Рабочая программа по родной (русской) литературе 5-9 класс

Приложение
к ООП ООО МАОУ-СОШ № 93

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Родная (русская) литература»
5 -9 классы

Екатеринбург

1

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Родная (русская) литература» разработана для
обучающихся 5 - 9 классов в соответствии:
 Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования с изменениями
 Примерной основной образовательной программы основного общего
образования в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального
учебно-методического объединения по основному общему образованию
 ООП ООО МАОУ-СОШ № 93
Предметные результаты освоения учебного предмета:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении
как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание
родной
литературы
как
одной
из
основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни;
3) обеспечение
культурной
самоидентификации,
осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой
культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в
устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые
высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в
обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений
воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на
уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального
осмысления».
Обучающийся научится:
• определять тему и основную мысль произведения (5 класс);
• владеть различными видами пересказа ( 5 - 6 классы), пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6-7
классы);
• характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5 - 6
классы.); оценивать систему персонажей (5-7 классы);
2

• находить основные изобразительно-выразительные средства,

характерные
для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5-7 классы);
выявлять особенности языка и стиля писателя (7-9 классы);
• определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5-9 классы);
• объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и
эстетической проблематики произведений (7-9 классы);
• выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи
между ними (5-7 классы), постепенно переходя к анализу текста;
• выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе - на
своем уровне);
• пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в
каждом классе - умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих
классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
• представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы
(в каждом классе - на своем уровне); вести учебные дискуссии (7-9 классы);
• собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления
плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе,
литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или
самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или
публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе - на своем
уровне);
• выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать
свою точку зрения (в каждом классе - на своем уровне);
• выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений
художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
• ориентироваться в информационном образовательном пространстве:
работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5-9
классы); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями,
системой поиска в Интернете (5-9 классы) (в каждом классе - на своем уровне).
Основные виды деятельности по освоению литературных
произведений
- акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания
произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по заданному
алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы
вопросов и ответы на них (устные, письменные);
- устное и письменное выполнение аналитических процедур с
использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста;
наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц;
объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними;
создание
комментария
на
основе
сплошного
и
хронологически
последовательного анализа - пофразового (при анализе стихотворений и
небольших прозаических произведений - рассказов, новелл) или поэпизодного;
проведение целостного анализа;
- устное

или письменное истолкование художественных функций
особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а

3

также истолкование смысла произведения как художественного целого;
создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на
конференцию, рецензии, сценария Значимость чтения и изучения родной
литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как
национально-культурная ценность народа.
- Родная литература как способ познания жизни.
Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора
в литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении.
Слово как средство создания образа.
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Прогноз развития литературных традиций в XXI веке.
Русский Фольклор
Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов (5 - 6 класс).
Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных
нравственных ценностей (5 - 6 класс).
Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества, справедливости,
бескорыстного служения Отечеству (5 - 6 класс).
Жанровое своеобразие фольклорных произведений (5 - 6 класс).
Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский
героический эпос в изобразительном искусстве и музыке (7 - 8 класс).
Фольклорные традиции в русской литературе (8 - 9 класс).
Древнерусская Литература
Жанровое богатство древнерусской литературы (8-9 класс). Традиции
древнерусской литературы (8 - 9 класс). Традиции и особенности духовной
литературы (5 - 9 класс). Образное отражение жизни в древнерусской литературе
(5 - 9 класс). «Русская земля» (5 - 6 класс). Поучения Владимира Мономаха (7 - 8
класс). «Гнездо орла» (8 - 9 класс). «Повесть о Евпатии Коловрате» (7 - 8 класс).
Из Литературы XVIII Века
Карамзин Н.М. «Прекрасная царевна и счастливый карла». Сказания, легенды,
рассказы из «Истории государства Российского» (8 - 9 класс).
Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору) (6 - 7
класс).
Из Литературы XIX века
Традиции литературы XIX века
Басни.
Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два
товарища», «Лгун», «Отец и сыновья» (на выбор). Изображение пороков,
недостатков, ума и глупости, хитрости, невежества, самонадеянности. Основные
темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль басен (5 - 7 класс).
Дмитриев И.И. Отражение пороков человека в баснях: «Два веера», «Нищий и
собака», «Три льва», «Отец с сыном» (на выбор). Аллегория как основное средство

