АООП НОО 93 7.1

1

Оглавление
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АООП НОО

1.1. Пояснительная записка ………………………………………………
3
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего
образования…………………………………………………………………
9
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования………………………………………………………… 13
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий ……
2.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов …………………..
2.3. Рабочая программа воспитания………………………………………
2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни…………………………………………………
2.5. Программа коррекционной работы…………………..………………

15
15
15
15
15

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО

3.1. Учебный план начального общего образования ……………………… 24
3.2. План внеурочной деятельности …………………………………………
3.3. Календарный учебный график ………………………………………… 26
3.4. Система условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы …………………………………………… 26
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Учебный план АООП НОО…………………………………. 29
Приложение 2. Календарный учебный график……………………………… 36
Приложение 3. Рабочие программы курсов коррекционно-развивающей
области…………………………………………………………………………. 39

2

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее
–АООП НОО обучающихся с ЗПР) МАОУ-СОШ № 93 – это образовательная
программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
АООП НОО (вариант 7.1) разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
 Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273- ФЗ,
 СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях", утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм.от
29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),
 СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям иорганизации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательнуюдеятельность по адаптированным
основным образовательным программам для обучающихсяс ОВЗ»,
утвержденный постановлением Главного государственного
санитарного врачаРоссийской Федерации от 10.07.2015 № 26,
 Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным
приказом Министерства образования и науки РФот 6.10.2009 №373 (с
изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014,
18.05.2015,31.12.2015),
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря
2014г. №1598,
 Уставом МАОУ-СОШ № 93,
 с учетом Примерной основной образовательной программы начального
общего образования, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол 1/15 от
08.04.2015),
 с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с ЗПР,
одобренной решением федерального учебно-методического
3

объединения по общему образованию (протокол 4/15 от 22.12.2015).
АООП НОО (вариант 7.1) представляет собой систему взаимосвязанных
программ, каждая из которых является самостоятельным звеном,
обеспечивающим духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное и
общекультурное личностное направления развития обучающихся начального
общего образования.
АООП НОО (вариант 7.1) предусматривает создание специальных
условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особенности
психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивает
коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Цель АООП НОО (вариант 7.1): обеспечение достижения выпускником
НОО планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 7.1) на основе
комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с
ЗПР.
Задачи, реализуемые на уровне НОО:
 становление основ гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание
обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм,
нравственных установок, национальных ценностей;
 формирование желания и основ умения учиться, способности к
организации своей деятельности, выявление и развитие возможностей
и способностей обучающихся с учетом их индивидуальных
особенностей;
 создание условий для охраны и укрепления физического, психического
здоровья обучающихся, формирование ценностей здорового образа
жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
 формирование опыта этически и экологически обоснованного
поведения в природной и социальной среде, ценностного отношения к
человеку, к природе, к миру, к знаниям, обучение навыкам общения и
сотрудничества;
 обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
Помимо реализации общих задач на уровне НОО АООП НОО (вариант 7.1)
предусматривает решение специальных задач:
 своевременное выявление детей с трудностями адаптации, в обучении,
обусловленными недостатками в их физическом и (или) психическом
развитии;
 определение особых образовательных потребностей детей;
 определение особенностей организации образовательной деятельности
для рассматриваемой категории учащихся в соответствии с
индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и
степенью его выраженности;
 коррекция индивидуальных недостатков развития, нормализация и
4

совершенствование учебной деятельности, формирование общих
способностей к учению;
 осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи учащимся с учетом особенностей их
психического и (или)физического развития, индивидуальных
возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии, ИПР);
 реализация системы мероприятий по социальной адаптации указанной
категории обучающихся с ОВЗ;
 оказание консультативной и методической помощи родителям
(законным представителям) указанной категории обучающихся с ОВЗ;
 участие обучающихся, их родителей (законных представителей) в
проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
В основу формирования АООП НОО (вариант 7.1) программы положены
следующие принципы:
• общедоступность образования, адаптивность системы образования к
уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
• учет типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
• коррекционная направленность образовательной деятельности;
• развивающая направленность образовательной деятельности, развитие
личности и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых
образовательных потребностей обучающегося;
• онтогенетический принцип;
• принцип комплексного подхода, использования в полном объеме
реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и
социальных потребностей обучающихся;
• принцип преемственности;
• принцип целостности содержания образования (в основе содержания
образования не понятие предмета, а понятие предметной области);
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с ЗПР всеми видами доступной им
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
АООП НОО (вариант 7.1) разработана с учетом психолого-педагогической
характеристики обучающихся с задержкой психического развития.
Обучающиеся с ЗПР— это дети, имеющее недостатки в психологическом
развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией
(далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания
5

специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с
ОВЗ, неоднородная по составу группа школьников. Среди причин
возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная
недостаточность центральной нервной системы, конституциональные
факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия
воспитания, психическая и социальная депривация. Все обучающиеся с ЗПР
испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении
учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными
способностями, специфическими расстройствами психологического
развития, нарушениями в организации деятельности и/или поведения.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций,
замедленный темп либо неравномерное становление познавательной
деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Часто у обучающихся
отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного
восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребѐнка с ЗПР
зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как
правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества
предшествующего обучения и воспитания(раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легкоустранимые трудности, до обучающихся с выраженными
и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективноповеденческой сфер личности; от обучающихся, способных при специальной
поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до
обучающихся, нуждающихся при получении начального педагогической)
коррекционной помощи.
В основу реализации АООП НОО (вариант 7.1) заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Деятельностный подход обеспечивает создание условий для
общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД,
успешного усвоения системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), позволяющих продолжить образование на
следующем уровне, и жизненной компетенции, составляющей основу
социальной успешности.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных
потребностей обучающихся с ОВЗ (ЗПР). Выделяют общие образовательные
потребностидля всех обучающихся с ОВЗ и особые для обучающихся с ЗПР.
К общим образовательным потребностям разных категорий обучающихся с
ОВЗ относятся:
 получение специальной помощи средствами образования сразу же
6

после выявления первичного нарушения развития;
 выделение пропедевтического периода в образовании,
обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным
этапами;
 получение начального общего образования в условиях
образовательных организаций общего или специального типа,
адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в
процессе индивидуальной работы;
 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие
ребенка с педагогами и соучениками;
 психологическое сопровождение, направленное на установление
взаимодействия семь и и образовательной организации;
 постепенное расширение образовательного пространства, выходящего
за пределы образовательной организации.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР:
 адаптация основной общеобразовательной программы начального
общего образования с учетом необходимости коррекции
психофизического развития;
 обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических
процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой
работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого
лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на
коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной
помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального
развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной
деятельности и поведения;
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,
умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной
работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи
взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и
компенсации индивидуальных недостатков развития);
 учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей,
обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в
образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с
ЗПР;
 профилактика и коррекция социокультурной и школьной
дезадаптации;
 постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
7

сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и
динамики психофизического развития;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебнопознавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося
до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными
заданиями самостоятельно;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение
интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста
усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных
умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений
в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
 постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом
норм поведения;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;
 развитие и отработка средств коммуникации, приемов
конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со
сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально
одобряемого поведения;
 специальная психокоррекционная помощь, направленная на
формирование способности к самостоятельной организации
собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей,
формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
 обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации
(сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для
формирования социально активной позиции, нравственных и
общекультурных ценностей).
АООП НОО (вариант 7.1) для обучающихся с ЗПР предусматривает
различные варианты специального сопровождения обучающихся данной
категории:
 обучение в общеобразовательном классе по АООП НОО обучающихся
с ЗПР (вариант 7.1);
 обучение по индивидуальным программам с использованием надомной
и (или) дистанционной формы обучения;
 организация коррекционно-развивающих занятий педагогами,
специалистами сопровождения образовательного учреждения.
АООП НОО (вариант 7.1) содержит обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть
составляет 80%, часть, формируемая участниками образовательных
отношений– 20% от общего объема Программы.
Нормативный срок освоения Адаптированной общеобразовательной
программы составляет четыре года. Для обучающихся с ЗПР нормативный
8

