Рабочая программа. Обществознание. 6-9 класс

Приложение
К ООП ООО МАОУ-СОШ № 93

Рабочая программа «Обществознание»
(6-9 классы)

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Обществознание»
составлена на основе:

Федерального Государственного образовательного стандарта,
основного общего образования с изменениями, утвержденными приказом
Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, приказом № 1577
от 31.12.2015;

Примерной основной образовательной программы основного общего
образования в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального
учебно-методического объединения по общему образованию

Примерной программы
основного общего образования по
обществознанию и
авторской программы Боголюбова Л.Н.
«Обществознание. Рабочие программы».

Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от
03.08.2015 N 08-1189 "О направлении информации" (вместе с
"Методическими рекомендациями по воспитанию антикоррупционного
мировоззрения у школьников и студентов");
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса
«Обществознание»
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы
по обществознанию являются в сфере познавательной:

относительно целостное представление об обществе и человеке, о
сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей

знание ряда ключевых понятий базовых для школьного
обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии,
культурологи, правоведения, этики, социальной психологии и философии,
умение объяснять их с позиций явления социальной действительности

умения находить нужную социальную информацию в различных
источниках,
адекватно
ее
воспринимать,
применяя
основные
обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с
решаемой
задачей
(анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями), давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных
ценностей.
ценностно-мотивационной

понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека,
места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни
человека и развитии общества


знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,
понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение
применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных
ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и
правилами в собственной повседневной жизни

приверженность гуманистическим и демократическим ценностям,
патриотизму и гражданственности
трудовой

знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности
человека, основных требований трудовой этики в современном обществе,
правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних

понимание значения трудовой деятельности для личности и для
общества
эстетической

познание специфики познания мира средствами искусства в
соотнесении с другими способами познания

понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества
коммуникативной

знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в
сравнении с другими видами деятельности

знание новых возможностей для коммуникации в современном
обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации
для поиска и обработки необходимой социальной информации

понимание значения коммуникации в межличностном общении

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести
диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения

знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления
конфликтов
В результате освоения содержания программы по обществознанию в
соответствии с темами:
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:

использовать знания о биологическом и социальном в человеке для
характеристики его природы;

характеризовать основные возрастные периоды жизни человека,
особенности подросткового возраста;

в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные
характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль
мотивов в деятельности человека;

характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы
потребностей человека;

приводить примеры основных видов деятельности человека;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения межличностных

конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам
разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:

выполнять несложные практические задания, основанные на
ситуациях, связанных с деятельностью человека;

оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на
примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей,
угрожающих здоровью;

использовать элементы причинно-следственного анализа при
характеристике межличностных конфликтов;

моделировать возможные последствия позитивного и негативного
воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:

демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества,
раскрывать роль природы в жизни человека;

распознавать на основе приведенных данных основные типы
обществ;

характеризовать движение от одних форм общественной жизни к
другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

различать экономические, социальные, политические, культурные
явления и процессы общественной жизни;

выполнять несложные познавательные и практические задания,
основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах
общества;

характеризовать экологический кризис как глобальную проблему
человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное
поведение;

раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации
на общество и личность;

конкретизировать
примерами
опасность
международного
терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:

наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в
различных сферах общественной жизни;

выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и
характеризовать основные направления общественного развития;

осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы
Выпускник научится:

раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной
жизни и поведения человека;

различать отдельные виды социальных норм;

характеризовать основные нормы морали;

критически осмысливать информацию морально-нравственного
характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для
определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями;

раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить
примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного
общества;

характеризовать специфику норм права;

сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и
особенности;

раскрывать сущность процесса социализации личности;

объяснять причины отклоняющегося поведения;

описывать негативные последствия наиболее опасных форм
отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:

использовать элементы причинно-следственного анализа для
понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:

характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры,
выражать свое мнение о явлениях культуры;

описывать явления духовной культуры;

объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

оценивать роль образования в современном обществе;

различать уровни общего образования в России;

находить и извлекать социальную информацию о достижениях и
проблемах развития культуры из адаптированных источников различного
типа;

описывать духовные ценности российского народа и выражать
собственное отношение к ним;

объяснять необходимость непрерывного образования в современных
условиях;

учитывать общественные потребности при выборе направления
своей будущей профессиональной деятельности;

раскрывать роль религии в современном обществе;


характеризовать особенности искусства как формы духовной
культуры.
Выпускник получит возможность научиться:

описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения
достижений культуры;

характеризовать основные направления развития отечественной
культуры в современных условиях;

критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и
Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и
мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:

описывать социальную структуру в обществах разного типа,
характеризовать основные социальные общности и группы;

объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

характеризовать ведущие направления социальной политики
Российского государства;

выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

описывать основные социальные роли подростка;

конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути
их разрешения;

характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные
функции семьи в обществе;

раскрывать основные роли членов семьи;

характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни;
осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов.
Выражать собственное отношение к различным способам разрешения
семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:

раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с
позиций историзма;

выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным
проблемам молодежи;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения
семейных конфликтов;


формировать положительное отношение к необходимости
соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение
в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

использовать элементы причинно-следственного анализа при
характеристике семейных конфликтов;

находить и извлекать социальную информацию о государственной
семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:

объяснять роль политики в жизни общества;

различать
и
сравнивать
различные
формы
правления,
иллюстрировать их примерами;

давать характеристику формам государственно-территориального
устройства;

различать различные типы политических режимов, раскрывать их
основные признаки;

раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы
демократии;

называть признаки политической партии, раскрывать их на
конкретных примерах;

характеризовать различные формы участия граждан в политической
жизни.
Выпускник получит возможность научиться:

осознавать значение гражданской активности и патриотической
позиции в укреплении нашего государства;

соотносить различные оценки политических событий и процессов и
делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:

характеризовать государственное устройство Российской Федерации,
называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия
и компетенцию;

объяснять порядок формирования органов государственной власти
РФ;

раскрывать достижения российского народа;

объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия
«гражданство»;

называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы
граждан, гарантированные Конституцией РФ;

осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего
государства;

характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:


аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе
изменений на положение России в мире;

использовать знания и умения для формирования способности
уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:

характеризовать систему российского законодательства;

раскрывать
особенности
гражданской
дееспособности
несовершеннолетних;

характеризовать гражданские правоотношения;

раскрывать смысл права на труд;

объяснять роль трудового договора;

разъяснять
на
примерах
особенности
положения
несовершеннолетних в трудовых отношениях;

характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

характеризовать особенности уголовного права и уголовных
правоотношений;

конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

характеризовать
специфику
уголовной
ответственности
несовершеннолетних;

раскрывать связь права на образование и обязанности получить
образование;

анализировать несложные практические ситуации, связанные с
гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых
модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка,
преступления;

исследовать несложные практические ситуации, связанные с
защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

находить, извлекать и осмысливать информацию правового
характера, полученную из доступных источников, систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для
соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами
поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:

на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в
предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель
правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и
правопорядку;

оценивать сущность и значение правопорядка и законности,
собственный возможный вклад в их становление и развитие;

осознанно содействовать защите правопорядка в обществе
правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:


объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

различать основных участников экономической деятельности:
производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

характеризовать основные экономические системы, экономические
явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать
полученные данные об экономических системах;

характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
анализировать структуру бюджета государства;

называть и конкретизировать примерами виды налогов;

характеризовать функции денег и их роль в экономике;

раскрывать
социально-экономическую
роль
и
функции
предпринимательства;

анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа; анализировать несложные
статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

формулировать и аргументировать собственные суждения,
касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на
экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при
анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

раскрывать рациональное поведение субъектов экономической
деятельности;

характеризовать экономику семьи; анализировать структуру
семейного бюджета;

использовать полученные знания при анализе фактов поведения
участников экономической деятельности;

обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:

анализировать с опорой на полученные знания несложную
экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

выполнять практические задания, основанные на ситуациях,
связанных с описанием состояния российской экономики;

анализировать и оценивать с позиций экономических знаний
сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

решать с опорой на полученные знания познавательные задачи,
отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности
человека;

грамотно применять полученные знания для определения
экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных
ситуациях;


сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально
распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять
семейный бюджет.
Обязательный минимум
обществознанию

содержания

рабочей

программы

по

Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий
человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные
возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека.
Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие
деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение.
Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в
жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные
отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные
конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества
и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы
жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей
стран

и

народов.

Глобальные

проблемы

современности.

Опасность

международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные
нормы.

Общественные

ценности.

Гражданственность

и

патриотизм.

Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы.
Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в

жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм.
Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в
жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и
мораль:

общее

социализации

в

и

различия.

Социализация

подростковом

возрасте.

личности.

Особенности

Отклоняющееся

поведение.

Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный
контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни
современного общества. Научно-технический прогресс в современном
обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях
информационного общества. Система образования в Российской Федерации.
Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация.
Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль
религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент
духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы.
Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли
в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные
отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли
членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями.
Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского
государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его
существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя
политика

государства.

территориального

Формы

устройства.

правления.

Формы

Политический

режим.

государственноДемократия,

ее

основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей.
Участие

граждан

в

политической

жизни.

Опасность

политического

экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни.

Гражданское

общество.

Правовое

государство.