4

художественной выразительности в баснях (5 - 7 класс).
Басни В. Майкова, И. Хемницера (на выбор) (8 - 9 класс).
Литературные сказки.
Даль В.И. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в
сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно-художественный смысл сказки.
Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование
описательной речи автора и речи действующих лиц (5 - 6 класс).
Гарин-Михайловский Н.Г. Образы и сюжет сказки «Книжка счастья».
Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и
отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение
писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе
начало в окружающем мире); своеобразие языка (5 - 6 класс).
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Образ родной природы в стихах русских поэтов (по выбору).
Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт,
волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя. (5 - 6 класс)
Некрасов Н.А. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная
тема и способы её раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении.
Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей (5 - 6 класс).
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в
стихотворении «Водопад». Звукопись (7 - 8 класс).
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная...». Поэтические
традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н. (9 класс).
Творчество поэтов и писателей XIX века.
Национальные черты в образах героев баллад В.А. Жуковского (8 - 9 класс).
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского
общества и благородство чувств героя рассказа (8 - 9 класс).
Доброта и любовь как высшие проявления человеческой сущности в рассказе Л.Н.
Толстого «Бедные люди» (6 - 7 класс).
Лесков Н.С. Рождественские рассказы (7 - 8 класс).
Гаршин В.М. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой
ценой к подвигу в рассказе «Сигнал». «То, чего не было». Аллегорический смысл
лирико-философской новеллы. Мастерство иносказания (7 - 8 класс).
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»:проблематика рассказа.
Милосердие и вера в произведении писателя (5 - 6 класс)
Чехов А.П. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском
рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное
перерождение героини. Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка» (5
- 8 класс).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Литературные сказки. Сказы. Произведения П. Бажова, Б. Шергина, С.Я.
Маршака 9на выбор) (5 - 6 класс).
Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов.
Проблемы зависти и злобы, добра и зла в сказке. Аллегорический язык сказки (5 - 6

5

класс).
Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр. Горький А.М. «Макар
Чудра». Герои неоромантизма (8 - 9 класс).
«Живое и мёртвое в рассказе Куприна А.И. «Гамбринус» (8 - 9 класс).
Чарская Л.А. «Гимназистки». Рассказ «Тайна» (на выбор). Тема равнодушия и
непонимания в рассказе. Ранимость души подростка. Глубина человеческих
чувств и способы их выражения в литературе (6 - 7 класс).
Аверченко А.Т. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьёзном
- с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия
Аверченко (8 - 9 класс).
Толстой А.Н. «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита». Ефремов И. «Звёздные
корабли», «На краю Окуймены» (на выбор) (7 - 8 класс).
Вересаев В.В. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота
искусства (7 - 8 класс).
Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых
и детей, тимуровское движение. «Военная тайна», «Судьба барабанщика».
«Голубая чашка», «Горячий камень», «Дальние страны» (на выбор). (5 - 6 класс).
Пантелеев Л. «Шкидские рассказы» (5 - 6 класс).
Паустовский К.Г. «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Старый повар». «Исаак
Левитан». «5 - 6 класс) Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Остров
спасения», «Предательская колбаса», «Этажи леса». «Таинственный ящик».
«Синий лапоть». «Лесная капель» (на выбор).(5 - 6 класс).
Приставкин А.И. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа
«Золотая рыбка».Нравственно-эмоциональное состояние персонажей.
Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия,
сострадания, заботы о беззащитном. (6 - 7 класс).
Сухомлинский В. А. «Легенда о материнской любви». Темы материнской любви и
сыновней благодарности. Особенности жанра. Значение финала (8 - 9 класс).
Нагибин Ю.М. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие
рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича
Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя) (8 - 9 класс).
Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь
героев. Поэтика психологического параллелизма (8 - 9 класс).
Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Гуманистический
характер военной поэзии и прозы.
Воробьёв К.Д. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая
нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа (6 - 7 класс).
Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах
произведения. Подвиг речников. (7 - 8 класс).
Васильев Б.П. «Завтра была война» (8 - 9 класс).
Быков В. «Обелиск» (8 - 9 класс).
Лихачев Д.С. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи (7
- 9 класс).
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о
природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые
средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора (8 - 9 класс).

