Рабочая программа по физике ФГОС ООО 7-9 класс

Приложение
к ООП ООО МАОУ-СОШ № 93

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Физика»
(7-9 классы)

Рабочая программа курса «Физика»

составлена на основе:

 Федерального Государственного образовательного стандарта,
основного общего образования с изменениями
 Примерной основной образовательной программы основного
общего образования в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020
федерального учебно-методического объединения по общему
образованию
 Основной образовательной программы ООО МАОУ-СОШ № 93.

Планируемые результаты
В результате изучения учебного предмета «Физика» на уровне
основного общего образования:
Выпускник научится:
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с
учебным и лабораторным оборудованием;
 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело,
физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи
физических

методов;

анализировать

отдельные

этапы

проведения

исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
 ставить

опыты

по

исследованию

физических

явлений

или

физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом
формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку
из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений
измерительные приборы используются лишь как датчики измерения
физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не
требуется.
 понимать роль эксперимента в получении научной информации;

 проводить

прямые

измерения

физических

величин:

время,

расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление,
влажность

воздуха,

напряжение,

сила

тока,

радиационный

фон

(с

использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ
измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей
измерений.
Примечание.

Любая

учебная

программа

должна

обеспечивать

овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.
 проводить исследование зависимостей физических величин с
использованием прямых измерений: при этом конструировать установку,
фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в
виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
 проводить

косвенные

измерения

физических

величин:

при

выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя
предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать
полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
 анализировать
узнавать

в

них

ситуации

проявление

практико-ориентированного
изученных

физических

характера,

явлений

или

закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
 понимать принципы действия машин, приборов и технических
устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
 использовать при выполнении учебных задач научно-популярную
литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы
Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать ценность

научных исследований,

роль

физики в

расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение
качества жизни;
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических

выводов на основе эмпирически установленных фактов;
 сравнивать точность измерения физических величин по величине их
относительной погрешности при проведении прямых измерений;
 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования
физических величин с использованием различных способов измерения
физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой
точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного
поставленной

задаче,

проводить

оценку

достоверности

полученных

результатов;
 воспринимать информацию физического содержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой информации, критически
оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об
источнике информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о
физических явлениях на основе нескольких источников информации,
сопровождать

выступление

презентацией,

учитывая

особенности

аудитории сверстников.
Механические явления
Выпускник научится:
 распознавать

механические

явления

и

объяснять

на

основе

имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих
явлений:

равномерное

и

неравномерное

движение,

равномерное

и

равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического
движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности,
инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления
твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание
тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения,
колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
 описывать изученные свойства тел и механические явления,
используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение,

период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила
упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия,
потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД
при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения,
амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее
распространения; при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить
формулы,

связывающие

данную

физическую

величину

с

другими

величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать свойства тел, механические явления и процессы,
используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного
тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей
силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука,
закон

Паскаля,

закон

Архимеда;

при

этом

различать

словесную

формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки изученных физических моделей:
материальная точка, инерциальная система отсчета;
 решать задачи, используя физические законы (закон сохранения
энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III
законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля,
закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь,
скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление,
импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая
работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения
скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний,
длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия
задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы
и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать
реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде; приводить примеры практического
использования физических знаний о механических явлениях и физических
законах; примеры использования возобновляемых источников энергии;
экологических последствий исследования космического пространств;
 различать границы применимости физических законов, понимать
всеобщий

характер

фундаментальных

законов

(закон

сохранения

механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного
тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука,
Архимеда и др.);
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель,
разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с
использованием математического аппарата, так и при помощи методов
оценки.
Тепловые явления
Выпускник научится:
 распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия,
изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость
газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие,
испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность
воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция,
излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при
испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость
температуры кипения от давления;
 описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя
физические

величины:

