Рабочая программа по биологии ФГОС ООО (5-9 класс)

Приложение
к ООП ООО МАОУ-СОШ № 93

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Биология»
(5-9 классы)

Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена на
основе:
 Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного общего образования с изменениями
 Примерной основной образовательной программы основного общего
образования в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020
федерального учебно-методического объединения по основному
общему образованию
 ООП ООО МАОУ – СОШ №93

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Выпускник научится:
Пользоваться научными методами для распознания биологических
проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам,
явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;
проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом;
описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные
биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями,
закономерностями,

законами,

теориями,

имеющими

важное

общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории
становления биологии как науки.
Выпускник

освоит

общие

приемы:

оказания

первой

помощи;

рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения
наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в
кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник

приобретет

навыки

использования

научно-популярной

литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и
электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных
задач.
Выпускник получит возможность научиться:

 осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и
основ здорового образа жизни в быту;

 выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

 ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать
информацию биологического содержания в научно-популярной литературе,
средствах

массовой

информации

и

Интернет-ресурсах,

критически

оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об
источнике информации;

 создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических
явлениях и процессах на основе нескольких источников информации,
сопровождать

выступление

презентацией,

учитывая

особенности

аудитории сверстников.
Живые организмы
Выпускник научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и
организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных
для живых организмов;
 аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов
растений, животных, грибов и бактерий;

 аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных,
грибов и бактерий;


осуществлять

классификацию

биологических

объектов

(растений,

животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к
определенной систематической группе;
 раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль
различных организмов в жизни человека;
 объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп
растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
 выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов
к среде обитания;
 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты

или

их

изображения,

выявлять

отличительные

признаки

биологических объектов;
 сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы),
процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе
сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями
клеток и тканей, органов и систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и
объяснять их результаты;
 знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

 анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
 описывать

и

использовать

приемы выращивания

и размножения

культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:

 находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в
научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках,
Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной
формы в другую;

 основам исследовательской и проектной деятельности по изучению
организмов

различных

царств

живой

природы,

включая

умения

формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

 использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами,

ядовитыми

растениями,

укусах

животных;

работы

с

определителями растений; размножения и выращивания культурных
растений, уходом за домашними животными;

 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее
проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к
объектам живой природы);

 осознанно использовать знания основных правил поведения в природе;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе;

 создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях,
животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников

информации,

сопровождать

выступление

презентацией,

учитывая

особенности аудитории сверстников;

 работать в группе сверстников при решении познавательных задач
связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности
растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную
деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов (животных
клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов
жизнедеятельности, характерных для организма человека;
 аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и
окружающей среды, родства человека с животными;


аргументировать,

приводить

доказательства

отличий

человека

от

животных;
 аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения
мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек,
нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
 объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления
биологических объектов и других материальных артефактов;
 выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у
человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей
человеку;

 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения,
выявлять отличительные признаки биологических объектов;
 сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы
органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ,
выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями
клеток и тканей, органов и систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом
человека и объяснять их результаты;
 знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни,
рациональной организации труда и отдыха;
 анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
 описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:

 объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании
первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях,
травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

 находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в
научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках,
Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной
формы в другую;

 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
собственному здоровью и здоровью других людей;

 находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет- ресурсах
информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений
и докладов;

 анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;
последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

 создавать собственные письменные и устные сообщения об организме
человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников
информации,

сопровождать

выступление

презентацией,

учитывая

особенности аудитории сверстников;

 работать в группе сверстников при решении познавательных задач
связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма
человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение
окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность
группы.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:


выделять

существенные

признаки

биологических

объектов

(вида,

экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых
организмов;
 аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты
окружающей среды;
 аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека
от состояния окружающей среды;



осуществлять

классификацию

биологических

объектов

на

основе

определения их принадлежности к определенной систематической группе;
 раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль
биологических

объектов

в

природе

и

жизни

человека;

значение

биологического разнообразия для сохранения биосферы;
 объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе
сопоставления особенностей их строения и функционирования;
 объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения
приспособленности, процесс видообразования;
 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты

или

их

изображения,

выявляя

отличительные

признаки

биологических объектов;


сравнивать

биологические

объекты,

процессы;

делать

выводы

и

умозаключения на основе сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями
органов и систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и
объяснять их результаты;
 знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
 описывать

и

использовать

приемы выращивания

и размножения

культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

 находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет- ресурсах
информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений,
докладов, рефератов;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:



понимать

экологические

проблемы,

возникающие

в

условиях

нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

 анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих,
последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

 находить информацию по вопросам общей биологии в научно- популярной
литературе, специализированных биологических словарях, справочниках,
Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной
формы в другую;

 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей
(признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое
сознание,

эмоционально-ценностное

отношение

к

объектам

живой

природы);  создавать собственные письменные и устные сообщения о
современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на
основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

 работать в группе сверстников при решении познавательных задач
связанных с теоретическими и практическими проблемами в области
молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и
охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность,

учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад
в деятельность группы.