срок освоения программы может быть увеличен с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся
(в соответствии с рекомендациями ПМПК).
1. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯС ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Планируемые результаты освоения АООП НОО (далее — планируемые
результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации
требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования.
Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП НОО
(вариант 7.1) обучающихся с ЗПР (далее - Планируемые результаты)
соответствует ООП НОО МАОУ-СОШ № 93
Планируемые результаты освоения АООП НОО (вариант 7.1)
дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Учебные программы, в которых устанавливаются планируемые
результаты на уровне начального общего образования для обучающихся
с ЗПР по АООП НОО (вариант 7.1), соответствуют ООП НОО МАОУ-СОШ
№ 93. В учебные программы, в которых устанавливаются планируемые
результаты начального общего образования для обучающихся с ЗПР по
АООП НОО (вариант 7.1), включаются программы курсов коррекционноразвивающей области.
Структура планируемых результатов АООП НОО (вариант 7.1)
соответствует ООП НОО МАОУ-СОШ № 93.
Структура планируемых результатов АООП НОО (вариант 7.1) дополняется
Планируемыми результатами, характеризующими личностное развитие
обучающихся, коррекцию в психофизическом развитии:
- содержатся в программах курсов коррекционно-развивающей области,
- оцениваются в ходе мониторинговых процедур (стартовая, текущая,
итоговая диагностика),
- объектом оценки является наличие положительной динамики преодоления
отклонений развития.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения АООП НОО (вариант 7.1) соответствуют требованиям к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ООП
9

НОО МАОУ-СОШ № 93.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО (вариант
7.1) дополняются требованиями к результатам освоения программы
коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области).
Результаты освоения программы коррекционной работы (коррекционноразвивающей области) должны отражать сформированность социальных
(жизненных) компетенций в различных средах:
1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
 в умении различать учебные ситуации, в которых необходима
посторонняя помощь для ее разрешения, с ситуациями, в которых
решение можно найти самому;
 в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;
 в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения,
давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не
понимаю;
 в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно
выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно
сформулировать возникшую проблему.
2) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни, проявляющееся:
 в расширении представлений об устройстве домашней жизни,
разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения
окружающих в быту предметов и вещей;
 в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать
посильное участие;
 в адекватной оценке своих возможностей для выполнения
определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни,
умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
 в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии
в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с
другими детьми;
 в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в
случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
 в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела,
принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
 в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома
и в школе.
3) овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, проявляющееся:
 в расширении знаний правил коммуникации;
 в расширении и обогащении опыта коммуникации ребенка в ближнем
и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых
10

обучающийся может использовать коммуникацию как средство
достижения цели;
 в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную,
невербальную);
 в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
 в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,
сочувствие и т.д.;
 в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
 в освоении культурных форм выражения своих чувств.
4)способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно-временной организации, проявляющаяся:
 в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия
обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и
вещей, расширении адекватных представлений об опасности и
безопасности;
 в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения
опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности
окружающей предметной и природной среды;
 в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест
за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских
и загородных достопримечательностей и других.
 в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту
ребенка;
 в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями
окружающего мира;
 в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и
ходом собственной жизни в семье и в школе;
 в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада
собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
 в развитии любознательности, наблюдательности, способности
замечать новое, задавать вопросы;
 в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании
собственной результативности;
 в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и
путешествий;
 в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком;
 в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт
других людей;
 в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться
11

своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,
проявляющаяся:
 в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми
разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе;
со знакомыми и незнакомыми людьми;
 в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно
использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в
контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и
социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе
внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои
чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение,
просьбу, опасение и другие.
 в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов,
выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
 в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и
ограничивать контакт;
 в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть
благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
 в умении применять формы выражения своих чувств соответственно
ситуации социального контакта.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы должны отражать результаты специальной поддержки освоения
АООП НОО (вариант 7.1):
 способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться
в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
 способность использовать речевые возможности на уроках при ответах
и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления,
умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение
задавать вопросы;
 способность к наблюдательности, умение замечать новое;
 овладение эффективными способами учебно-познавательной и
предметно-практической деятельности;
 стремление к активности и самостоятельности в разных видах
предметно-практической деятельности;
 умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать
действия; определять и сохранять способ действий; использовать
самоконтроль на всех этапах деятельности;
 осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
оценивать процесс и результат деятельности;

12

Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы
«Формирование универсальных учебных действий» АООП НОО (вариант
7.1), ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование
ИКТ­компетентности обучающихся» соответствуют ООП НОО МАОУСОШ № 93.
Планируемые результаты освоения учебных программ АООП НОО
(вариант 7.1) по учебным предметам соответствуют ООП НОО МАОУСОШ № 93.