количество

теплоты,

внутренняя

энергия,

температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления,
удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива,
коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную
физическую

величину

с

другими

величинами,

вычислять

значение

физической величины;
 анализировать

свойства тел,

тепловые явления

и

процессы,

используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении
вещества и закон сохранения энергии;
 различать основные признаки изученных физических моделей
строения газов, жидкостей и твердых тел;
 приводить

примеры практического использования

физических

знаний о тепловых явлениях;
 решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых
процессах и формулы, связывающие физические величины (количество
теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота
плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания
топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе
анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические
величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить
расчеты и

оценивать

реальность

полученного значения

физической

величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических
последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и
гидроэлектростанций;

 различать границы применимости физических законов, понимать
всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения
энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных
законов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель,
разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с
использованием математического аппарата, так и при помощи методов
оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
 распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе
имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих
явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его
действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов,
электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током
и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на
заряженную

частицу,

электромагнитные

волны,

прямолинейное

распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
 составлять схемы электрических цепей с последовательным и
параллельным соединением элементов, различая условные обозначения
элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат,
лампочка, амперметр, вольтметр).
 использовать оптические схемы для построения изображений в
плоском зеркале и собирающей линзе.
 описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления,
используя

физические

электрическое

величины:

напряжение,

электрический

электрическое

заряд,

сопротивление,

сила

тока,

удельное

сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока,
фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных
волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать

физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы
измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину
с другими величинами.
 анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы,
используя физические законы: закон сохранения электрического заряда,
закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного
распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при
этом различать словесную формулировку закона и его математическое
выражение.
 приводить

примеры практического использования

физических

знаний о электромагнитных явлениях
 решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка
цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света,
закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие
физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое
сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического
поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы,
скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы
расчета

электрического

сопротивления

при

последовательном

и

параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи
записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и
формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать
реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной
жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния
электромагнитных излучений на живые организмы;
 различать границы применимости физических законов, понимать

всеобщий

характер

фундаментальных

законов

(закон

сохранения

электрического заряда) и ограниченность использования частных законов
(закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических
выводов на основе эмпирически установленных фактов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель,
разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных
явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи
методов оценки.
Квантовые явления
Выпускник научится:
 распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся
знаний

основные

свойства

или

условия

протекания

этих явлений:

естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения,
возникновение линейчатого спектра излучения атома;
 описывать изученные квантовые явления, используя физические
величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия
фотонов;

при

описании

правильно

трактовать

физический

смысл

используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить
формулы,

связывающие

данную

физическую

величину

с

другими

величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать квантовые явления, используя физические законы и
постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического
заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и
поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку
закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной
модели атомного ядра;
 приводить примеры проявления в природе и практического

использования

радиоактивности,

ядерных

и

термоядерных

реакций,

спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать полученные знания в повседневной жизни при
обращении

с

приборами

и

техническими

устройствами

(счетчик

ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения
норм экологического поведения в окружающей среде;
 соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
 приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые
организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его
использования;
 понимать экологические проблемы, возникающие при использовании
атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы
использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
 указывать названия планет Солнечной системы; различать основные
признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и
планет относительно звезд;
 понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической
системами мира;
Выпускник получит возможность научиться:
 указывать общие свойства и отличия планет земной группы и
планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет;
пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
 различать

основные

характеристики

звезд

(размер,

температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
 различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

цвет,

Основное содержание курса
Физика и физические методы изучения природы
Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и
описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование
явлений и объектов природы.
Физические величины и их измерение. Точность и погрешность
измерений. Международная система единиц.
Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный
метод

познания.

Роль

физики

в

формировании

естественнонаучной

грамотности.
Механические явления
Механическое движение. Материальная точка как модель физического
тела.

Относительность

механического

движения.

Система

отсчета.Физические величины, необходимые для описания движения и
взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время
движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение.
Равномерное

движение

по

окружности.