II. Содержание учебного предмета «Биология»
Живые организмы
Биология – наука о живых организмах
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль
биологии в познании окружающего мира и практической деятельности
людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное
отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в
кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность,
обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость,
приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у
растений, животных, грибов и бактерий.
Клеточное строение организмов
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История
изучения

клетки.

Методы

изучения

клетки.

Строение

и

жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка.
Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.
Многообразие организмов
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация
организмов.

Принципы

классификации.

Одноклеточные

и

многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.
Среды жизни
Среда

обитания.

Факторы

среды

обитания.

Места

обитания.

Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде.
Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления

организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к
жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного
края.
Царство Растения
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее
знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы
растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы
растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия
обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни
растений.
Органы цветкового растения
Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые
системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и
вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов.
Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки.
Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель.
Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия.
Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие
плодов. Распространение плодов.
Микроскопическое строение растений
Разнообразие
растительных
клеток.
Ткани

растений.

Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое
строение стебля. Микроскопическое строение листа.
Жизнедеятельность цветковых растений
Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение
энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание,
удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ.
Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение
растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное

размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и
ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.
Многообразие растений
Классификация
Многообразие
папоротники,

растений.

водорослей.
хвощи,

Водоросли
Высшие

плауны),

–

низшие

споровые

отличительные

растения.

растения

(мхи,

особенности

и

многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и
многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные
особенности.

Классы

Однодольные

и

Двудольные.

Многообразие

цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых
растениями.
Царство Бактерии
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе,
жизни

человека.

Меры

профилактики

заболеваний,

вызываемых

бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
Царство Грибы
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль
грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и
ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры
профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в
природе и жизни человека.
Царство Животные
Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы
органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие
и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные
явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость,
рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе.
Значение животных в природе и жизни человека.
Одноклеточные животные, или Простейшие

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших.
Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения
человека

и

животных

паразитическими

простейшими.

Меры

профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Тип Кишечнополостные
Многоклеточные

животные.

Общая

характеристика

типа

Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Типы червей
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая
характеристика.

Тип

Кольчатые

черви,

общая

характеристика.

Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и
животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения.
Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Тип Моллюски
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков.
Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие
Общая

характеристика

типа

Членистоногие.

Среды

жизни.

Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности
ракообразных, их значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности
паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи –
переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры
профилактики.
Класс

Насекомые.

Особенности

строения

и

жизнедеятельности

насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в
природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые –
вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей.

Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые –
переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных.
Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Тип Хордовые
Общая

характеристика

типа

Хордовых.

Подтип

Бесчерепные.

Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика
надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности
внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с
водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в
природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе
и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные.
Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего
строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных.
Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных.
Многообразие современных земноводных и

их охрана.

Значение

характеристика

класса

земноводных в природе и жизни человека.
Класс

Пресмыкающиеся.

Общая

Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего
строения

пресмыкающихся.

Размножение

пресмыкающихся.

Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение
пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и
особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения
и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные
явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц.
Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство.
Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.
Класс

Млекопитающие.

Общая

характеристика

класса

Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего

строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела.
Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение.
Размножение

и

развитие

млекопитающих.

Происхождение

млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие –
переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с
грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах
животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в
жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих.
Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих.
Приемы выращивания

и

ухода за домашними млекопитающими.

Многообразие птиц и млекопитающих родного края.
Человек и его здоровье
Введение в науки о человеке
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности
организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс
наук,

изучающих

организм

человека.

Научные

методы

изучения

человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место
человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и
животных.

Особенности

человека

как

социального

существа.

Происхождение современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека
Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов.
Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы
и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм
человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа,
тканевая жидкость).
Нейрогуморальная регуляция функций организма
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы
регуляции функций.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и

вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип
работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной
мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития
головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения
деятельности нервной системы и их предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в
регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней
секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы
смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция
функций эндокринных желез.
Опора и движение
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический
состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности
скелета

человека,

связанные

с

прямохождением

и

трудовой

деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на
развитие скелета. Мышцы
упражнений

для

и их функции. Значение физических

правильного

формирования

скелета

и

мышц.

Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах
опорно-двигательного аппарата.
Кровь и кровообращение
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды.
Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты,
лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание
крови.

Свертывание

крови.

Иммунитет.

Факторы,

влияющие

на

иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области
иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями.
Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение
сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца.
Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам.
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-

сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой
помощи при кровотечениях.
Дыхание
Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные
объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена
дыхания.

Вред

табакокурения.

Предупреждение

распространения

инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты
собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания,
спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Пищеварение
Питание.

Пищеварение.

Пищеварительная

система:

строение

и

функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в
ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы.
Глотание.

Пищеварение

в

желудке.

Желудочный

сок.

Аппетит.

Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы
в

пищеварении.

Всасывание

питательных

веществ.

Особенности

пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение
пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных
заболеваний.
Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и
энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины.
Проявление

гиповитаминозов

и

авитаминозов,

и

меры

их

предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы.
Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях
среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в
процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при
травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Выделение

Мочевыделительная

система:

строение

и

функции.

Процесс

образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов
мочевыделительной системы и меры их предупреждения.
Размножение и развитие
Половая

система:

строение

и

функции.

Оплодотворение

и

внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое
созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни,
их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании
семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся
половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Сенсорные системы (анализаторы)
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их
строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка.
Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их
предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена
слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и
вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических
факторов на органы чувств.
Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П.
Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные
рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции,
память,

мышление,

Предупреждение

речь.

нарушений

Сон
сна.

и

бодрствование.
Особенности

Значение

психики

сна.

человека:

осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность
к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.
Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент,
характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы
деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических

потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и
поведения человека.
Здоровье человека и его охрана
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и
правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг,
закаливание,

двигательнаяактивность,

сбалансированное

питание.

Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитноприспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье
(гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное
питание,стресс). Культура отношения

к

собственному здоровью и

здоровью окружающих.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как
источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации
к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная
организация труда и отдыха.

Соблюдение правил поведения в

окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа
безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от
состояния окружающей среды.
Общие биологические закономерности
Биология как наука
Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение,
описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и
использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль
биологии в формировании естественно-научной картины мира. Основные
признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные
объекты как система. Классификация живых природных объектов.
Клетка
Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство
их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная
оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды.

Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток –
одна из причин заболевания организма. Деление клетки – основа
размножения, роста и развития организмов.
Организм
Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и
многоклеточные

организмы.

Особенности

химического

состава

организмов: неорганические и органические вещества, их роль в
организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых
организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов
обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и
животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и
половое

размножение.

Половые

клетки.

Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная
и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к
условиям среды.
Вид
Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория
живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция
как единица эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции.
Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции:
многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение
основных систематических групп растений и животных. Применение
знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при
выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов
микроорганизмов.
Экосистемы
Экология,

экологические

факторы,

их

влияние на

организмы.

Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные

компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.
Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная
экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное
сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в
биогеоценозах. Биосфера – глобальная экосистема. В. И. Вернадский –
основоположник

учения

о

биосфере.

Структура

биосферы.

Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая
история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения
жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости
биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на
собственную

жизнь

и

жизнь

окружающих

людей.

Последствия

деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на
живые организмы и экосистемы.
Примерный список лабораторных и практических работ по разделу
«Живые организмы»:
1. Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с
ними;
2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти
плода томата);
3. Изучение органов цветкового растения;
4. Изучение строения позвоночного животного;
5. Выявление передвижение воды и минеральных веществ в
растении;
6. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений;
7. Изучение строения водорослей;
8. Изучение внешнего строения мхов (на местных видах);
9. Изучение внешнего строения папоротника (хвоща);
10. Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных
растений;
11. Изучение внешнего строения покрытосеменных растений;

12. Определение признаков класса в строении растений;
13. Определение до рода или вида нескольких травянистых растений
одного-двух семейств;
14. Изучение строения плесневых грибов;
15. Вегетативное размножение комнатных растений;
16. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных;
17. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его
передвижением и реакциями на раздражения;
18. Изучение строения раковин моллюсков;
19. Изучение внешнего строения насекомого;
20. Изучение типов развития насекомых;
21. Изучение внешнего строения и передвижения рыб;
22. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;
23. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы
млекопитающих.
Примерный список экскурсий по разделу «Живые организмы»:
1. Многообразие животных;
2. Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и
животных;
3. Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края;
4. Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания
(экскурсия в природу, зоопарк или музей).
Примерный список лабораторных и практических работ по разделу
«Человек и его здоровье»:
1. Выявление особенностей строения клеток разных тканей;
2. Изучение строения головного мозга;
3. Выявление особенностей строения позвонков;
4. Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия;
5. Сравнение микроскопического строения крови человека и
лягушки;

6. Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального
давления;
7. Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения.
8. Изучение строения и работы органа зрения.
Примерный список лабораторных и практических работ по разделу
«Общебиологические закономерности»:
1. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых
микропрепаратах;
2. Выявление изменчивости организмов;
3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на
конкретных примерах).
Примерный список экскурсий по разделу «Общебиологические
закономерности»:
1. Изучение и описание экосистемы своей местности.
2. Многообразие живых организмов (на примере парка или
природного участка).
3. Естественный отбор - движущая сила эволюции.
4. В рабочей программе «Биология» устанавливается следующая система
распределения учебного материала и учебного времени для 5-9 классов:
Разделы

5

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

класс

(час)

(час)

(час)

(час)

(час)
Живые организмы.

3

2

2

4

Биология – наука о живых
организмах
Клеточное строение
организмов
Процессы

2

жизнедеятельности
Многообразие организмов

13

6

Среды жизни

8

Человек на Земле

6

Органы и системы органов

6

Питание и пищеварение

2

Дыхание

4

Выделение

2

Опорные системы

3

Регуляция процесса

3

жизнедеятельности
Размножение

5

Рост и развитие

3

Царство Бактерии

1

Царство Грибов

3

Царство Растения.

7

Многообразие растений
Царство Животные
Введение в науки о

23

4

человеке
Общие свойства организма

2

человека
Нейрогуморальная

6

регуляция функций
организма
Сенсорные системы
(анализаторы)

4

Опора и движение

5

Кровь и кровообращение

7

Дыхание

2

Пищеварение

7

Обмен веществ и энергии

4

Выделение

2

Покровы тела

4

Размножение и развитие

5

Высшая нервная

6

деятельность
Здоровье человека и его

10

охрана
Биология как наука

8

Вид

6

Эволюция живого мира на

5

Земле
Организм

7

Размножение и

5

индивидуальное развитие
организмов
Наследственность и

13

изменчивость организмов
Экосистемы
Итого часов

16
34

34

34

68

66

III. Тематическое планирование
Тематическое планирование 5 класс (34 часа)
№
урока
1
2
3
4

5

6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Кол-во
часов
Живые организмы. Биология – наука о живых организмах
Биология как наука. Науки о живой природе
1
Методы изучения живых организмов
1
Из истории биологии. Великие естествоиспытатели
1
Клеточное строение организмов
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими
1
приборами и инструментами. Практическая работа:
«Изучение устройства увеличительных приборов и правил
работы с ними»
Клетка – основа строения и жизнедеятельности
1
организмов. История изучения клетки. Методы изучения
клетки
Процессы жизнедеятельности
Свойства живых организмов (структурированность,
1
целостность, обмен веществ, движение, размножение,
развитие, раздражимость, приспособленность,
наследственность и изменчивость) их проявление у
растений, животных, грибов и бактерий
Дыхание и его роль в жизни организма
1
Многообразие организмов
Клеточные и неклеточные формы жизни
1
Организм
1
Классификация организмов
1
Принципы классификации
1
Одноклеточные и многоклеточные организмы
1
Основные царства живой природы
1
Бактерии, их строение и жизнедеятельность
1
Отличительные особенности грибов. Лишайники
1
Водоросли – низшие растения
1
Отдел Голосеменные, Покрытосеменные. Космическая
1
роль зеленых растений
Животные. Общая характеристика простейших
1
Беспозвоночные животные
1
Позвоночные животные
1
Среды жизни
Как развивалась жизнь на Земле
1
Среда обитания. Жизнь на разных материках
1
Факторы среды обитания. Места обитания
1
Тема урока

24
25
26
27
28

29
30
31
32
33
34

Приспособления организмов к жизни в наземновоздушной среде
Приспособления организмов к жизни в водной среде.
Жизнь в морях и океанах
Природные сообщества
Приспособления организмов к почвенной среде
Приспособления организмов к жизни в организменной
среде
Человек на Земле
Как человек появился на Земле
Как человек изменил Землю
Жизнь под угрозой
Не станет ли Земля пустыней
Здоровье человека и безопасность жизни. Итоговый тест
Повторение, обобщение и систематизация знаний по
биологии за курс 5 класса

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование 6 класс (34 часа)
№
урока
1
2