1.3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ЗАДЕРЖКОЙПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
АООП НОО вариант 7.1 (далее — Система оценки) соответствует ООП НОО.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на специальные условия проведения
оценки результатов освоения АООП НОО, что включают:
1) особую форму организации аттестации (в малой группе,
индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
2) привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов
общего хода выполнения заданий);
3) присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
4) адаптирование инструкции с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся (упрощение
формулировок по грамматическому и семантическому оформлению,
упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения
задания, в дополнение к письменной инструкции к заданию, при
необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в
медленном темпе с четкими смысловыми акцентами);
5) при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся
(более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;
упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому
оформлению и др.);
6) при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы,
13

напоминание о необходимости самопроверки),направляющей (повторение и
разъяснение инструкции к заданию);
7) увеличение времени на выполнение заданий;
8) возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при
нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
9) недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога,
создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых
результатов освоения АООП НОО (вариант 7.1) предусматривает оценку
достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся, успешность в развитии
различных видов деятельности.
Оценка результатов программы коррекционной работы представляет собой
оценку достижения обучающимся Планируемых результатов программы
коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области).
Оценка достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы включает отслеживание
индивидуального прогресса в достижении Планируемых результатов
освоения программ НОО, оценку динамики индивидуальных достижений
обучающихся.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы целесообразно осуществляется в соответствии со
следующими принципами:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и
возможностей обучающихся с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в
освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность
оценки.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы осуществляется:
 с помощью мониторинговых процедур (стартовая, текущая и
финишная диагностика),
 метода экспертной оценки (заключения специалистов шПМПк)
на основе мнений группы специалистов школьного психологомедико-педагогического консилиума (шПМПк), работающих с
ребенком.
Объектом оценки результатов программы коррекционной работы служит
достижение наличие положительной динамики в интегративных показателях,
отражающих успешность достижения образовательных достижений и
14

преодоления отклонения в развитии.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах
освоения программы коррекционной работы обучающийся с согласия
родителей (законныхпредставителей)направляетсянарасширенноепсихологомедико-педагогическоеобследование для получения необходимой
информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание
программы коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы не выносятся на итоговую оценку.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа формирования универсальных учебных действий АООП
НОО обучающихся с ЗПР (далее - Планируемые результаты)
соответствует ООП НОО МАОУ-СОШ № 93.
Рабочие программы учебных предметов, курсов, внеурочной
деятельности соответствуют ООП НОО МАОУ-СОШ № 93.
Рабочая программа воспитания соответствует ООП НОО МАОУ-СОШ
№ 93.
Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни соответствует ООП НОО МАОУ-СОШ № 93.
Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы направлена на осуществление
специальной поддержки (сопровождения) освоения АООП НОО (вариант
7.1) обучающимися с ЗПР.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с
требованиями:
 Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273- ФЗ,
 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям обучения и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях", утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013,
24.11.2015),
 СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным образовательным программам для
обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от
10.07.2015 № 26,
 Федеральным государственным образовательным стандартом
15

начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным
приказом Министерства образования и науки РФот 6.10.2009
№373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014,
18.05.2015,31.12.2015),
 Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки
России от 19 декабря 2014г. №1598,
 Уставом МАОУ-СШ № 93.
Программа коррекционной работы предусматривает создание
специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать
особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР посредством
индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности.
Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты
 специального сопровождения детей с ЗПР: обучение в
общеобразовательном классе по АОП;
 обучение по индивидуальным программам с использованием надомной
и (или)дистанционной формы обучения;
 организация коррекционно-развивающих занятий педагогами,
специалистами сопровождения Школы.
Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебнообразовательного процесса:
 через содержание и организацию образовательной деятельности
(индивидуальный и дифференцированный подход, развитие
познавательной деятельности и целенаправленное формирование ВПФ,
развитие сознательного использования языковых средств в различных
коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных
социальных контактов с окружающими; обеспечение обучающемуся
успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения
негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в
целом, повышения мотивации к школьному обучению);
 в рамках внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей
области в форме специально организованных индивидуальных и
групповых занятий (по оказанию коррекционной помощи в овладении
базовым содержанием обучения; развитие познавательной
деятельности и целенаправленное формирование ВПФ; развитие
эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
коррекции нарушений устной речи, коррекции нарушений чтения и
письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем
предметным областям);
 в рамках психологического и социально-педагогического
сопровождения обучающихся; степень участия специалистов
сопровождения образовательного учреждения варьируется по
16

необходимости.
Целью программы коррекционной работы является комплексное
психолого-медико-педагогическое сопровождение процесса освоения АООП
НОО (вариант 7.1) на основе осуществления индивидуального и
дифференцированного подхода в образовательной деятельности,
позволяющего учитывать особые образовательные потребности
обучающихся с ОВЗ (ЗПР), в том числе детей –инвалидов.
Задачи программы:
 своевременное выявление детей с ЗПР;
 определение особых образовательных потребностей детей с ЗПР,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом и
речевом развитии;
 определение особенностей организации образовательной деятельности
для рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с
индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и
степенью его выраженности;
 создание условий, способствующих освоению категории обучающихся
АООП НОО, их интеграции в образовательном учреждении;
 осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи категории обучающихся с учетом
особенностей их психического, речевого и (или) физического развития,
индивидуальных возможностей;
 Организация индивидуально-ориентированного коррекционноразвивающего воздействия (занятий) по преодолению недостатков
психического, речевого и (или)физического развития, оказанию
помощи в освоении АООП НОО;
 разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при
необходимости);
 реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья;
 оказание консультативной и методической помощи
родителям(законным представителям) детей указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по
медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие
принципы:
 Принцип соблюдения интересов обучающегося – специалист призван
решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в его
интересах.
 Принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу
особенностей развития и коррекции нарушений обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, то есть единство
диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и
17

согласованность действий специалистов в решении проблем
обучающегося, участие в данном процессе всех участников
образовательного процесса.
 Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям
(законным представителям) непрерывность помощи до полного
решения проблемы или определения подхода к ее решению.
 Принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий
для получения образования обучающимися, имеющими различные
недостатки в физическом и(или) психическом развитии.
 Принцип рекомендательного характера оказания помощи обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав
родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы
получения детьми образования, организации, осуществляющие
образовательную деятельность, защищать законные права и интересы
детей, включая обязательное согласование с родителями (законными
представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в
специальные (коррекционные) организации, осуществляющие
образовательную деятельность (классы, группы).
Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося
указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья определяется в соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПР. При
возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания
АООП НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое
сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы
коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое
будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших
затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в
обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса)
обучающийся с ЗПР направляется на комплексное психолого-медикопедагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его
дальнейшему обучению.
Этапы реализации программы коррекционной работы:
1. Этап сбора и анализа информации(информационно-аналитическая
деятельность).
Результат: оценка контингента обучающихся для учета особенностей
развития детей, определение специфики и их особых образовательных
потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия
требованиям программно-методического обеспечения, материальнотехнической и кадровой базы организации.
2. Этап планирования, организации, координации (организационноисполнительская деятельность).
Результат: организация образовательной деятельности коррекционноразвивающей направленности, а также процесса специального
сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными
18