Первый

закон

Ньютона

и

инерция.Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй
закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила
тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела.
Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр.
Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.
Трение в природе и технике.
Импульс.

Закон

сохранения

импульса.

Реактивное

движение.

Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая
энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон
сохранения полной механической энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего
закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг.
Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и

неподвижные
механизмов

блоки.

Равенство

(«Золотое

правило

работ

при

механики»).

использовании
Коэффициент

простых
полезного

действия механизма.
Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы
изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление
жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха.
Атмосферное

давление.

Измерение

атмосферного

давления.

Опыт

Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных
высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и
газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов
Воздухоплавание.
Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний.
Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как
механическая волна. Громкость и высота тона звука.
Тепловые явления
Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и
молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское
движение.

Взаимодействие

(притяжение

и

отталкивание)

молекул.

Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел,
жидкостей и газов.
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью
хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача
как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность.
Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания
топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и
тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии
при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение.
Зависимость

температуры

кипения

от

давления.

Удельная

теплота

парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при
расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина,
двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой
машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Электромагнитные явления
Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два
рода

электрических

зарядов.

Делимость

электрического

заряда.

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического
заряда.

Проводники,

полупроводники

и

изоляторы

электричества.

Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность
электрического поля. Действие электрического поля на электрические
заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая
цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока.
Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое
напряжение.

Электрическое

сопротивление

проводников.

Единицы

сопротивления.
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.
Удельное

сопротивление.

Реостаты.

Последовательное

соединение

проводников. Параллельное соединение проводников.
Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов.
Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим
током.

Закон

Джоуля

-

Ленца.

Электрические

нагревательные

и

осветительные приборы. Короткое замыкание.
Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле
Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение
электромагнитов. Действие магнитного поля на проводник с током и
движущуюся

заряженную

частицу.

Сила

Ампера

и

сила

Лоренца.

Электродвигатель. Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.

Электромагнитные
Электрогенератор.

колебания.

Переменный

ток.

Колебательный
Трансформатор.

контур.
Передача

электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их
свойства. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных
излучений на живые организмы.
Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Источники света.
Закон прямолинейного распространение света. Закон отражения света.
Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и
оптическая сила линзы. Изображение предмета в зеркале и линзе.
Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света.
Интерференция и дифракция света.
Квантовые явления
Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер
поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры.
Опыты Резерфорда.
Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о
пропорциональности массы и энергии. Дефект масс и энергия связи
атомных ядер. Радиоактивность. Период полураспада. Альфа-излучение.
Бета-излучение. Гамма-излучение. Ядерные реакции. Источники энергии
Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы
атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений
на живые организмы.
Строение и эволюция Вселенной
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая
природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной
системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной.
Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.
Примерные темы лабораторных и практических работ
Лабораторные работы (независимо от тематической принадлежности)
делятся следующие типы:

1. Проведение прямых измерений физических величин
2. Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от
них параметра (косвенные измерения).
3. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне)
по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений.
4. Исследование зависимости одной физической величины от другой с
представлением результатов в виде графика или таблицы.
5. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических
величин и сравнение заданных соотношений между ними).
6. Знакомство с техническими устройствами и их конструирование.
Любая рабочая программа должна предусматривать выполнение
лабораторных работ всех указанных типов. Выбор тематики и числа работ
каждого типа зависит от особенностей рабочей программы и УМК.
Проведение прямых измерений физических величин
1. Измерение размеров тел.
2. Измерение размеров малых тел.
3. Измерение массы тела.
4. Измерение объема тела.
5. Измерение силы.
6. Измерение времени процесса, периода колебаний.
7. Измерение температуры.
8. Измерение давления воздуха в баллоне под поршнем.
9. Измерение силы тока и его регулирование.
10.

Измерение напряжения.

11.

Измерение углов падения и преломления.

12.

Измерение фокусного расстояния линзы.

13.

Измерение радиоактивного фона.

Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого
от них параметра (косвенные измерения)
1. Измерение плотности вещества твердого тела.

2. Определение коэффициента трения скольжения.
3. Определение жесткости пружины.
4. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в
жидкость тело.
5. Определение момента силы.
6. Измерение скорости равномерного движения.
7. Измерение средней скорости движения.
8. Измерение ускорения равноускоренного движения.
9. Определение работы и мощности.
10.

Определение частоты колебаний груза на пружине и нити.

11.

Определение относительной влажности.

12.

Определение количества теплоты.

13.

Определение удельной теплоемкости.

14.

Измерение работы и мощности электрического тока.

15.

Измерение сопротивления.

16.

Определение оптической силы линзы.

17.

Исследование зависимости выталкивающей силы от объема

погруженной части от плотности жидкости, ее независимости от плотности и
массы тела.
18.

Исследование

зависимости

силы

трения

от

характера

поверхности, ее независимости от площади.
Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном
уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных
явлений
1. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на нити от длины
и независимости от массы.
2. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на пружине от
массы и жесткости.
3. Наблюдение зависимости давления газа от объема и температуры.
4. Наблюдение зависимости

температуры

остывающей

воды от

времени.
5. Исследование явления взаимодействия катушки с током и магнита.
6. Исследование явления электромагнитной индукции.
7. Наблюдение явления отражения и преломления света.
8. Наблюдение явления дисперсии.
9. Обнаружение зависимости

сопротивления

проводника

от его

параметров и вещества.
10.

Исследование зависимости веса тела в жидкости от объема

погруженной части.
11.

Исследование зависимости одной физической величины от

другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.
12.

Исследование зависимости массы от объема.

13.

Исследование

зависимости

пути

от

времени

при

равноускоренном движении без начальной скорости.
14.

Исследование зависимости скорости от времени и пути при

равноускоренном движении.
15.

Исследование зависимости силы трения от силы давления.

16.

Исследование зависимости деформации пружины от силы.

17.

Исследование зависимости периода колебаний груза на нити от

длины.
18.

Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине

от жесткости и массы.
19.

Исследование зависимости силы тока через проводник от

напряжения.
20.

Исследование зависимости силы тока через лампочку от

напряжения.
21.

Исследование зависимости угла преломления от угла падения.

Проверка

заданных

предположений

(прямые

измерения

физических величин и сравнение заданных соотношений между ними).
Проверка гипотез

1. Проверка гипотезы о линейной зависимости длины столбика
жидкости в трубке от температуры.
2. Проверка гипотезы о прямой пропорциональности скорости при
равноускоренном движении пройденному пути.
3. Проверка гипотезы: при последовательно включенных лампочки и
проводника или двух проводников напряжения складывать нельзя (можно).
4. Проверка правила сложения токов на двух параллельно включенных
резисторов.
Знакомство с техническими устройствами и их конструирование
5. Конструирование наклонной плоскости с заданным значением КПД.
6. Конструирование ареометра и испытание его работы.
7. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных
участках.
8. Сборка электромагнита и испытание его действия.
9. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
10.

Конструирование электродвигателя.

11.

Конструирование модели телескопа.

12.

Конструирование модели лодки с заданной грузоподъемностью.

13.

Оценка своего зрения и подбор очков.

14.

Конструирование простейшего генератора.

15.

Изучение свойств изображения в линзах.

Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6

7

Тема
Физика и физические
методы изучения природы
Механические явления
Тепловые явления
Электромагнитные явления
Квантовые явления
Строение и эволюция
Вселенной

