенсацию дефицитовэмоционального
развития, формирование осознаннойсаморегуляции
познавательнойдеятельности и поведения;
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,
умений инавыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной
работы ("пошаговом» предъявленииматериала, дозированной помощи
взрослого, использовании специальных методов, приемови средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и
компенсациииндивидуальных недостатков развития);
 учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей,
обеспечениеиндивидуального темпа обучения и продвижения в
образовательном пространстве дляразных категорий обучающихся с
ЗПР;
 профилактика и коррекция социокультурной и школьной
7

дезадаптации;
 постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования
исформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и
динамикипсихофизического развития;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебнопознавательнойдеятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося
до достижения уровня, позволяющегосправляться с учебными
заданиями самостоятельно;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение
интереса ксебе, окружающему предметному и социальному миру;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста
усваиваемых знаний, взакреплении и совершенствовании освоенных
умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений
в новыеситуации взаимодействия с действительностью;
 постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом
норм поведения;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности иповедения;
 развитие и отработка средств коммуникации, приемов
конструктивного общения ивзаимодействия (с членами семьи, со
сверстниками, с взрослыми), формирование навыковсоциально
одобряемого поведения;
 специальная психокоррекционная помощь, направленная на
формированиеспособности к самостоятельной организации
собственной деятельности и осознаниювозникающих трудностей,
формирование умения запрашивать и использовать помощьвзрослого;
 обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации
(сотрудничествос родителями, активизация ресурсов семьи для
формирования социально активной позиции,нравственных и
общекультурных ценностей).
АООП НОО (вариант 7.1) для обучающихся с ЗПР предусматривает
различныеварианты специального сопровождения обучающихся данной
категории:
 обучение в общеобразовательном классе по АООП НОО обучающихся
с ЗПР (вариант 7.1);
 обучение по индивидуальным программам с использованием надомной
и (или) дистанционной формы обучения;
 организация коррекционно-развивающих занятий педагогами,
специалистами сопровожденияобразовательного учреждения.
АООП НОО (вариант 7.1) содержит обязательную часть и часть,
формируемуюучастниками образовательного процесса. Обязательная часть
составляет 80%, часть,формируемая участниками образовательных
отношений– 20% от общего объема Программы.
8

Нормативный срок освоения Адаптированной общеобразовательной
программысоставляет четыре года. Для обучающихся с ЗПР нормативный
срок освоения программыможет быть увеличен с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальныхвозможностей обучающихся
(в соответствии с рекомендациями ПМПК).
1. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯС ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Планируемые результаты освоения АООП НОО (далее — планируемые
результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации
требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования.
Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП НОО
(вариант 7.1)обучающихся с ЗПР (далее - Планируемые результаты)
соответствует ООП НОО МАОУ-СОШ № 93
Планируемые результаты освоения АООП НОО (вариант 7.1)
дополняются результатамиосвоения программы коррекционной работы.
Учебные программы, в которых устанавливаются планируемые
результаты на уровненачального общего образования для обучающихся
с ЗПР по АООП НОО (вариант 7.1),соответствуют ООП НОО МАОУ-СОШ
№ 93. В учебные программы, в которых устанавливаютсяпланируемые
результаты начального общего образования для обучающихся с ЗПР по
АООПНОО (вариант 7.1), включаются программы курсов коррекционноразвивающей области.
Структура планируемых результатов АООП НОО (вариант 7.1)
соответствует ООПНООМАОУ-СОШ № 93.
Структура планируемых результатов АООП НОО (вариант 7.1)
дополняетсяПланируемыми результатами, характеризующими личностное
развитие обучающихся,коррекцию в психофизическом развитии:
- содержатся в программах курсов коррекционно-развивающей области,
- оцениваются в ходе мониторинговых процедур (стартовая, текущая,
итоговаядиагностика),
- объектом оценки является наличие положительной динамики преодоления
отклонений развития.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
9

освоенияАООП НОО (вариант 7.1) соответствуют требованиям к
личностным, метапредметным ипредметным результатам освоения ООП
НООМАОУ-СОШ № 93.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО (вариант
7.1)дополняются требованиями к результатам освоения программы
коррекционной работы(курсов коррекционно-развивающей области).
Результаты освоения программы коррекционной работы (коррекционноразвивающей
области)должныотражатьсформированностьсоциальных(жизненных)компете
нций в различных средах:
1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущнонеобходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
 в умении различать учебные ситуации, в которых необходима
посторонняя помощь для ее разрешения, с ситуациями, в которых
решение можно найти самому;
 в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;
 в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения,
давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не
понимаю;
 в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно
выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно
сформулировать возникшую проблему.
2) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневнойжизни, проявляющееся:
 в расширении представлений об устройстве домашней жизни,
разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения
окружающих в быту предметов и вещей;
 в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать
посильное участие;
 в адекватной оценке своих возможностей для выполнения
определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни,
умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
 в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии
в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с
другими детьми;
 в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в
случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
 в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела,
принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
 в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома
и в школе.
3) овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, проявляющееся:
10