возможностями здоровья при целенаправленно созданных (вариативных)
условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой
категории детей.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды
(контрольно-диагностическая деятельность).
Результат: констатация соответствия созданных условий и выбранных
коррекционно-развивающих и образовательных программ особым
образовательным потребностям ребенка.
4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная
деятельность).
Результат: внесение необходимых изменений в образовательную
деятельность и процесс сопровождения детей указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, корректировка
условий и форм обучения, методов и приемов работы.
Программа коррекционной работы школы включает взаимосвязанные
направления, которые отражают ее содержание:
 диагностическая работа;
 коррекционно-развивающая работа;
 консультативная работа;
 информационно-просветительская работа.
(План реализации программы коррекционной работы в Приложении 1.)
Диагностическая работа включает:
 раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в образовательном
учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин
трудностей адаптации;
 комплексный сбор сведений об обучающемся на основании
диагностической информации от специалистов образовательного
учреждения;
 определение уровня актуального и зоны ближайшего развития
обучающегося
 указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, выявление его резервных возможностей;
 изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных
особенностей обучающихся;
 изучение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания ребенка;
 изучение адаптивных возможностей и уровня социализации
обучающегося;
 указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
 системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и
динамикой развития ребенка;
 анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
19

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания
образования и коррекции нарушений устной речи, коррекции и
профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному
усвоению программы по всем предметным областям, способствует
формированию универсальных учебных действий у указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (личностных,
регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Коррекционно-развивающая работа включает:
 выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья с коррекционных
программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его
особыми образовательными потребностями;
 организацию и проведение педагогами и специалистами
индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий,
необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей
обучения (согласно расписанию коррекционно-развивающих занятий
специалистов);
 системное воздействие на учебно-познавательную деятельность
обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на
формирование универсальных учебных действий и коррекцию
отклонений в развитии;
 коррекцию и развитие высших психических функций;
 развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
психокоррекцию его поведения;
 социальную защиту указанной категории обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагоприятных
условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения,
воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
 выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным
направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников
образовательного процесса;
 консультирование специалистами педагогов по выбору
индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с
обучающимся;
 консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии
20

воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка.
Информационно-просветительская работа направлена на
разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для данной категории обучающихся, со всеми
участниками образовательного процесса —обучающимися (как имеющими,
так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
 различные формы просветительской деятельности(лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на
разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся
(как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их
родителям (законным представителям), педагогическим работникам —
вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и
сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
 проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по
разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных
категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основные требования к условиям реализации программы:
 психолого-педагогическое обеспечение;
 программно-методическое обеспечение;
 кадровое обеспечение;
 материально-техническое обеспечение.
Психолого-педагогическое обеспечение
 обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим
учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и
специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии, ИПР;
 обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная
направленность учебно-воспитательного процесса; учет
индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного
психоэмоционального режима; использование современных
педагогических технологий, в том числе информационных,
компьютерных для оптимизации образовательного процесса,
повышения его эффективности, доступности);
 обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса
специальных задач обучения, ориентированных на особые
образовательные потребности указанной категории обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание
обучения специальных разделов, направленных на решение задач
21










развития ребенка, отсутствующих в содержании образования
нормально развивающегося сверстника;
использование специальных методов, приемов, средств обучения,
специализированных образовательных и коррекционных программ,
ориентированных на особые образовательные потребности детей;
дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом
специфики нарушения развития ребенка; комплексное воздействие на
обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых
коррекционных занятиях);
обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического
здоровья, профилактика физических, умственных и психологических
перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических
правил и норм);
обеспечение участия указанной категории обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени
выраженности нарушений их развития, вместе с нормально
развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых
мероприятий;
развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные
нарушения психического и (или) физического развития.

Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации Программы коррекционной работы используются:
 адаптированные основные общеобразовательные программы
начального общего образования, коррекционно-развивающие
программы, диагностический и коррекционно-развивающий
инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной
деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога,
учителя-логопеда, в случаях обучения детей с выраженными
нарушениями психического и (или) физического развития по
индивидуальному учебному плану - использование адаптированных
образовательных программ.
Кадровое обеспечение
Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей
квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами,
прошедшими обязательную курсовую профессиональной подготовку.
В штатное расписание МАОУ СОШ № 93 введены ставки учителя-логопеда,
педагога-психолога, дефектолога, социального педагога. Уровень
квалификации работников образовательного учреждения соответствует
квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми,
22

имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной
подготовки педагогического коллектива МАОУ-СОШ № 93. Для этого
обеспечено повышение квалификации работников образовательных
учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих
материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с
недостатками физического и (или) психического развития в здание и
помещения образовательного учреждения, организацию их пребывания,
обучения в Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также
позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды
Школы:
 наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом(1)
 наличие кабинета для логопедических занятий (2)
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание
информационной образовательной среды и на этой основе развитие
дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении,
с использованием современных информационно-коммуникационных
технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с
ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных
представителей), педагогов к сетевыми источникам информации, к
информационно-методическим фондам, предполагающим
наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и
видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и
видеоматериалов.
Планируемые результаты коррекционной работы с обучающимися с
задержкой психического развития на ступени начального общего
образования:
Удовлетворение специальных образовательных потребностей детей
с задержкой психического развития:
успешно адаптируется в образовательном учреждении;
проявляет познавательную активность;
умеет выражать свое эмоциональное состояние, прилагать волевые усилия к
решению поставленных задач;
имеет сформированную учебную мотивацию;
ориентируется на моральные нормы поведения и их выполнение;
осуществляет сотрудничество с участниками образовательной деятельности
Коррекция негативных тенденций развития обучающихся:
23

дифференцирует информацию различной модальности;
соотносит предметы в соответствии с их свойствами;
ориентируется в пространственных и временных представлениях;
владеет приемами запоминания, сохранения и воспроизведения
информации;
выполняет основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение,
сравнение, классификация);
адекватно относится к учебно-воспитательной деятельности
работает по алгоритму, в соответствии с установленными правилами;
контролирует свою деятельность;
адекватно принимает оценку взрослого и сверстника;
понимает собственные эмоции и чувства, а также эмоции и чувства других
людей;
контролирует свои эмоции, владеет навыками саморегуляции и
самоконтроля;
владеет навыками партнерского и группового сотрудничества;
строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи;
использует навыки невербального взаимодействия;
выражает свои мысли и чувства в зависимости от ситуации, пользуется
формами речевого этикета;
использует речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Развитие речи, коррекция нарушений речи:
правильно произносит и умеет дифференцировать все звуки речи;
владеет представлениями о звуковом составе слова и выполняет все виды
языкового анализа;
имеет достаточный словарный запас по изученным лексическим темам,
подбирает синонимы и антонимы, использует все части речи в процессе
общения;
правильно пользуется грамматическими категориями;
строит сложные синтаксические конструкции.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Учебный план начального общего образования обучающихся
с задержкой психического развития
Учебный план АООП НОО вариант 7.1 представлен в Приложении № 1.
План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися
планируемых результатов освоения АООП начального общего образования и
24

обеспечивает реализацию индивидуальных особенностей, образовательных
потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных
представителей).
Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов организуется в
объеме до 10часов в неделю по следующим направлениям:
 спортивно-оздоровительное
 общекультурное
 общеинтеллектуальное
 духовно-нравственное
 социальное.
Для обучающихся с ЗПР обязательной частью внеурочной деятельности
является коррекционно-развивающая область.
Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения
содержания АООП НОО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии
обучающихся. Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область,
включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность (в объеме не
менее 5 часов), и являются обязательными.
Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе
рекомендаций ПМПК, ИПРА.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционноразвивающую область, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Чередование учебной и внеурочной деятельности, включая коррекционноразвивающую область, ООП НОО определяет образовательное учреждение.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, включая коррекционноразвивающую область (до 10 часов в неделю), составляет до 1350 часов за
четыре года обучения.
Распределение часов внеурочной деятельности по направлениям (включая
коррекционно-развивающую область) с указанием формы организации,
названия, количества часов на каждый класс на текущий учебный год в
Приложении 2.
Рабочие программы курсов коррекционно-развивающих занятий АООП
НОО вынесены в Приложение 3.
Календарный учебный график
См. Приложение № 2
Система условий реализации АООП НОО.
Нормативные условия
В рамках данного направления формируется банк нормативно-правовых
документов федерального, регионального, муниципального и школьного
уровней. Разработана и реализуется программа мониторинга метапредметных
универсальных учебных действий (УУД) на уровне начального общего
25