6

Рассказы Шукшина В.М. Образ «чудика» в современной прозе. «Волки».
«Гринька Малюгин» (7 - 8 класс).
Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини,
две судьбы (8 - 9 класс).
Яковлев Ю.Я. Рассказ «Цветок хлеба». Тема ответственности за родных. Образы
главных героев, своеобразие языка. Тема памяти и связи поколений. Рассказ притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.
«Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам
(6 - 7 класс).
Масс А.В. «Сказка о черноокой принцессе». Духовно-нравственная проблематика
рассказа. Позиция автора. Фантазийный мир сверстника на страницах рассказа
«Расскажи про Иван Палыча» (7 - 8 класс).
Кузнецова Ю. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей.
Доброта и дружба. Нравственные уроки произведений современной литературы (7
- 8 класс).
Телешов Н.Д. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед
будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке (7 - 8 класс).
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.
Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в
изображении писателя (8 - 9 класс).
Родная природа в произведениях поэтов XX века (5 - 9 класс). Поэтический
образ Родины в стихотворениях. Поэтическое изображение родной природы и
выражение авторского настроения, миросозерцания. Лирический герой в
произведениях. Стихотворные лирические произведения о Родине, родной
природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и
осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные
зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и
русской природы в лирических стихотворениях.
Брюсов В.Я. Стихотворение «Весенний дождь». Образная система,
художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой;
нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Средства создания
образов.
Волошин М.А. Стихотворение «Как мне близок и понятен...». Единство человека и
природы.
Образы животных в произведениях родной литературы: сравнительный анализ
стихотворения Есенина С.А. «Песнь о собаке» и стихотворения Анфилова Г.И.
«Собака».
Стихи о прекрасном и неведомом (5 - 9 класс).
В. Берестов «Почему-то в детстве...», Д. Самойлов «Сказка».
Анненский И. Из книги стихов «Кипарисовый ларец» (по выбору)
Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в
стихотворении «На земле безжалостно маленькой...»
Тематическое планирование
7

Разделы:
5 класс
Своеобразие
родной
литературы
Русский фольклор
Древнерусская
литература
Русская
литература
18
века.
Литература
19
века
Русская
литература
20
века
Итого:

6 класс

7 класс
1

8 класс

1
1

1
1

1
1

1

1

1

6

5

2

8

8

12

17 ч.

17 ч.

17ч.

9 класс
-

8

Тематическое планирование
Родная (русская) литература
5 класс (17 часов)
№
раздела
(название)
1.Русский
фольклор
2. Древнерусская
литература
3.Литература XVIII
века
4.Литература XIX
века

Основное содержание по темам раздела

Количество
часов
Отражение в фольклорных произведениях 1ч.
быта, традиций, обрядов.
Традиции и особенности духовной 1ч.
литературы. «Русская земля».
Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца 1ч.
и разума» (фрагменты по выбору).
Басни. Толстой Л.Н. Нравственная 7ч.
проблематика басен,
злободневность
басен:
«Два
товарища»,
«Лгун».
Изображение
пороков,
недостатков,
хитрости, ума и глупости. Мораль басен.
Литературные сказки. Богатство и
выразительность языка сказок В.И. Даля.
Тема труда в сказке. Сказка «Что значит
досуг?». Идейно - художественный смысл.
Индивидуальная характеристика героя и
авторское отношение. Использование
описательной речи автора и речи
действующих лиц.
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Стихотворение П.А. Вяземского «Первый
снег». Радостные впечатления, труд, быт,
волнения сердца, чистота помыслов и
стремлений лирического героя.
Станюкович
К.М.
«Рождественская ночь»:
рассказа.
Милосердие
произведении писателя.