3

4
5
6

7

8

9

10

11

12
13

14

Тема урока

Кол-во
часов
Живые организмы. Биология – наука о живых организмах
Роль биологии в познании окружающего мира в
1
практической деятельности людей
Соблюдение правил поведения в окружающей среде.
1
Бережное отношение к природе. Охрана биологических
объектов
Клеточное строение организмов
Клетка – основа строения и жизнедеятельности
1
организмов. Деление клетки. Митоз. Мейоз и их
биологическое значение
Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная
1
клетка. Животная клетка
Разнообразие растительных клеток. Ткани растений.
1
Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.
1
Лабораторная работа: «Приготовление микропрепарата
кожицы чешуи лука (мякоти плода томата)»
Органы и системы органов
Микроскопическое строение корня. Корень. Зоны корня.
1
Виды корней. Корневые системы. Значение корня.
Видоизменения корней. Корневой волосок
Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение
побега.
Разнообразие
и
значение
побегов.
Видоизмененные побеги
Семя. Строение семени. Почки. Вегетативные и
1
генеративные почки. Микроскопическое строение стебля.
Стебель. Строение и значение стебля.
Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и
значение плода. Многообразие плодов. Распространение
плодов
Микроскопическое строение листа. Строение листа.
1
Листорасположение. Жилкование листа. Строение и
значение цветка. Лабораторная работа: «Изучение органов
цветкового растения»
Животные ткани, органы и системы органов животных
1
Питание и пищеварение
Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и
1
превращение энергии: почвенное питание и воздушное
питание (фотосинтез), удаление конечных продуктов
обмена веществ
Особенности питания животных
1

Дыхание
15
16
17
18

19
20

21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31

32
33
34

Дыхание растений
Дыхание животных
Транспорт веществ в растительном организме
Передвижение органических веществ в животном
организме
Выделение
Выделение у растений, грибов и животных
Обмен веществ и превращение энергии у растений и
животных
Опорные системы
Опорные системы животных. Лабораторная работа:
«Изучение строения позвоночного животного»
Опорные системы растений
Движения. Движение многоклеточных животных
Регуляция процессов жизнедеятельности
Поведение животных (раздражимость)
Поведение животных (рефлексы и инстинкты)
Эндокринная система. Железы внутренней секреции.
Ростовые вещества растений
Размножение
Размножение и его виды. Бесполое размножение
Половое размножение животных
Половое размножение растений. Оплодотворение у
цветковых растений.
Вегетативное размножение растений. Лабораторная
работа: «Вегетативное размножение комнатных растений»
Размножение растений. Лабораторная работа: «Изучение
строения семян однодольных и двудольных растений»
Рост и развитие
Рост, развитие растений
Рост и развитие животных Итоговый тест
Повторение, обобщение и систематизация изученного
материала.

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

1
1
1

Тематическое планирование по биологии 7класс (34
часа)
№
урока
1

2

3

4
5

6

7

8

9

10

Тема урока
Царство Бактерии
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль
бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики
заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ
Р.Коха и Л.Пастера
Царство Грибов
Отличительные особенности грибов. Многообразие
грибов. Грибы – паразиты. Съедобные и ядовитые грибы.
Лабораторная работа: «Изучение строения плесневых
грибов»
Роль грибов в природе, жизни человека. Первая помощь
при отравлении грибами. Меры профилактики
заболеваний, вызываемых грибами.
Лишайники, их роль в природе и жизни человека
Царство Растения
Многообразие и значение растений в природе и жизни
человека. Растительные ткани и органы растений.
Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы
растений
Многообразие растений
Растение – целостный организм (биосистема).
Классификация растений. Водоросли – низшие растения.
Многообразие водорослей
Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи,
плауны) отличительные особенности и многообразие.
Лабораторная работа: «Изучение внешнего строения мхов
(на местных видах); изучение внешнего строения
папоротника (хвоща)»
Отдел Голосеменные, отличительные особенности и
многообразие. Лабораторная работа: «Изучение внешнего
строения хвои, шишек и семян голосеменных растений»
Общее знакомство с цветковыми растениями. Отдел
покрытосеменные
(Цветковые),
отличительные
особенности. Лабораторная работа: «Изучение внешнего
строения покрытосеменных растений»
Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие
цветковых
растений.
Приемы
выращивания
и
размножения растений и ухода за ними. Лабораторная
работа: «Определение признаков класса в строении
растений»

Кол-во
часов
1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

11

12

13

14

15
16

17
18
19

20

21

22

Условия обитания растений. Среды обитания растений.
Сезонные явления в жизни растений. Меры профилактики
заболеваний, вызываемых растениями
Царство Животные
Общее знакомство с животными. Организм животного
как биосистема. Среды обитания животных. Сезонные
явления в жизни животных. Многообразие и
классификация животных. Разнообразие отношений
животных в природе. Значение животных в природе и
жизни человека
Одноклеточные животные, или Простейшие
Общая характеристика простейших. Происхождение
простейших. Значение простейших в природе и жизни
человека. Лабораторная работа: «Изучение строения и
передвижения одноклеточных животных»
Пути заражения человека и животных паразитическими
простейшими.
Меры
профилактики
заболеваний,
вызываемых одноклеточными животными
Тип Губки
Многоклеточные животные. Тип Губки
Тип Кишечнополостные
Общая
характеристика
типа
Кишечнополостные.
Регенерация.
Происхождение
кишечнополостных.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека
Типы червей
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип
Кольчатые черви, общая характеристика
Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения
человека и животных паразитическими червями.
Меры профилактики заражения. Значение дождевых
червей в почвообразовании. Происхождение червей
Тип Моллюски
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие
моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в
природе и жизни человека. Лабораторная работа:
«Изучение строения раковин моллюсков»
Тип Членистоногие
Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни.
Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих
Класс
Ракообразные.
Особенности
строения
и
жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе
и жизни человека
Класс Паукообразные. Особенности строения и
жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе

1

1

1

1

1
1

1
1
1

1

1

1

23

24

25

26

27

28

29

30

и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей
заболеваний животных и человека. Меры профилактики
Класс
Насекомые.
Особенности
строения
и
жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых,
инстинкты. Значение насекомых в природе и
сельскохозяйственной
деятельности
человека.
Лабораторная работа: «Изучение внешнего строения
насекомого»
Насекомые – вредители. Меры по сокращению
численности насекомых – вредителей. Насекомые,
снижающие численность вредителей растений.
Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты
человека и домашних животных. Одомашненные
насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Лабораторная работа: «Изучение типов развития
насекомых»
Тип Хордовые
Общая характеристика типа Хордовых. Подтип
Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или
Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы.
Места обитания и внешнее строение рыб. Лабораторная
работа: «Изучение внешнего строения и передвижения
рыб»
Особенности внутреннего строения и процессов
жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом
жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в
природе. Основные систематические группы рыб.
Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и
охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса
Земноводные. Места обитания и распространение
земноводных. Особенности внешнего строения в связи с
образом жизни. Внутреннее строение земноводных.
Размножение и развитие земноводных. Происхождение
земноводных. Многообразие современных земноводных и
их охрана. Значение земноводных в природе и жизни
человека.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса
Пресмыкающиеся.
Места
обитания,
особенности
внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся.
Размножение пресмыкающихся. Происхождение и
многообразие древних пресмыкающихся. Значение
пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы.

1

1

1

1

1

1

1

1

31

32

33

34

Места обитания и особенности внешнего строения птиц.
Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности
птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в
жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение
птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана
птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы
выращивания и ухода за птицами. Лабораторная работа:
«Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц»
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса
Млекопитающие.
Среды
жизни
млекопитающих.
Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры
млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и
поведение млекопитающих, рассудочное поведение.
Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение
млекопитающих. Лабораторная работа: «Изучение
внешнего строения, скелета и зубной системы
млекопитающих»
Многообразие млекопитающих. Млекопитающие –
переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры
борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая
помощь при укусах животных. Экологические группы
млекопитающих. Итоговый тест
Сезонные
явления
в
жизни
млекопитающих.
Происхождение и значение млекопитающих. Охрана
млекопитающих.
Важнейшие
породы
домашних
млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за
домашними млекопитающими.
Многообразие птиц и млекопитающих родного края.
Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы

1

1

1

1

Тематическое планирование 8 класс (68 часов)
№
урока
1

2

3
4

5

6

7

8

9

10

11

12
13

Тема урока
Введение в науки о человеке
Значение знаний об особенностях строения и
жизнедеятельности организма человека для самопознания
и сохранения здоровья.
Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные
методы изучения человеческого организма (наблюдение,
измерение, эксперимент)
Место человека в системе животного мира. Сходства и
отличия человека и животных.
Особенности человека как социального существа.
Происхождение современного человека. Расы
Общие свойства организма человека
Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития
организмов. Строение, химический состав, жизненные
свойства клетки. Лабораторная работа: «Выявление
особенностей строения клеток разных тканей»
Ткани, органы и системы органов организма человека, их
строение и функции. Организм человека как биосистема.
Нейрогуморальная регуляция функций организма
Регуляция функций организма, способы регуляции.
Механизмы регуляции функций.
Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип
работы нервной системы. Рефлекторная дуга
Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария
головного мозга. Особенности развития головного мозга
человека и его функциональная асимметрия.
Нарушения деятельности нервной системы и их
предупреждение. Лабораторная работа: «Изучение
строения головного мозга»
Железы и их классификация. Эндокринная система.
Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций
организма
Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз,
щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной
секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция
функций эндокринных желез
Нервная система: соматическая и вегетативная.
Сенсорные системы (анализаторы)
Органы чувств и их значение в жизни человека.
Сенсорные системы, их строение и функции