 в расширении знаний правил коммуникации;
 в расширении и обогащении опыта коммуникации ребѐнкав ближнем и
дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых
обучающийся может использовать коммуникацию как средство
достижения цели;
 в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную,
невербальную);
 в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
 в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,
сочувствие и т.д.;
 в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
 в освоении культурных форм выражения своих чувств.
4)способность к осмыслению и дифференциации картины мира,
еепространственно-временной организации, проявляющаяся:
 в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия
обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и
вещей, расширении адекватных представлений об опасности и
безопасности;
 в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения
опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности
окружающей предметной и природной среды;
 в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест
за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских
и загородных достопримечательностей и других.
 в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту
ребѐнка;
 в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями
окружающего мира;
 в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и
ходом собственной жизни в семье и в школе;
 в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада
собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
 в развитии любознательности, наблюдательности, способности
замечать новое, задавать вопросы;
 в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании
собственной результативности;
 в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и
путешествий;
 в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком;
11

 в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт
других людей;
 в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться
своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,
проявляющаяся:
 в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми
разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе;
со знакомыми и незнакомыми людьми;
 в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно
использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в
контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и
социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе
внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои
чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение,
просьбу, опасение и другие.
 в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов,
выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
 в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и
ограничивать контакт;
 в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть
благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
 в умении применять формы выражения своих чувств соответственно
ситуации социального контакта.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы должныотражать результаты специальной поддержки освоения
АООП НОО (вариант 7.1):
 способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться
в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
 способность использовать речевые возможности на уроках при ответах
и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления,
умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение
задавать вопросы;
 способность к наблюдательности, умение замечать новое;
 овладение эффективными способами учебно-познавательной и
предметно-практической деятельности;
 стремление к активности и самостоятельности в разных видах
предметно-практической деятельности;
 умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать
действия; определять и сохранять способ действий; использовать
самоконтроль на всех этапах деятельности;
 осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
12

оценивать процесси результат деятельности;
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы
«Формированиеуниверсальных учебных действий» АООП НОО (вариант
7.1), ее разделов «Чтение. Работа стекстом» и «Формирование
ИКТ­компетентностиобучающихся» соответствуют ООП НОО МАОУСОШ № 93.
Планируемые результаты освоения учебных программ АООП НОО
(вариант 7.1) поучебным предметам соответствуют ООП НОО МАОУСОШ № 93.

1.3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ЗАДЕРЖКОЙПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
АООПНОО вариант 7.1 (далее — Система оценки) соответствует ООП НОО.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на специальные условия проведения
оценкирезультатов освоения АООП НОО, что включают:
1) особую форму организации аттестации (в малой группе,
индивидуальную) с учетомособых образовательных потребностей и
индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
2) привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычныхдля обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов
общего хода выполнения заданий);
3) присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
4) адаптирование инструкции с учетом особых образовательных
потребностей ииндивидуальных трудностей обучающихся (упрощение
формулировок по грамматическому и семантическому оформлению,
упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения
задания, в дополнение к письменной инструкции к заданию, при
необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в
медленном темпе с четкими смысловыми акцентами);
5) при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательныхпотребностей и индивидуальных трудностей обучающихся
(более крупный шрифт, четкоеотграничение одного задания от другого;
упрощение формулировок задания пограмматическому и семантическому
оформлению и др.);
13

6) при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей(одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение внимания,концентрирование на выполнении работы,
напоминание о необходимости самопроверки),направляющей (повторение и
разъяснение инструкции к заданию);
7) увеличение времени на выполнение заданий;
8) возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при
нарастании вповедении ребенка проявлений утомления, истощения;
9) недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога,
созданиеситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых
результатов освоенияАООП НОО (вариант 7.1) предусматривает оценку
достижения обучающимися с ЗПРпланируемых результатов освоения
программы коррекционной работы, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся, успешность в
развитииразличных видов деятельности.
Оценка результатов программы коррекционной работы представляет собой
оценкудостижения обучающимся Планируемых результатов программы
коррекционной работы(курсов коррекционно-развивающей области).
Оценка достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоенияпрограммы коррекционной работы включает отслеживание
индивидуального прогресса вдостижении Планируемых результатов
освоения программ НОО, оценку динамикииндивидуальных достижений
обучающихся.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционнойработы целесообразно осуществляется в соответствии со
следующими принципами:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальныхособенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и
возможностейобучающихся с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в
освоениисодержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность
оценки.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционнойработы осуществляется:
 с помощью мониторинговых процедур (стартовая, текущая и
финишная диагностика),
 метода экспертной оценки (заключения специалистов шПМПк)
на основе мнений группы специалистов школьного психологомедико-педагогического консилиума (шПМПк), работающих с
ребенком.
14