Общее
кол-во
часов
7

Из них
7
8
9
класс класс класс
7
-

99
28
66
24
7

55
6
-

22
46
-

43
20
22
7

Итоговое повторение

7

2

2

7

Включая:
Лабораторных работ
Итоговых контрольных
работ
Итого

28
3

11
1

11
1

6
1

235

68

68

99

Тематическое планирование 7 класс (68 часов)
№
п/п

Тема

Физика и физические методы изучения природы
1
Физика – наука о природе. Физические тела и явления
2
Наблюдение и описание физических явлений. Физический
эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы
3
Физические величины и их измерение. Точность и
погрешность измерений
4
Лабораторная работа №1 «Определение цены деления
измерительного прибора»
5
Международная система единиц
6
Физические законы и закономерности. Физика и техника
7
Научный метод познания. Роль физики в формировании
естественнонаучной грамотности
Тепловые явления
8
Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение
атомов и молекул
9-10 Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское
движение
11 Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»
12 Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул
13 Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых
тел, жидкостей и газов
Механические явления
14 Механическое движение. Равномерное и неравномерное
движение
15 Физические величины, необходимые для описания движения и
взаимосвязь между ними (путь, скорость, время движения)
16 Инерция
17 Взаимодействие тел
18 Масса тела. Способы определения массы.
19 Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на
рычажных весах»
20 Лабораторная работа №4 «Измерение объёма тела»
21- Плотность вещества. Расчёт массы и объёма тела по его
22 плотности
23 Лабораторная работа №5 «Определение плотности твёрдого
тела»
24 Механическое движение. Масса. Плотность вещества: решение
задач
25 Механическое движение.
Масса. Плотность вещества:

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1

1
2
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
5556
57

Контрольная работа №1 по темам «Механическое движение.
Масса. Плотность вещества»
Сила. Единицы силы
Сила тяжести
Сила упругости. Закон Гука
Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой
тела
Сила тяжести на других планетах
Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование
пружины и измерение сил динамометром»
Равнодействующая сил
Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя
Трение в природе и технике
Лабораторная работа №7 «Выяснение зависимости силы
трения скольжения от площади соприкосновения тел и
прижимающей силы»
Силы. Равнодействующая сил: решение задач
Вес тела. Силы. Равнодействующая сил: Контрольная работа
№2 «Вес тела. Силы. Равнодействующая сил»
Давление твердых тел. Единицы измерения давления
Способы изменения давления
Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля
Давление жидкости на дно и стенки сосуда
Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля: решение задач
Сообщающиеся сосуды
Вес воздуха. Атмосферное давление
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных
высотах
Манометры. Гидравлические механизмы (пресс, насос)
Давление жидкости и газа на погруженное в них тело
Архимедова сила
Лабораторная работа №8 «Определение выталкивающей силы,
действующей на погруженное в жидкость тело»
Плавание тел. Архимедова сила: решение задач
Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тела в
жидкости»
Плавание судов. Воздухоплавание
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов: Контрольная
работа №3 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
Механическая работа. Мощность.
Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела,
имеющего закрепленную ось движения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1

58
59
60
61

62
63

64
65
66
67
68

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Лабораторная работа №10
«Выяснение условия равновесия рычага»
Момент силы
Рычаги в технике, быту и природе
Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при
использовании простых механизмов («Золотое правило
механики»)
Центр тяжести тела. Условия равновесия тел
Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная
работа №11 «Определение КПД при подъёме тела по
наклонной плоскости»
Энергия.
Потенциальная
и
кинетическая
энергия.
Превращение одного вида механической энергии в другой
Работа, мощность, энергия: решение задач
Работа, мощность, энергия: Контрольная работа №4
«Работа, мощность, энергия»
Итоговая контрольная работа
Обобщение и систематизация полученных знаний

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1

Тематическое планирование 8 класс (68 часов)
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20
21
22

Тема
Тепловые явления
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со
скоростью хаотического движения частиц
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы
изменения внутренней энергии тела
Теплопроводность. Конвекция. Излучение
Примеры теплопередачи в природе и технике
Количество теплоты. Удельная теплоемкость
Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела
или выделяемого им при охлаждении
Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при
смешивании воды разной температуры»
Лабораторная
работа
№2
«Определение
удельной
теплоёмкости твёрдого тела»
Удельная теплота сгорания топлива
Закон сохранения и превращения энергии в механических и
тепловых процессах
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание
кристаллических тел
Удельная теплота плавления
Нагревание тел. Плавление и кристаллизация: решение задач
Испарение и конденсация. Поглощение энергии при
испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара
Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.
Удельная теплота парообразования и конденсации
Расчёт количества теплоты, отданного (полученного) телом
при конденсации (парообразовании): решение задач
Влажность воздуха. Лабораторная работа №3 «Определение
влажности воздуха»
Работа газа при расширении
Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая
турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный
двигатель)
КПД
тепловой
машины.
Экологические
проблемы
использования тепловых машин
Тепловые явления: решение задач
Тепловые явления: Контрольная работа №1 «Тепловые
явления»
Электромагнитные явления