Кол-во
часов
1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

14

15
16

17

18

19
20
21

22

23

24

25
26

27

Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка.
Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения
зрения и их предупреждения. Лабораторная работа:
«Изучение строения и работы органа зрения»
Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена
слуха.
Органы равновесия, мышечного чувства, осязания,
обоняния и вкуса. Взаимодействия сенсорных систем.
Влияние экологических факторов на органы чувств
Опора и движение
Опорно – двигательная система: строение, функции.
Кость: химический состав, строение, рост. Соединение
костей
Скелет человека. Особенности скелета человека,
связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
Лабораторная работа: «Выявление нарушения осанки и
наличия плоскостопия»
Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на
развитие скелета
Мышцы и их функции. Значение физических упражнений
для правильного формирования скелета и мышц
Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая
помощь при травмах опроно – двигательного аппарата
Кровь и кровообращение
Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая
жидкость). Функции крови и лимфы. Поддержание
постоянства внутренней среды. Гомеостаз
Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение
работ Л.Растера и И.И.Мечникова в области
иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными
заболеваниями
Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты,
лейкоциты,
тромбоциты.
Лабораторная
работа:
«Сравнение микроскопического строения крови человека
и лягушки»
Группы крови. Резус – фактор. Переливание крови.
Свертывание крови
Кровеносная и лимфатическая системы: строение,
функции. Виды кровотечений, приемы оказания первой
помощи при кровотечениях
Движение крови по сосудам. Строение сосудов. Строение
и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови.
Движение лимфы по сосудам. Лабораторная работа:
«Подсчет пульса в разных условиях. Измерение

1

1
1

1

1

1
1
1

1

1

1

1
1

1

28

29
30

31

31

32
33
34
35
36
37
38

39

40
41
42

43
44

45

артериального давления»
Гигиена сердечно – сосудистой системы. Профилактика
сердечно – сосудистых заболеваний
Дыхание
Дыхательная система: строение и функции. Этапы
дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях
Регуляция
дыхания.
Гигиена
дыхания.
Вред
табакокурения.
Лабораторная
работа:
«Измерение
жизненной емкости легких. Дыхательные движения»
Предупреждение
распространения
инфекционных
заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты
собственного организма
Первая помощь при остановке дыхания, спасении
утопающего, отравлении угарным газом
Пищеварение
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система:
строение и функции.
Ферменты, роль ферментов в пищеварении
Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними.
Слюна и слюнные железы. Глотание
Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит.
Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и
поджелудочной железы в пищеварении
Всасывание
питательных
веществ.
Особенности
пищеварения в толстом кишечнике.
Вклад И.П.Павлова в изучение пищеварения. Гигиена
питания, предотвращения желудочно – кишечных
заболеваний
Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны
обмена веществ и энергии. Обмен органических и
неорганических веществ
Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов,
и меры их предупреждения
Энергетический обмен и питание
Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмены
веществ
Выделение
Мочевыделительная система: строение и функции.
Процесс образования и выделения мочи, его регуляция
Заболевания органов мочевыделительной системы и меры
их предупреждения
Покровы тела
Покровы тела. Строение и функции кожи

1

1
1

1

1

1
1
1
1

1
1

1

1
1
1

1
1

1

46
47
48

49
50
51
52
53

54

55
56
57
58

59

60

61

62

Роль кожи в процессах терморегуляции
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при
разных условиях среды
Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах,
обморожениях и их профилактика
Размножение и развитие
Половая система: строение и функции
Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и
развитие ребенка. Половое созревание
Наследование признаков у человека. Наследственные
болезни, их причины и предупреждения
Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о
репродуктивном здоровье
Инфекции, передающиеся половым путем и их
профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа
Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность, работы И.М.Сеченова,
И.П.Павлова,
А.А.Ухтомского
и
П.К.Анохина.
Безусловные и условные рефлексы, их значение
Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение
нарушений сна
Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память,
мышление, речь.
Индивидуальные особенности личности: способности,
темперамент, характер, одаренность
Особенности
психики
человека:
осмысленность
восприятия,
словесно
–
логическое
мышление,
способность к накоплению и передаче из поколения в
поколение информации
Психология и поведение человека. Цели и мотивы
деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и
эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в
развитии психики и поведения человека
Здоровье человека и его охрана
Здоровье
человека.
Соблюдение
санитарногигиенических норм и правил здорового образа жизни
укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание,
двигательная активность, сбалансированное питание
Влияние физических упражнений на органы и системы
органов. Защитно – приспособительные реакции
организма
Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение,
употребление алкоголя, несбалансированное питание,
стресс).