Объектом оценки результатов программы коррекционной работы служит
достижениеналичие положительной динамики в интегративных показателях,
отражающих успешностьдостижения образовательных достижений и
преодоления отклонения в развитии.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах
освоенияпрограммы коррекционной работы обучающийся с согласия
родителей (законныхпредставителей)направляетсянарасширенноепсихологомедико-педагогическоеобследование для получения необходимой
информации, позволяющей внести коррективы ворганизацию и содержание
программы коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы невыносятся на итоговую оценку.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа формирования универсальных учебных действий АООП
НОО обучающихся с ЗПР (далее - Планируемые результаты)
соответствует ООП НОО МАОУ-СОШ № 93.
Рабочие программы учебных предметов, курсов, внеурочной
деятельности соответствуют ООП НОО МАОУ-СОШ № 93.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания
обучающихся соответствует ООП НОО МАОУ-СОШ № 93.
Программа формирования экологической культуры, здорового
ибезопасного образа жизни соответствует ООП НОО МАОУ-СОШ № 93.
Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы направлена на осуществление
специальнойподдержки (сопровождения) освоения АООП НОО (вариант 7.1)
обучающимися с ЗПР.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с
требованиями:
 Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273- ФЗ,
 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиямобучения и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях",
утвержденнымипостановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм.от 29.06.2011,
25.12.2013, 24.11.2015),
 СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям иорганизации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательнуюдеятельность
по адаптированным основным образовательным программам для
обучающихсяс ОВЗ», утвержденный постановлением Главного
15

государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от
10.07.2015 № 26,
 Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общегообразования (далее – ФГОС), утвержденным
приказом Министерства образования и науки РФот 6.10.2009
№373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014,
18.05.2015,31.12.2015),
 Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общегообразования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утвержденныйприказом Минобрнауки
России от 19 декабря 2014г. №1598,
 Уставом МАОУ-СШ № 93.
Программа коррекционной работы предусматривает создание
специальных условийобучения и воспитания, позволяющих учитывать
особые образовательные потребностиобучающихся с ЗПР посредством
индивидуализации и дифференциации образовательнойдеятельности.
Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты
 специального сопровождения детей с ЗПР: обучение в
общеобразовательном классе по АОП;
 обучение по индивидуальным программам с использованием надомной
и (или)дистанционной формы обучения;
 организация коррекционно-развивающих занятий педагогами,
специалистамисопровождения Школы.
Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебнообразовательного процесса:
 через содержание и организацию образовательной деятельности
(индивидуальныйи дифференцированный подход, развитие
познавательной деятельности и целенаправленное формирование ВПФ,
развитие сознательного использования языковых средств в различных
коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных
социальных контактов с окружающими; обеспечение обучающемуся
успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения
негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в
целом, повышения мотивации к школьному обучению);
 в рамках внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей
области вформе специально организованных индивидуальных и
групповых занятий (по оказаниюкоррекционной помощи в овладении
базовым содержанием обучения; развитиепознавательной деятельности
и целенаправленное формирование ВПФ; развитиеэмоциональноличностной сферы и коррекция ее недостатков; формирование
произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекции
нарушений устной речи, коррекции нарушений чтения и письма,
препятствующих полноценному усвоению программы по всем
предметным областям);
16

 в рамках психологического и социально-педагогического
сопровожденияобучающихся; степень участия специалистов
сопровождения образовательного учреждения варьируется по
необходимости.
Целью программы коррекционной работы является комплексное
психолого-медико-педагогическое сопровождение процесса освоения АООП
НОО (вариант 7.1) на основеосуществления индивидуального и
дифференцированного подхода в образовательнойдеятельности,
позволяющего учитывать особые образовательные потребности
обучающихся с ОВЗ (ЗПР), в том числе детей –инвалидов.
Задачи программы:
 своевременное выявление детей с ЗПР;
 определение особых образовательных потребностей детей с ЗПР,
обусловленныхнедостатками в их физическом и (или) психическом и
речевом развитии;
 определение особенностей организации образовательной деятельности
длярассматриваемой категории обучающихся в соответствии с
индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и
степенью его выраженности;
 создание условий, способствующих освоению категории обучающихся
АООП НОО, их интеграции в образовательном учреждении;
 осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи категории обучающихся с учетом
особенностей их психического, речевого и (или) физического развития,
индивидуальных возможностей;
 Организация индивидуально-ориентированного коррекционноразвивающеговоздействия (занятий) по преодолению недостатков
психического, речевого и (или)физического развития, оказанию
помощи в освоении АООП НОО;
 разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при
необходимости);
 реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья;
 оказание консультативной и методической помощи
родителям(законнымпредставителям) детей указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по
медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие
принципы:
 Принцип соблюдения интересов обучающегося – специалист призван
решатьпроблему обучающегося с максимальной пользой и в его
интересах.
 Принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу
17

особенностейразвития и коррекции нарушений обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, то есть единство
диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие
исогласованность действий специалистов в решении проблем
обучающегося, участие вданном процессе всех участников
образовательного процесса.
 Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям
(законнымпредставителям) непрерывность помощи до полного
решения проблемы или определенияподхода к ее решению.
 Принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий
дляполучения образования обучающимися, имеющими различные
недостатки в физическом и(или) психическом развитии.
 Принцип рекомендательного характера оказания помощи обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав
родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы
получения детьми образования, организации, осуществляющие
образовательную деятельность, защищать законные права и интересы
детей, включая обязательное согласование с родителями (законными
представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в
специальные (коррекционные) организации, осуществляющие
образовательную деятельность (классы, группы).
Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося
указаннойкатегории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья определяется всоответствии с рекомендациями ПМПК, ИПР. При
возникновении трудностей в освоенииобучающимся с ЗПР содержания
АООП НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое
сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы
коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое
будет сохранятьсвою актуальность до момента преодоления возникших
затруднений. В случае нарастаниязначительных стойких затруднений в
обучении, взаимодействии с учителями иобучающимися школы (класса)
обучающийся с ЗПР направляется на комплексноепсихолого-медикопедагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его
дальнейшему обучению.
Этапы реализации программы коррекционной работы:
1. Этап сбора и анализа информации(информационно-аналитическая
деятельность).
Результат: оценка контингента обучающихся для учета особенностей
развитиядетей, определение специфики и их особых образовательных
потребностей; оценкаобразовательной среды на предмет соответствия
требованиям программно-методическогообеспечения, материальнотехнической и кадровой базы организации.
2. Этап планирования, организации, координации (организационноисполнительскаядеятельность).
18