образования (данную работу проводит педагог- психолог совместно с
учителями начальных классов).
Разработаны и реализуются рабочие программы на уровень обучения по
учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам
коррекционно-развивающей области.
Организационно-содержательные условия
В рамках ШМО учителей начальных классов на заседаниях рассматриваются
различные вопросы реализации АООП НОО (вариант 7.1), работа по
самообразованию педагогов планируется с учетом необходимости
реализации коррекционной направленности учебно-воспитательного
процесса.
Проводятся школьные семинары для учителей начальных классов, в рамках
которых учителя дают открытие уроки по разным учебным предметам с
использованием личностно-ориентированного, деятельностного,
дифференцированного подходов в обучении, ИКТ-технологий.
Формируется электронная база методических материалов, виртуальный
методический кабинет с рабочими программами на ступень обучения и
календарно-тематическим планированием по учебным предметам, курсам
внеурочной деятельности, курсам коррекционно-развивающей области.
Реализуется оптимизационная модель организации внеурочной
деятельности. Данная модель наиболее соответствует возможностям школы:
в ее реализации могут принимать участие все педагогические работники
учреждения (учителя, учителя-логопеды, социальный педагог, педагогпсихолог, воспитатель и др.), происходит оптимизация внутренних ресурсов
школы.
Кадровые условия
Учителя начальной школы, учителя-предметники, специалисты имеют
высшее профессиональное образовании.
В целях повышения квалификации и профессиональной переподготовки
педагогических и руководящих работников общеобразовательных
учреждений по вопросам реализации АООП НОО для детей с ЗПР был
утвержден план-график по повышению квалификации и переподготовки
педагогов.
Специалисты, участвующие в реализации АООП ФГОС НОО для детей с
ЗПР, принимают участие в областных, всероссийских совещаниях, вебинарах
по апробации ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Педагогические работники, реализующие АООП НОО для обучающихся с
ОВЗ, должны иметь:
 высшее профессиональное педагогическое специальное
(дефектологическое) образование;
 высшее/среднее профессиональное педагогическое образование и
удостоверение о повышении квалификации в соответствующей
области установленного образца.
26

Педагогические работники, реализующие коррекционно-развивающую
область АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, должны иметь:
 высшее профессиональное педагогическое специальное
(дефектологическое) образование;
 высшее профессиональное педагогическое образование и диплом о
профессиональной переподготовке в соответствующей области
установленного образца.
При необходимости в процессе реализации АООП НОО для обучающихся с
ОВЗ возможно временное или постоянное подключение тьютора и/или
ассистента (помощника), которые должны иметь:
тьютор –высшее профессиональное педагогическое образование и
удостоверение о повышении квалификации по соответствующей программе
установленного образца; ассистент (помощник) –не ниже среднего общего
образования с прохождением соответствующей программы подготовки. В
случае привлечения на должность ассистента (помощника) родителей
(законных представителей) обучающихся с ОВЗ требования к уровню
образования не предъявляются.
В процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся
с ОВЗ принимают участие медицинские работники (врачи различных
специальностей и средний медицинский персонал), имеющие необходимый
уровень образования и квалификации.
В реализации АООП НОО могут также участвовать научные работники
организации.
Иные работники организации, в том числе осуществляющие финансовую,
хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья обучающихся и
информационную поддержку АООП НОО.
Организация обеспечивает работникам возможность повышения
профессиональной квалификации, ведения методической работы,
применения, обобщения и распространения опыта использования
современных образовательных технологий обучения и воспитания.
Материально-технического условия
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих
материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с
недостатками физического и (или) психического развития в здание и
помещения Школы, организацию их пребывания, обучения в бразовательном
учреждении (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также
позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды
школы:
 наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом(1)
 наличие кабинета для логопедических занятий (2)
Реализация АООП НОО требует обеспечение оснащенности учебного
процесса и оборудования учебных помещений в соответствии с
27

Федеральными требованиями в части минимальной оснащенности учебного
процесса и оборудования учебных помещений (приказ Министерства
образования и науки РФ от 04 октября 2010г. №986).
Материально-техническое обеспечение ОУ соответствует лицензионным
условиям, требованиям к организации образовательного процесса.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».