Приложение К ООП ООО МАОУ-СОШ № 93 Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс) Пояснительная записка Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса разработана на основе: 1. Федерального образовательного стандарта основного общего образования с изменениями, утвержденными приказом №1644 Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 года 2. Письма департамента государственной политики в сфере общего образования «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»» от 25.05.2015 № 08-761 3. Примерной основной образовательной программы основного общего образования в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию Предметные результаты: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности. Основное содержание учебного предмета Тема 1. Православие. Понятие «церковь». Основные ветви христианства: православие, католицизм, протестантизм. Автокефальность Русской православной церкви . Устройство церкви. Понятия «настоятель», «приход», «монастырь», «свобода выбора», «внутренний мир человека». Христианский храм: внутреннее устройство. Знаменитые православные храмы России. Правила поведения в храме. Христианские таинства. Основные христианские праздники Христианские заповеди. Содержание и нравственный смысл заповедей. Понятие греха, раскаяния. Основы веры. Тема 2. Ислам. Что такое ислам. Мухаммед — пророк и посланник Аллаха. Пророк Мухаммед. Зарождение ислама. Первые общины мусульман. Хиджра — начало исламского летоисчисления. Коран и Сунна — священные книги мусульман. Коран — книга откровений. Сущность и значение Сунны. Пять столпов ислама. Сунниты и шииты. Нравственные принципы в исламе. Нравственный идеал и нравственные принципы мусульман. Джихад как борьба с собственными пороками, невежеством и неравенством. Исламская культура. Основные исламские праздники. Ислам в России (Северный Кавказ). Проникновение и распространение ислама на Северном Кавказе. Улемы. Народы Северного Кавказа, традиционно исповедующие ислам. Ислам в России (Волго-Уральский регион). Проникновение и распространение ислама на берегах Волги. Волжская Булгария. Касимовское царство. Казанское ханство. Тема 3. Буддизм. Что такое буддизм? Будда — основатель мировой религии. Будда как историческая личность. Возникновение буддизма. Поиск божественного начала в самом себе. Четыре благородные истины. Глубинный (скрытый) смыл благородных истин. Нравственные принципы буддийского философско-религиозного учения. Трипитака — священный канон буддизма. Основы буддийского вероучения. Винайя-питака, Сутра-питака и Абхид-харма-питака. Ганджур. Буддизм в Юго-Восточной Азии. Чанъ-буддизм в Китае. Дзен-буддизм в Японии. Ламаизм. Лама. Дацан. Буддизм в России. Проникновение и распространение буддизма на берегах Амура. Бохайское царство. Роль императрицы Елизаветы в признании буддизма в России. Народы Российской Федерации, традиционно исповедующие буддизм. Буддистская культура в современной России. Традиционные буддийские праздники. Тема 4. Иудаизм. Что такое иудаизм. Иудаизм — национальная религия. Происхождение названия еврейского народа. Моисей. Исход. Тора. Раввин. Нравственные принципы, лежащие в основе иудаизма. Основы иудейской веры, обряды. Священный храм в Иерусалиме. Синагога. Праздники иудеев и их значение. Шаббат. Роль и значение субботы для евреев. Обычаи, связанные с шаббатом. Хала. Киддуш. Хавдала, её символический смысл. Рош ха-Шана. Особенности празднования Нового года в иудаизме. Рош хаШана как День памяти. Роль и символическое значение звуков шофара. Йом кипур. Судный день. Пост как очищение от грехов. История о пророке Ионе. Праздники восхождения. Суккот — праздник нового урожая. Символическое значение шалаша в иудейском вероучении. Песах — семидневный праздник свободы. Символический смысл мацы. Шавуот — праздник дарования Торы. Тема 5. Обобщение материала курса. Выполнение информационно-творческих проектов по выбору учащихся Тематическое планирование, 17 часов № ур. по пр. 1 2 3-4 5 6-7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 Название разделов, тем уроков Россия – многоконфессиональная страна Православие в России Основы православного вероучения Православный культ. Православные святыни Урала Значение РПЦ в жизни общества. Деятельности православных общин на Урале и в Екатеринбурге Ислам в России Ислам: вероучение и культ. Мусульманские святыни Исламская община (умма) в России и на Урале. Нравственные принципы в исламе Буддизм Будда - основатель новой религии.4 благородных истины буддизма. Путь спасения Культ в буддизме. Буддизм в России Иудаизм в России Иудаизм – древнейшая монотеистическая религия Праздники и обычаи иудаизма. Особенности религиозной жизни в современном обществе. Этика иудаизма Проектная деятельность Подготовка к проектной работе Представление индивидуальных и групповых проектов Часы 1 4 1 2 1 4 2 1 1 2 1 1 3 1 1 1 3 1 2