Результат: организация образовательной деятельности коррекционноразвивающей направленности, а также процесса специального
сопровождения детейуказанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья прицеленаправленно созданных (вариативных)
условиях обучения, воспитания, развития,социализации рассматриваемой
категории детей.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды
(контрольно-диагностическая деятельность).
Результат: констатация соответствия созданных условий и выбранных
коррекционно-развивающих и образовательных программ особым
образовательным потребностям ребенка.
4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная
деятельность).
Результат: внесение необходимых изменений в образовательную
деятельность и процесссопровождения детей указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, корректировка
условий и форм обучения, методов и приемов работы.
Программа коррекционной работы школы включает взаимосвязанные
направления, которые отражают ее содержание:
 диагностическая работа;
 коррекционно-развивающая работа;
 консультативная работа;
 информационно-просветительская работа.
(План реализации программы коррекционной работы в Приложении 1.)
Диагностическая работа включает:
 раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в образовательном
учреждении) диагностикуотклонений в развитии и анализ причин
трудностей адаптации;
 комплексный сбор сведений об обучающемся на основании
диагностическойинформации от специалистов образовательного
учреждения;
 определение уровня актуального и зоны ближайшего развития
обучающегося
 указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, выявление егорезервных возможностей;
 изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных
особенностейобучающихся;
 изучение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания ребенка;
 изучение адаптивных возможностей и уровня социализации
обучающегося;
 указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
19

 системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и
динамикойразвития ребенка;
 анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания
образования и коррекции нарушений устной речи, коррекции и
профилактике нарушений чтения и письма,препятствующих полноценному
усвоению программы по всем предметным областям,способствует
формированию универсальных учебных действий у указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (личностных,
регулятивных,познавательных, коммуникативных).
Коррекционно-развивающая работа включает:
 выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся
сограниченными возможностями здоровья с коррекционных
программ/методик, методов иприемов обучения в соответствии с его
особыми образовательными потребностями;
 организацию и проведение педагогами и специалистами
индивидуальных игрупповых коррекционно-развивающих занятий,
необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей
обучения (согласно расписанию коррекционно-развивающих занятий
специалистов);
 системное воздействие на учебно-познавательную деятельность
обучающегося вдинамике образовательного процесса, направленное на
формирование универсальныхучебных действий и коррекцию
отклонений в развитии;
 коррекцию и развитие высших психических функций;
 развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной
категорииобучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
психокоррекцию его поведения;
 социальную защиту указанной категории обучающихся с
ограниченнымивозможностями здоровья в случаях неблагоприятных
условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровожденияуказанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения,
воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
 выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным
направлениямработы с обучающимся, единых для всех участников
образовательного процесса;
 консультирование специалистами педагогов по выбору
20

индивидуально-ориентированных методов и приѐмов работы с
обучающимся;
 консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии
воспитания и приѐмов коррекционного обучения ребѐнка.
Информационно-просветительская работа направлена на
разъяснительнуюдеятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса дляданной категории обучающихся, со всеми
участниками образовательного процесса —обучающимися (как имеющими,
так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
 различные формы просветительской деятельности(лекции,
беседы,информационные стенды, печатные материалы), направленные
на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся
(как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их
родителям (законным представителям), педагогическим работникам —
вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и
сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
 проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по
разъяснениюиндивидуально-типологических особенностей различных
категорий обучающихся сограниченными возможностями здоровья.
Основные требования к условиям реализации программы:
 психолого-педагогическое обеспечение;
 программно-методическое обеспечение;
 кадровое обеспечение;
 материально-техническое обеспечение.
Психолого-педагогическое обеспечение
 обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим
учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и
специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии, ИПР;
 обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная
направленностьучебно-воспитательного процесса; учѐт
индивидуальных особенностей ребѐнка; соблюдение комфортного
психоэмоционального режима; использование современных
педагогических технологий, в том числе информационных,
компьютерных для оптимизации образовательного процесса,
повышения его эффективности, доступности);
 обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса
специальныхзадач обучения, ориентированных на особые
21










образовательные потребности указаннойкатегории обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание
обучения специальных разделов, направленных на решение задач
развития ребенка, отсутствующих в содержании образования
нормально развивающегося сверстника;
использование специальных методов, приѐмов, средств обучения,
специализированных образовательных и коррекционных программ,
ориентированных на особые образовательные потребности детей;
дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом
специфики нарушения развития ребѐнка; комплексное воздействие на
обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых
коррекционных занятиях);
обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительныйрежим, укрепление физического и психического
здоровья, профилактика физических,умственных и психологических
перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических
правил и норм);
обеспечение участия указанной категории обучающихся с
ограниченнымивозможностями здоровья, независимо от степени
выраженности нарушений их развития,вместе с нормально
развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых
мероприятий;
развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные
нарушенияпсихического и (или) физического развития.

Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации Программы коррекционной работы используются:
 адаптированные основные общеобразовательные программы
начального общегообразования, коррекционно-развивающие
программы, диагностический и коррекционно-развивающий
инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной
деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога,
учителя-логопеда, в случаях обучения детей с выраженными
нарушениями психического и (или) физического развития по
индивидуальному учебному плану - использование адаптированных
образовательных программ.
Кадровое обеспечение
Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей
квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами,
прошедшимиобязательную курсовую профессиональной подготовку.
В штатное расписание МАОУ СОШ № 93 введены ставки учителя-логопеда,
педагога-психолога, дефектолога, социального педагога. Уровень
22

квалификации работников образовательного учреждениясоответствует
квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми,
имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной
подготовкипедагогического коллектива МАОУ-СОШ № 93. Для этого
обеспечено повышение квалификацииработников образовательных
учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих
материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с
недостаткамифизического и (или) психического развития в здание и
помещения образовательного учреждения, организацию их пребывания,
обучения в Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также
позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды
Школы:
 наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом(1)
 наличие кабинета для логопедических занятий (2)
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание
информационнойобразовательной среды и на этой основе развитие
дистанционной формы обучения детей,имеющих трудности в передвижении,
с использованием современных информационно-коммуникационных
технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с
ограниченнымивозможностями здоровья, родителей (законных
представителей), педагогов к сетевымисточникам информации, к
информационно-методическим фондам, предполагающим
наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и
видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и
видеоматериалов.
Планируемые результаты коррекционной работы с обучающимися с
задержкой психического развития на ступени начального общего
образования:
Удовлетворение специальных образовательных потребностей детей
с задержкой психического развития:
успешно адаптируется в образовательном учреждении;
проявляет познавательную активность;
умеет выражать свое эмоциональное состояние, прилагать волевые усилия к
решению поставленных задач;
имеет сформированную учебную мотивацию;
ориентируется на моральные нормы поведения и их выполнение;
23

осуществляет сотрудничество с участниками образовательной деятельности
Коррекция негативных тенденций развития обучающихся:
дифференцирует информацию различной модальности;
соотносит предметы в соответствии с их свойствами;
ориентируется в пространственных и временных представлениях;
владеет приемами запоминания, сохранения и воспроизведения
информации;
выполняет основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение,
сравнение, классификация);
адекватно относится к учебно-воспитательной деятельности
работает по алгоритму, в соответствии с установленными правилами;
контролирует свою деятельность;
адекватно принимает оценку взрослого и сверстника;
понимает собственные эмоции и чувства, а также эмоции и чувства других
людей;
контролирует свои эмоции, владеет навыками саморегуляции и
самоконтроля;
владеет навыками партнерского и группового сотрудничества;
строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи;
использует навыки невербального взаимодействия;
выражает свои мысли и чувства в зависимости от ситуации, пользуется
формами речевого этикета;
использует речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Развитие речи, коррекция нарушений речи:
правильно произносит и умеет дифференцировать все звуки речи;
владеет представлениями о звуковом составе слова и выполняет все виды
языкового анализа;
имеет достаточный словарный запас по изученным лексическим темам,
подбирает синонимы и антонимы, использует все части речи в процессе
общения;
правильно пользуется грамматическими категориями;
строит сложные синтаксические конструкции.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Учебный план начального общего образования обучающихся
с задержкой психического развития
Учебный план АООП НОО вариант 7.1 представлен в Приложении № 1.
24

План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности АООП НОО (вариант 7.1)разработан на
основеследующих нормативно-правовых документов:
 Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273- ФЗ,
 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиямобучения и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях", утвержденнымипостановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм.от
29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),
 СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям иорганизации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательнуюдеятельность по адаптированным
основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ»,
утвержденный постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,
 Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общегообразования (далее – ФГОС), утвержденным
приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с
изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014,
18.05.2015,31.12.2015),
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общегообразования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденныйприказом Минобрнауки России от 19 декабря
2014г. №1598.
План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися
планируемых результатов освоения АООП начального общего образования и
обеспечивает реализацию индивидуальных особенностей, образовательных
потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных
представителей).
Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов организуется в
объеме до 10часов в неделю по следующим направлениям:
 спортивно-оздоровительное
 общекультурное
 общеинтеллектуальное
 духовно-нравственное
 социальное.
Для обучающихся с ЗПР обязательной частью внеурочной деятельности
являетсякоррекционно-развивающая область.
Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения
содержанияАООП НОО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии
обучающихся. Часы,отводимые на коррекционно-развивающую область,
25