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

34
35
36
37
38
39
4041
42
43
44
45
46
47
48
49
50

Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных
тел. Два рода электрических зарядов
Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи
Действие электрического поля на электрические заряды
Делимость
электрического
заряда.
Элементарный
электрический заряд. Строение атомов
Закон сохранения электрического заряда
Проводники, полупроводники и изоляторы электричества
Электрический ток. Источники электрического тока
Электрическая цепь и ее составные части
Направление и действия электрического тока. Носители
электрических зарядов в металлах
Сила тока. Лабораторная работа №4 «Сборка электрической
цепи и измерение силы тока в её различных участках»
Электрическое напряжение. Лабораторная работа №5
«Измерение
напряжения
на
различных
участках
электрической цепи»
Зависимость силы тока от напряжения
Электрическое
сопротивление
проводников.
Единицы
сопротивления. Закон Ома для участка цепи
Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление
Расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения:
решение задач
Реостаты. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока
реостатом»
Лабораторная работа №7 «Измерение сопротивления
проводника при помощи амперметра и вольтметра»
Последовательное соединение проводников. Параллельное
соединение проводников
Соединения проводников. Закон Ома для участка цепи:
решение задач
Работа электрического поля по перемещению электрических
зарядов. Мощность электрического тока
Лабораторная работа №8 «Измерение мощности и работы тока
в электрической лампе»
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля
- Ленца
Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора
Электрические нагревательные и осветительные приборы.
Короткое замыкание
Электрические явления: решение задач
Электрические
явления: Контрольная работа №2
«Электрические явления»
Магнитное поле. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1

1
1

51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их
применение
Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и
испытание его действия»
Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли
Действие магнитного поля на проводник с током и
движущуюся заряженную частицу
Электродвигатель. Лабораторная работа №10 «Изучение
электрического двигателя постоянного тока (на модели)»
Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Источники
света
Закон прямолинейного распространения света.
Закон отражения света
Плоское зеркало
Закон преломления света
Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы
Изображение предмета в зеркале и линзе
Лабораторная работа №11 «Получение изображения при
помощи линзы»
Оптические приборы. Глаз как оптическая система
Электромагнитные и световые явления: решение задач
Электромагнитные и световые явления: Контрольная работа
№ 3 «Электромагнитные и световые явления»
Итоговая контрольная работа.
Обобщение и систематизация полученных знаний.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование 9 класс (99 часов)
№
п/п

Тема

Колво
часов

Механические явления
1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Механическое движение. Система отсчета. Материальная
точка как модель физического тела
Физические величины, необходимые для описания движения и
взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость,
ускорение, время движения)
Определение координаты движущегося тела
Равномерное прямолинейное движение
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение
Скорость прямолинейного равноускоренного движения.
График скорости
Перемещение
при
прямолинейном
равноускоренном
движении
Перемещение
при
прямолинейном
равноускоренном
движении без начальной скорости
Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного
движения без начальной скорости»
Кинематика материальной точки: решение задач
Кинематика материальной точки: Контрольная работа №1
«Кинематика материальной точки»
Относительность механического движения. Геоцентрическая и
гелиоцентрическая системы мира
Первый закон Ньютона и инерция
Второй закон Ньютона
Третий закон Ньютона
Законы Ньютона: решение задач
Свободное падение тел
Свободное падение тел: решение задач
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость
Движение тела, брошенного горизонтально
Движение тела, брошенного вертикально вверх или
горизонтально: решение задач
Закон всемирного тяготения
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных
телах
Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного
падения»
Прямолинейное и криволинейное движение
Равномерное движение по окружности. Движение тела по