Рассказ
проблематика
и
вера
в

Смешное и грустное в рассказе А.П.
Чехова «Шуточка».
5.
Русская Литературные
сказки.
Сказы. 7ч.
литература XX века
Произведения П. Бажова, С.Я. Маршака, Б.
Щергина (по выбору учителя).
Пришвин М.М. Мир природы и мир
человека.
«Предательская
колбаса»,
«Таинственный ящик», «Лесная капель».
Стихи о прекрасном и неведомом.
В. Берестов «Почему-то в детстве...», Д.

9

Итого:

Самойлов «Сказка».

17 ч.

10

Тематическое планирование
«Родная (русская) литература»
6 класс (17 часов)
№
раздела Основное содержание по темам раздела
(название)
1.Русский
Воплощение
в
фольклорных
произведениях национального характера,
фольклор
народных
нравственных
ценностей,
прославление
силы,
справедливости,
бескорыстного служения Отечеству.
2.Древнерусская
Образное
отражение
жизни
в
литература
древнерусской
литературе.
«Русская
земля».
3.Литература XVIII Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца
века
и разума» (фрагменты по выбору).
4.Литература XIX Басни. Дмитриев И.И. Аллегория как
века
основное
средство
художественной
выразительности в баснях.

Количество
часов
1

1

1
6

Литературные
сказки.
Гарин
Михайловский Н.Г. Образы и сюжеты
сказки «Книжка счастья». Социально нравственная проблематика произведения.
Отношение писателя к событиям и героям.
Мир глазами ребенка (беда и радость; злое
и доброе начало в мире); своеобразие
языка.
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Снежок».
Детские впечатления поэта. Основная тема
и способы ее раскрытия. Сравнение и
олицетворение в стихотворении. Умение
чувствовать
красоту
природы
и
сопереживать ей.
Доброта и любовь как высшие проявления
человеческой сущности в рассказе Л.Н.
Толстого «Бедные люди».
6.
Русская Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». 8
литература XX века Тема, особенности создания образов.
Проблема зависти и злобы, добра и зла в
сказке. Аллегорический язык сказки.
Чарская Л.А. Рассказ «Тайна». Ранимость
души подростка. Глубина человеческих
чувств и способы их выражения в

11

литературе.
Пантелеев Л. «Шкидские рассказы».
Приставкин А.И. Основная тематика и
нравственная
проблематика
рассказа
«Золотая рыбка». Выразительные средства
создания образов. Воспитание чувства
милосердия, сострадания, заботы о
беззащитном.
Яковлев
Ю.Я.
«Рыцарь
Вася».
Благородство как следование внутренним
нравственным идеалам.
Стихи о прекрасном и неведомом.
Анненский И. Из книги «Кипарисовый
ларец» (по выбору). Брюсов В.Я.
«Весенний дождь». Образная система,
художественное
своеобразие
стихотворения. Слияние с природой,
эмоциональное состояние лирического
героя
Итого: 17 ч.

12

Тематическое планирование
Родная (русская) литература
7 класс (17 часов)
№
раздела Основное содержание по темам раздела
(название)
1. Своеобразие
Образ человека в литературном
родной
произведении. Система персонажей. Образ
литературы
автора и образ рассказчика в литературном
произведении.
2.Русский
Связь фольклорных произведений с
другими видами искусства. Русский
фольклор
героический эпос в музыке.
3.
Древнерусская Образное отражении жизни в
литература
древнерусской литературе. «Повесть о
Евпатии Коловрате».
4.Литература XVIII Н. Карамзин «Прекрасная царевна и
века
счастливый карла».
5.Литература
XIX Басни. Нравственная проблематика басен
В. Майкова.
века
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Баратынский
Е.А.
Стихотворения.
Отражение мира чувств
человека в
стихотворении «Водопад». Звукопись.