включаются в часы, отводимые навнеурочную деятельность (в объеме не
менее 5 часов), и являются обязательными.
Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе
рекомендацийПМПК, ИПРА.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционноразвивающуюобласть, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузкиобучающихся.
Чередование учебной и внеурочной деятельности, включая коррекционноразвивающую область, ООП НОО определяет образовательное учреждение.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, включая коррекционноразвивающуюобласть (до 10 часов в неделю), составляет до 1350 часов за
четыре года обучения.
Распределение часов внеурочной деятельностипо направлениям (включая
коррекционно-развивающую область) с указанием формы организации,
названия, количествачасов на каждый класс на текущий учебный год в
Приложении 2.
Рабочие программы курсов коррекционно-развивающих занятий АООП
НОО вынесены в Приложение 3.
Календарный учебный график
См. Приложение № 2
Система условий реализации АООП НОО.
Нормативные условия
В рамках данного направления формируется банк нормативно-правовых
документовфедерального, регионального, муниципального и школьного
уровней.Разработана и реализуется программа мониторинга метапредметных
универсальных учебных действий (УУД) на уровне начального общего
образования (данную работу проводит педагог- психолог совместно с
учителями начальных классов).
Разработаны и реализуются рабочие программы на уровень обучения по
учебнымпредметам, курсам внеурочной деятельности, курсам коррекционноразвивающей области.
Организационно-содержательные условия
В рамках ШМО учителей начальных классов на заседаниях рассматриваются
различные вопросы реализации АООП НОО (вариант 7.1), работа по
самообразованиюпедагогов планируется с учетом необходимости реализации
коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса.
Проводятся школьные семинары для учителей начальных классов, в рамках
которыхучителя дают открытие уроки по разным учебным предметам с
использованием личностно-ориентированного, деятельностного,
дифференцированного подходов в обучении, ИКТ-технологий.
Формируется электронная база методических материалов, виртуальный
методическийкабинет с рабочими программами на ступень обучения и
26

календарно-тематическимпланированием по учебным предметам, курсам
внеурочной деятельности, курсамкоррекционно-развивающей области.
Реализуется оптимизационная модель организации внеурочной
деятельности. Даннаямодель наиболее соответствует возможностям школы: в
ее реализации могут приниматьучастие все педагогические работники
учреждения (учителя, учителя-логопеды, социальный педагог, педагогпсихолог, воспитатель и др.), происходит оптимизация внутренних ресурсов
школы.
Кадровые условия
Учителя начальной школы, учителя-предметники, специалисты имеют
высшеепрофессиональное образовании.
В целях повышенияквалификации и профессиональной переподготовки
педагогических и руководящих работников общеобразовательных
учреждений по вопросам реализации АООП НОО для детей с ЗПР был
утвержден план-график по повышению квалификации и переподготовки
педагогов.
Специалисты, участвующие в реализации АОПП ФГОС НОО для детей с
ЗПР, принимают участие в областных, всероссийских совещаниях,
вебинарахпо апробации ФГОС НОО для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Педагогические работники, реализующие АООП НОО для обучающихся с
ОВЗ, должны иметь:
 высшее профессиональное педагогическое специальное
(дефектологическое) образование;
 высшее/среднее профессиональное педагогическое образование и
удостоверение о повышении квалификации в соответствующей
области установленного образца.
Педагогические работники, реализующие коррекционно-развивающую
область АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, должны иметь:
 высшее профессиональное педагогическое специальное
(дефектологическое) образование;
 высшее профессиональное педагогическое образование и диплом о
профессиональной переподготовке в соответствующей области
установленного образца.
При необходимости в процессе реализации АООП НОО для обучающихся с
ОВЗ возможно временное или постоянное подключение тьютора и/или
ассистента (помощника), которые должны иметь:
тьютор –высшее профессиональное педагогическое образование и
удостоверение о повышении квалификации по соответствующей программе
установленного образца; ассистент (помощник) –не ниже среднего общего
образования с прохождением соответствующей программы подготовки. В
случае привлечения на должность ассистента (помощника) родителей
(законных представителей) обучающихся с ОВЗ требования к уровню
образования не предъявляются.
27

В процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся
с ОВЗ принимают участие медицинские работники (врачи различных
специальностей и средний медицинский персонал), имеющие необходимый
уровень образования и квалификации.
В реализации АООПНООмогут также участвовать научные работники
организации.
Иные работники организации, в том числе осуществляющие финансовую,
хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья обучающихся и
информационную поддержку АООП НОО.
Организация обеспечивает работникам возможность повышения
профессиональной квалификации, ведения методической работы,
применения, обобщения и распространения опыта использования
современных образовательных технологий обучения и воспитания.
Материально-технического условия
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих
материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с
недостаткамифизического и (или) психического развития в здание и
помещения Школы, организацию их пребывания, обучения в бразовательном
учреждении (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также
позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды
школы:
 наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом(1)
 наличие кабинета для логопедических занятий (2)
Реализация АООП НОО требует обеспечение оснащенности учебного
процесса иоборудования учебных помещений в соответствии с
Федеральными требованиями в частиминимальной оснащенности учебного
процесса и оборудования учебных помещений (приказ Министерства
образования и науки РФ от 04 октября 2010г. №986).
Материально-техническое обеспечение ОУ соответствует лицензионным
условиям, требованиям к организации образовательного процесса.