1
1
1

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1

1

1

1

1

63
64
65

66

67
68

Культура отношения к собственному здоровью и
здоровью окружающих
Человек и окружающая среда. Значение окружающей
среды как источника веществ и энергии.
Социальная и природная среда, адаптации к ним.
Краткая характеристика основных форм труда.
Рациональная организация труда и отдыха
Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в
опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа
безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья
человека от состояния окружающей среды
Годовая контрольная работа
Обобщение, повторение и систематизация изученного
материала

1
1
1

1

1
1

Тематическое планирование 9 класс (66 часов)
№
урока
1
2
3
4
5

6
7
8
9

10

11
12
13
14
15
16
17
18
19

Тема урока
Биология как наука
Научные методы изучения, применяемы в биологии:
наблюдение, описание, эксперимент
Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в
повседневной жизни
Биологические науки. Роль биологии в формировании
естественно – научной картины мира.
Основные
признаки
живого.
Одноклеточные
и
многоклеточные организмы
Уровни организации живой природы. Живые природные
объекты как система. Классификация живых природных
объектов. Лабораторная работа: «Изучение клеток и
тканей растений и животных на готовых
микропрепаратах»
Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина
Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции
Формы естественного отбора
Вид
Результаты
эволюции:
многообразие
видов,
приспособленность организмов к среде обитания.
Лабораторная работа: «Выявление приспособлений у
организмов к среде обитания(на конкретных примерах)»
Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Происхождение основных систематических групп
растений и животных
Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая
категория живого
Популяция как форма существования вида в природе.
Популяция как единица эволюции
Основные движущие силы эволюции в природе
Биологические последствия адаптации
Эволюция живого мира на Земле
Современные представления о происхождении жизни
Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей
жизни
Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры
Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры
Место и роль человека в системе органического мира.
Эволюция человека
Организм

Кол-во
часов
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

39

Особенности
химического
состава
организмов:
неорганические вещества, их роль в организме
Особенности
химического
состава
организмов:
органические вещества, их роль в организме. Углеводы,
липиды
Особенности
химического
состава
организмов:
неорганические и органические вещества, их роль в
организме. Белки
Особенности
химического
состава
организмов:
неорганические и органические вещества, их роль в
организме. Нуклеиновые кислоты
Обмен веществ и превращения энергии – признак живых
организмов
Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов
Энергетический обмен. Питание, дыхание, транспорт
веществ, удаление продуктов обмена, координация и
регуляция функций, движение и опора у растений и
животных
Клетка
Прокариотические клетки. Изучение клеток бактерий
Эукариотическая клетка. Строение клетки: клеточная
оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро,
органоиды
Эукариотическая клетка. Строение клетки: ядро,
органоиды
Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение
энергии в клетки
Деление клетки – основа размножения, роста и развития
организмов
Клеточная теория. Клеточное строение организмов как
доказательство их родства, единства живой природы
Размножение и индивидуальное развитие организмов
Размножение. Бесполое и половое размножение
Половые клетки. Оплодотворение
Онтогенез. Эмбриональный период развития
Онтогенез. Постэмбриональный период развития
Рост и развитие организмов
Наследственность и изменчивость организмов
Основные понятия генетики. Гибридологический метод
изучения наследственности Г.Мендаля
Законы Мендаля

40
41

Генетика пола. Хромосомы и гены.
Нарушения в строении и функционировании клеток – одна

1

20
21

22

23

24
25
26

27
28

29
30
31
32

33
34
35
36
37
38

1

1

1

1
1
1

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

из причин заболевания организма
Генотип как система взаимодействующих генов
Решение генетических задач
Наследственность и изменчивость – свойства организмов
Наследственная
и
ненаследственная
изменчивость.
Лабораторная работа: «Выявление изменчивости»
Приспособленность организмов к условиям среды
Селекция.
Центры
многообразия
и происхождения
культурных растений
Применение знаний о наследственности, изменчивости и
искусственном
отборе
при выведении
новых
пород
животных и штаммов микроорганизмов

1
1
1
1

Методы селекции растений и животных
Селекция
микроорганизмов.
Достижения
и основные
направления современной селекции
Экосистемы
Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский –
основоположник учения о биосфере
Структура
биосферы.
Краткая
история
эволюции
биосферы
Экология,
экологические
факторы,
их влияние
на
организмы
Экосистемная организация живой природы
Экосистема, ее основные компоненты
Естественная экосистема (биогеоценоз).биологическое
Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме
Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме
Агроэкосистема
(агроценоз)
как
искусственное
сообщество организмов. Круговорот веществ и поток
энергии в биогеоценозах

1
1

1

65

Распространение и роль живого вещества в биосфере.
Ноосфера
Значение охраны биосферы для сохранения жизни на
Земле
Биологическое
разнообразие
как основа устойчивости
биосферы
Современные экологические проблемы, их влияние на
собственную жизнь и жизнь окружающих людей
Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние
собственных поступков на живые организмы и
Экосистемы.
Годовая контрольная работа

66

Обобщение, повторение и систематизация изученного материала

1

42
43
44
45
46
47
48

49
50

51
52
53
54
55
56
57
58
59

60
61
62
63
64

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».