Количество
часов
1

1

1

1
5

Творчество поэтов и писателей XIX века.
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на
бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского
общества и благородство чувств героя
рассказа.
Гаршин В.М. Психологизм произведений
писателя. Героизм и готовность любой
ценой к подвигу в рассказе «Сигнал». «То,
чего не было». Аллегорический смысл
лирико-философской
новеллы.
Мастерство иносказания.
6. Русская литература Фантастика в произведениях Толстого 8
XX века
А.Н. «Гиперболоид инженера Гарина».
«Аэлита» (на выбор).
Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки».
Будни войны на страницах произведения.
Подвиг речников.
Рассказы Шукшина В.М. Образ «чудика» в
современной прозе. «Волки». «Гринька
Малюгин».
Кузнецова

Ю.

«Помощница

ангела».

13

Взаимопонимание детей и родителей.
Доброта и дружба. Нравственные уроки
произведения.
Масс А.В. «Сказка о черноокой
принцессе».
Духовно-нравственная
проблематика рассказа. Позиция автора.
Фантазийный
мир
сверстника
на
страницах рассказа «Расскажи про Иван
Палыча».
Н.Д. Телешев «Белая цапля». Назначение
человека и его ответственность перед
будущим.
Нравственные
проблемы,
поставленные в сказке.
Волошин М. А. Стихотворение «Как мне
близок и понятен..»
Единство человека и природы.
Итого: 17 ч.

14

Тематическое планирование
«Родная (русская) литература»
8 класс (17 часов)
№
раздела Основное содержание по темам раздела
(название)
1.Русский
Связь фольклорных произведений с
другими видами искусства. Русский
фольклор
героический эпос в изобразительном
искусстве.
2.Древнерусская
Образное отражение жизни в
литература
древнерусской литературе. «Гнездо орла»
(или произведение по выбору)
3.Литература XVIII Карамзин Н.М. Сказания, легенды,
века
рассказы из «Истории государства
Российского» (по выбору учителя)
4.Литература XIX
Чехов А.П. «В рождественскую ночь».
века
Иронический парадокс в рождественском
рассказе. Трагедийная тема рока,
неотвратимости судьбы Нравственное
перерождение героини.

Количество
часов
1

1

1

2

Лесков Н.С. Рождественские рассказы (по
выбору учащегося)
12
5.
Русская Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл
литература XX века названия рассказа. Душевная жизнь
героев. Поэтика психологического
параллелизма.
Вересаев В.В. «Загадка». Образ города как
антитеза природному миру. Красота
искусства.
Сухомлинский В.А. «Легенда о
материнской любви». Тема материнской
любви и сыновней благодарности.
Особенности жанра. Значение финала.
Образы в произведениях о Великой
Отечественной войне (по выбору
учащегося)
Итого: 17 ч.

15

Тематическое планирование
«Родная (русская) литература»
9 класс (17 часов)
№
раздела Основное содержание по темам раздела
(название)
1. Своеобразие
Книга как духовное завещание одного
родной
поколения другому. Прогноз развития
литературы
литературных традиций в XXI веке.
2.Русский
Фольклорные
традиции
в
русской
литературе.
фольклор
3.
Древнерусская Традиции древнерусской литературы.
литература
4. Литература XIX Поэтические традиции XIX века в
века
творчестве А.Н. Апухтина. Апухтин А.Н.
Стихотворение «День ли царит, тишина ли
ночная...». Национальные черты в образах
героев баллад В.А. Жуковского (на выбор).
Русская литература Традиции литературы XX века. Малый
XX века
эпический жанр. Горький А. М. «Макар
Чудра». Герои неоромантизма.
«Живое и мертвое» в рассказе Куприна
А.И.» Гамбринус».
Образы подростков в произведениях о
Великой Отечественной войне. Повесть В.
Быкова «Обелиск».
Лихачев Д.С. «Земля родная» (главы из
книги). Духовное напутствие молодежи.
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» многолетние раздумья автора о человеке,
природе, о проблемах современного
общества и о судьбе России. Языковые
средства философского цикла и их роль в
раскрытии образа автора.
Распутин В.Г. «Женский разговор».
Проблема любви и целомудрия.
Книга как духовное завещание одного
поколения другому. Прогноз развития
литературных традиций в XXI веке.

Количество
часов
1

1
1
2

12

Итого: 17 ч.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».