28

Приложение 1
1. Нормативная база учебного плана.
Учебный план АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) МАОУ-СОШ
№ 93 разработан на основе следующих документов:
 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273
от 29 декабря 2012 года в действующей редакции;
 Государственной программы «Развитие образования в Российской
Федерации на 2018-2025г.г.;
 Приказа Министерства просвещения России от 28 августа 2020 г. N 442
«Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. №
373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования» с изменениями утвержденными приказами Минобрнауки
России от 18 декабря 2012 г. N 1060, от 31декабря 2015 г. № 1576;
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г.
N 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья"
 Приказа Министерства просвещения России от 20 мая 2020 № 254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования» с изменениями;
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»;
 Письма департамента государственной политики в сфере общего
образования «Об изучении предметных областей «Основы религиозных
культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»» от 25.05.2015 № 08-761
 ПООП НОО, ПООП НОО обучающихся с ЗПР, (http://fgosreestr.ru/).
 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 24.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
29








детей и молодежи» (зарегистрировано Министерством юстиции
Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573);
Постановления Правительства Свердловской области от 02.08.2005г. 618 –
ПП «Об утверждении Положения о порядке финансирования расходов,
связанных с организацией начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования на дому».
Устава ОУ.
Лицензии на право осуществления образовательной деятельности,
свидетельства об аккредитации.
Основной образовательной программы начального общего образования
МАОУ-СОШ № 93
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

2. Общие положения
Цель и задачи учебных планов
Реализуя право ОУ на самостоятельное формирование учебного плана
(статья 28 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»),
основываясь на анализе состава контингента обучающихся, изменения
качества освоения образовательных программ общего образования, учитывая
реальный
уровень
состояния
здоровья
обучающихся,
уровень
сформированности универсальных учебных действий и общеучебных
навыков, степень социализации, адаптации и самоопределения выпускников
школы, а также потребности родителей (законных представителей) в сфере
образования, педагогический коллектив школы считает приоритетными
следующие направления развития образования в школе:
Цель: обеспечить удовлетворение образовательных потребностей
обучающихся в соответствии с их склонностями и способностями на уровне
федеральных государственных стандартов НОО, НОО обучающихся с ОВЗ.
Задачи:
 Реализация в полном объеме государственных стандартов образования:
реализация
Федерального
государственного
образовательного
стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в 1 - 4 классах,
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
 Учет
индивидуальных,
возрастных,
психологических
и
физиологических особенностей обучающихся.
 Обеспечение преемственности уровней общего образования.
 Реализация принципа сохранения физического и психического
здоровья обучающихся.
30

 Управление достижением оптимальных конечных результатов работы
общеобразовательного учреждения.
2.1. Выполнение санитарно-гигиенических нормативов
В учебных планах соблюдены нормативы максимальной аудиторной
нагрузки обучающихся, определѐнные учебными планами на основе
новых образовательных стандартов. Общая
учебная нагрузка не
превышает
норм, предусмотренных Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 24.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18
декабря 2020 г., регистрационный N 61573);
Режим организации образовательного процесса в 2021-2022
учебном году.
Учебный год начинается обычно 1 сентября. Образовательный процесс
осуществляется в 2 смены. Продолжительность учебного года: I, 9, 11
классы – 33 учебные недели, 2 – 8, 10 классах ––34 учебные недели.
2.2.

Продолжительность каникул составляет не менее 7 календарных дней
после каждой четверти.
Учебный год представлен учебными четвертями.
В связи с эпидемиологической обстановкой широко применяется
обучение с применением дистанционных технологий.
3. Уровень начального общего образования
В 1 - 4 классах реализуется ФГОС НОО. Реализация учебного плана на
уровне начального общего образования направлена на формирование
базовых основ и фундамента всего последующего обучения, в том числе:
- учебной деятельности, как системы учебных и познавательных мотивов,
умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения
планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- универсальных учебных действий;
- познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и
способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с
учителем
и
одноклассниками,
основ
нравственного
поведения,
определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Обязательные предметные области учебного плана: русский язык и
литературное чтение, родной (русский) язык и литературное чтение на
родном (русском) языке, иностранный язык, математика и информатика,
31

обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных
культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура.
Содержание предмета информатика реализуется интегрировано с
курсом математики, что отражено в рабочих программах педагогов.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального
образования:
формирование
гражданской
идентичности;
приобщение к общекультурным и национальным ценностям,
информационным
технологиям;
- формирование готовности к продолжению образования на последующих
ступенях
основного
общего
образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных
ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его
индивидуальностью.
Учебная
дисциплина
«Искусство»
представлена
курсами
«Изобразительное искусство» и «Музыка».
Учебный предмет «Технология» в 1-4 классах изучается по 1 часу в
неделю. Со второго класса введено обязательное изучение иностранного
языка (английский) – 2 часа в неделю.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части; на введение учебных курсов,
обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные. На основе анализа контингента, по запросу родителей 1 час
отводится на изучение предмета «Развитие речи».
Учебный план учитывает специфику используемых в образовательном
процессе учебников, входящих в федеральный перечень учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы начального образования и имеющих государственную
аккредитацию: УМК «Перспектива», «Школа России», система
развивающего обучения Д.Эльконина – В.Давыдова.
С целью уменьшения перегрузки начальная школа переведена на
пятидневную учебную неделю.

