Рабочая программа. ОДНК

Приложение
К ООП ООО МАОУ-СОШ № 93

Рабочая программа
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(5 класс)

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» для 5 класса разработана на основе:
1. Федерального образовательного стандарта основного общего образования с
изменениями, утвержденными приказом №1644 Минобрнауки РФ от 29
декабря 2014 года
2. Письма департамента государственной политики в сфере общего образования
«Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской
этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»» от
25.05.2015 № 08-761
3. Примерной основной образовательной программы основного общего
образования в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального
учебно-методического объединения по общему образованию
Предметные результаты:
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
 Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и
общества;
 Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их
роли в культуре, истории и современности России;
 Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий
в становлении российской государственности.

Основное содержание учебного предмета
Тема 1. Православие.
Понятие «церковь». Основные ветви христианства: православие, католицизм,
протестантизм. Автокефальность Русской православной церкви .
Устройство церкви. Понятия «настоятель», «приход», «монастырь», «свобода
выбора», «внутренний мир человека».
Христианский храм: внутреннее устройство. Знаменитые православные
храмы России. Правила поведения в храме. Христианские таинства.
Основные христианские праздники Христианские заповеди. Содержание и
нравственный смысл заповедей. Понятие греха, раскаяния. Основы веры.
Тема 2. Ислам.
Что такое ислам. Мухаммед — пророк и посланник Аллаха.
Пророк Мухаммед. Зарождение ислама. Первые общины мусульман. Хиджра
— начало исламского летоисчисления.
Коран и Сунна — священные книги мусульман. Коран — книга откровений.
Сущность и значение Сунны. Пять столпов ислама. Сунниты и шииты.
Нравственные принципы в исламе. Нравственный идеал и нравственные
принципы мусульман. Джихад как борьба с собственными пороками,
невежеством и неравенством.
Исламская культура.
Основные исламские праздники.
Ислам в России (Северный Кавказ). Проникновение и распространение
ислама на Северном Кавказе. Улемы. Народы Северного Кавказа,
традиционно исповедующие ислам.
Ислам в России (Волго-Уральский регион). Проникновение и
распространение ислама на берегах Волги. Волжская Булгария. Касимовское
царство. Казанское ханство.
Тема 3. Буддизм.
Что такое буддизм? Будда — основатель мировой религии. Будда как
историческая личность.
Возникновение буддизма. Поиск божественного начала в самом себе.
Четыре благородные истины.
Глубинный (скрытый) смыл благородных истин. Нравственные принципы
буддийского философско-религиозного учения.
Трипитака — священный канон буддизма. Основы буддийского вероучения.
Винайя-питака, Сутра-питака и Абхид-харма-питака. Ганджур.
Буддизм в Юго-Восточной Азии.
Чанъ-буддизм в Китае. Дзен-буддизм в Японии.
Ламаизм. Лама. Дацан.
Буддизм в России. Проникновение и распространение буддизма на берегах
Амура. Бохайское царство. Роль императрицы Елизаветы в признании
буддизма в России. Народы Российской Федерации, традиционно
исповедующие буддизм.
Буддистская культура в современной России. Традиционные буддийские
праздники.

Тема 4. Иудаизм.
Что такое иудаизм. Иудаизм — национальная религия. Происхождение
названия еврейского народа. Моисей. Исход. Тора.
Раввин. Нравственные принципы, лежащие в основе иудаизма. Основы
иудейской веры, обряды.
Священный храм в Иерусалиме. Синагога.
Праздники иудеев и их значение. Шаббат. Роль и значение субботы для
евреев.
Обычаи, связанные с шаббатом. Хала. Киддуш. Хавдала, её символический
смысл.
Рош ха-Шана. Особенности празднования Нового года в иудаизме. Рош хаШана как День памяти. Роль и символическое значение звуков шофара.
Йом кипур. Судный день. Пост как очищение от грехов. История о пророке
Ионе.
Праздники восхождения. Суккот — праздник нового урожая. Символическое
значение шалаша в иудейском вероучении.
Песах — семидневный праздник свободы. Символический смысл мацы.
Шавуот — праздник дарования Торы.
Тема 5. Обобщение материала курса.
Выполнение информационно-творческих проектов по выбору учащихся

Тематическое планирование, 17 часов
№
ур.
по
пр.
1

2
3-4
5

6-7
8
9
10
11
12
13
14
15
1617

Название разделов, тем уроков

Россия – многоконфессиональная страна
Православие в России
Основы православного вероучения
Православный культ. Православные святыни Урала
Значение РПЦ в жизни общества. Деятельности
православных общин на Урале и в Екатеринбурге
Ислам в России
Ислам: вероучение и культ. Мусульманские святыни
Исламская община (умма) в России и на Урале.
Нравственные принципы в исламе
Буддизм
Будда - основатель новой религии.4 благородных
истины буддизма. Путь спасения
Культ в буддизме. Буддизм в России
Иудаизм в России
Иудаизм – древнейшая монотеистическая религия
Праздники и обычаи иудаизма. Особенности
религиозной жизни в современном обществе.
Этика иудаизма
Проектная деятельность
Подготовка к проектной работе
Представление индивидуальных и групповых
проектов

Часы

1
4
1
2
1
4
2
1
1
2
1
1
3
1
1
1
3
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».