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61

окружности с постоянной по модулю скоростью
Искусственные спутники Земли. Центростремительное
ускорение
Импульс. Закон сохранения импульса
Реактивное движение
Закон сохранения полной механической энергии
Динамика материальной точки: решение задач
Динамика материальной точки: Контрольная работа №2
«Динамика материальной точки»
Механические колебания
Период, частота, амплитуда колебаний
Лабораторная работа № 3 "Исследование зависимости периода
и частоты свободных колебаний от длины маятника".
Резонанс
Механические волны в однородных средах
Длина волны. Скорость распространения волн
Звук как механическая волна. Источники звука
Громкость, тембр и высота тона звука
Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс
Механические колебания и волны. Звук: решение задач
Механические колебания и волны. Звук: Контрольная работа
№3 «Механические колебания и волны. Звук»
Электромагнитные явления
Магнитное поле
Магнитное поле тока. Направление тока и направление линий
его магнитного поля
Обнаружение магнитного поля. Сила Ампера и сила Лоренца
Индукция магнитного поля. Магнитный поток
Явление электромагнитной индукции
Лабораторная
работа
№4
«Изучение
явления
электромагнитной индукции»
Направление индукционного тока. Правило Ленца
Явление самоиндукции
Переменный ток. Трансформатор. Электрогенератор
Передача электрической энергии на расстояние
Электромагнитное поле
Электромагнитные волны и их свойства. Напряженность
электрического поля
Электромагнитные колебания. Колебательный контур
Принципы радиосвязи и телевидения
Влияние электромагнитных излучений на живые организмы
Свет – электромагнитная волна
Закон преломления света. Скорость света.
Дисперсия света. Интерференция и дифракция света

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

64
65

Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и
волны: решение задач
Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и
волны: Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле.
Электромагнитные колебания и волны»
Квантовые явления
Квантовый характер поглощения и испускания света атомами
Линейчатые спектры

66

Радиоактивность. Модели атомов. Планетарная модель атома.

1

62
63

1

1
1

Опыты Резерфорда
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85

86
87
88

Альфа-излучение. Бета-излучение. Гамма-излучение
Радиоактивные превращения атомных ядер
Экспериментальные методы исследования частиц
Лабораторная работа №5 «Изучение треков заряженных
частиц по готовым фотографиям»
Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон
Альфа- и бета- распад. Правило смещения
Альфа- и бета- распад. Правило смещения: решение задач
Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии.
Дефект масс и энергия связи атомных ядер
Деление ядер урана. Цепная реакция
Лабораторная работа № 6 «Изучение деления ядер урана по
фотографиям треков»
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии
атомных ядер в электрическую энергию
Ядерная энергетика
Экологические проблемы работы атомных электростанций
Дозиметрия
Биологическое действие радиации. Влияние радиоактивных
излучений на живые организмы
Период полураспада. Закон радиоактивного распада
Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд
Повторение и обобщение материала по теме «Строение
атома и атомного ядра»
Строение атома и атомного ядра: Контрольная работа №5
«Строение атома и атомного ядра»
Строение и эволюция Вселенной
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы
Происхождение Солнечной системы. Гипотеза Большого
взрыва
Большие планеты Солнечной системы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

89
90
91
92

93
94
95
96
97
98
99

Малые планеты и малые тела Солнечной системы
Физическая природа Солнца и звезд
Строение и эволюция Вселенной
Повторение и обобщение материала по теме «Строение и
эволюция Вселенной»
Итоговое повторение
Повторение «Законы взаимодействия и движения тел»
Повторение «Механические колебания и волны. Звук»
Повторение «Электромагнитное поле. Электромагнитные
колебания и волны»
Повторение «Строение атома и атомного ядра»
Повторение «Строение и эволюция Вселенной»
Итоговая контрольная работа.
Обобщение и систематизация полученных знаний. Итоговый
урок.

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».