32

Обучение в первых классах в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10
организуется только в первую смену при пятидневной неделе с максимально
допустимой недельной нагрузкой в 21 час и дополнительными недельными
каникулами в середине третьей четверти. Образовательная недельная
нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом
объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не превышается для
обучающихся 1-х классов 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за
счет урока физической культуры.
Обучение в 1-м классе осуществляется с использование "ступенчатого"
режима (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в
ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый); во втором полугодии
(январь – май) – по 4 урока по 40 минут каждый, один раз в неделю - 5
уроков (за счет одного часа физической культуры). Обучение проводится без
балльного оценивания обучающихся и домашних заданий.
Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся
2-4-х классов – не более 5 уроков при 5-ти дневной учебной неделе.

33

Учебный план МАОУ-СОШ № 93
на 2021-2022 учебный год
адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования обучающихся с ЗПР
Учебные предметы
Количество часов в неделю
Классы

Всего

I

II

III

IV

Русский язык

5

5

5

4

19

Литературное чтение

3

3

3

3

12

Родной (русский) язык

0,5

0,5

0,5

0,5

2

Литературное чтение на 0,5
родном (русском) языке

0,5

0,5

0,5

2

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика и Математика
информатика

4

4

4

4

16

Обществознан Окружающим мир
ие
и
естествознание

2

2

2

2

8

Основы
Основы
религиозных религиозных
культур и светской этики
культур
и
светской этики

-

-

1

1

Искусство

Обязательная часть
Филология

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая
культура

Физическая культура

2

2

2

2

8

20

22

22

22

86

Итого

34

Часть,
формируемая
участниками
образовательного процесса
Развитие речи
Максимально
нагрузка

1
допустимая

недельная 21

1

1

1

4

23

23

23

90

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия
Коррекция системного недоразвития речи 2

2

2

2

8

Развитие познавательных процессов

2

2

2

2

8

Развитие эмоционального интеллекта и 1
саморегуляции

1

1

1

4

Итого

5

5

5

5

20

Общее количество часов

26

28

28

28

110

35

Приложение 2
Календарный учебный график
МАОУ - СОШ № 93
на 2021-2022учебный год
1. Календарные периоды учебного года
1.1. Дата начала учебного года: 01.09.2021
1.2. Дата окончания учебного года: 31.05.2022
1.3. Продолжительность учебного года:
– 1-е классы – 33недели;
– 2–4-е классы – 34 недели.
2. Периоды образовательной деятельности
2.1. Продолжительность учебных занятий по четвертям в учебных неделях
и рабочих днях
1 класс
Сроки
Продолжительность Количество
рабочих
дней
I четверть

с 1 сентября по 27
октября 2021 г.

8 недель и 1 день

41 день

II четверть

с 08 ноября по 28
декабря 2021 г.

7 недель и 2 дня

37 дней

III четверть

с 10 января по 22 марта
2022 г.

9 недель

45 дней

IV четверть

с 30 марта по 31 мая
2022 г.

8 недель 2 дня

42 дня

33 недели

165 дней

Итого в учебном
году

36

2.2. Продолжительность каникул, праздничных и выходных дней
1 класс
Осенние каникулы:
с 28 октября по 07 ноября 2021г.
11 календарных
дней
Зимние каникулы

с 29 декабря 2021 по 09 января
2022 г.

12 календарных
дней

Дополнительные
каникулы для учащихся
1 классов

с 14 февраля по 20 февраля 2022 г. 7 календарных
дней

Весенние каникулы

с 23 марта по 29 марта апреля
2022 г.

7 календарных
дней

Летние каникулы

с 01 июня по 31 августа 2022 г.

92 календарных
дня

Продолжительность каникул в учебном году 37 календарных дней
2.3. Продолжительность учебных занятий по четвертям в учебных неделях
и рабочих днях

37

2-4 классы
Сроки

Продолжительность Количество
рабочих
дней
8 недель и 1 день
41 день

I четверть

с 1 сентября по 27
октября 2021 г.

II четверть

с 08 ноября по 28
декабря 2021 г.

7 недель и 2 дня

37 дней

III четверть

с 10 января по 22 марта
2022 г.

10 недель

50 дней

IV четверть

с 30 марта по 31 мая
2022 г.

8 недель 2 дня

42 дня

34 недели

170 дней

Итого в учебном
году

2.4. Продолжительность каникул, праздничных и выходных дней
2-4 классы
Осенние каникулы: с 28 октября по 07 ноября 2021г.
11 календарных
дней
Зимние каникулы

с 29 декабря 2021 по 09 января 2022 г. 12 календарных
дней

Весенние каникулы

с 23 марта по 29 марта апреля 2022 г.

7 календарных дней

Летние каникулы

с 01 июня по 31 августа 2022г.

92 календарных дня

Продолжительность каникул в учебном году 30 календарных дней

38

3. Праздничные дни: 04.11.2021, 23.02.2022, 08.03.2022, 01.05.2022,
09.05.2022
4. Продолжительность учебной недели в 1- 4 классах – 5 дней.
5. Продолжительность уроков

I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть

1 класс
35 мин.
35 мин.
40 мин.
40 мин.

2-4 классы
40 мин.
40 мин.
40 мин.
40 мин.

6. Промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года.
7. Периодичность текущей успеваемости по итогам отчетных
периодов:
1 классы – нет
2-4 классы – четверть, год.
8. Отметки за учебный период выставляются за 3 дня до его
окончания.
9. Учебные занятия организуются в 2 смены:
1, 3 классы - первая смена ;
2, 4 классы - вторая смена.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».