Местное

самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные
конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской
Федерации – основной закон государства. Конституционные основы
государственного строя Российской Федерации. Государственные символы
России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы
государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент
Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание
Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная
система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство
Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и
гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности
гражданина

Российской

Федерации.

Взаимоотношения

органов

государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и
свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о
правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система
Нормативный

российского
правовой

акт.

законодательства.
Правоотношения.

Источники

права.

Правоспособность

и

дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и
функции

юридической

Гражданские
договоров.

ответственности.

правоотношения.
Право

Основные

Презумпция
виды

невиновности.

гражданско-правовых

собственности. Права потребителей,

защита прав

потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые
правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании

трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и
обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся
без

попечения

родителей.

Особенности

административно-правовых

отношений. Административные правонарушения. Виды административного
наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды
преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний.
Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их
защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в
возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в
возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования.
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита
жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и
услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство основа

экономики.

Распределение.

Обмен.

Потребление.

Факторы

производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация.
Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции.
Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный
механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль.
Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть
современный

работник.

Выбор

профессии.

Заработная

плата

и

стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и
функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов,
функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит,
платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты.
Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный
банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья,

имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые
активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от
финансовых

махинаций.

Экономические

функции

домохозяйства.

Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и
расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения.
Инфляция.
Антикоррупционным элементом
дидактические единицы:

в

программе

являются

следующие

Раздел курса

Дидактические
единицы

Образовательный
результат

Общество

Коррупция как вызов и
угроза
нормальному
состоянию
современного общества.

способность
характеризовать
значение коррупции для
состояния общественных
отношений;

Негативные
последствия
коррупционных
факторов
общественных
институтов.

способность
определять
характер
для вреда,
причиняемый
общественным
отношениям
коррупционным
Коррупция - социально поведением
граждан,
опасное явление.
должностных лиц;
способность
определять
и
использовать
социальные институты,
обеспечивающие
противодействие
коррупции;
- способность выбирать
корректную
модель
правомерного поведения
в
потенциально
коррупциогенных
ситуациях.

Человек;
Человек в системе
общественных
отношений

Правомерное поведение - способность сделать
как
жизненный осознанный выбор в
ориентир и ценность.
пользу
правомерного
поведения;
Развитое правосознание
и
высокий
уровень - понимание значимости
правовой культуры - правовых явлений для
основа
свободы личности;
личности.
способность
к
Мотивы
развитию правосознания
коррупционного
на основе полученных
поведения.
знаний;
- приобретение навыков,
необходимых
для
повышения
уровня
правовой культуры в
рамках образовательной
и иной деятельности;
- способность выявления
мотивов
коррупционного
поведения
и
определение
коррупциогенных
факторов.

Экономика

Право

Экономические
издержки
коррупции.
Влияние коррупции на
экономическую систему
государства.

- приобретение знаний о
характере
вреда,
наносимого коррупцией
экономическим
отношениям;

Экономические
предпосылки
коррупционных
явлений.

- способность выявлять
основные
коррупциогенные
факторы
в
области
экономических
отношений.

Понятие коррупции.

- приобретение знаний
об
основных
направлениях
государственной
антикоррупционной

Противодействие
коррупции.
Коррупционные

правонарушения: виды, политики;
ответственность.
- приобретение знаний о
содержании
понятия
коррупции,
его
основных признаках;
способность
осуществлять
классификацию
форм
проявления коррупции;
- приобретение знаний о
негативных
последствиях,
наступающих в случае
привлечения
к
ответственности
за
коррупционные
правонарушения;
способность
разграничения
коррупционных
и
схожих
некоррупционных
явлений в различных
сферах жизни общества.

Тематическое планирование (6-9 класс)
№
темы

Название темы

7
класс

8
класс

2
4

5
5

1

Человек.
человека

2
3

Общество
Социальные нормы

4

Сфера духовной культуры

5

5

Социальная сфера

5

6

Политическая сфера жизни
общества

7
8

Гражданин и государство
Основы
российского
законодательства
Экономика
Всего часов:

9

Деятельность

6
класс

9
класс

25

9

12

12
4
34 часа

12
34 часа

5
16
14
34 часа 33 часа

Тематическое планирование
6 класс
№ урока

1-2

3-4

5-6

7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25
26-27
28-29
30-31
32-33
34

Раздел программы (блок) Тема

Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты
сходства и различий человека и животного.
Индивид, индивидуальность, личность
Основные возрастные периоды жизни человека.
Отношения между поколениями. Особенности
подросткового возраста.
Способности и потребности человека. Особые
потребности людей с ограниченными
возможностями.
Понятие деятельности. Многообразие видов
деятельности.
Игра, труд, учение.
Познание человеком мира и самого себя.
Общение.
Роль деятельности в жизни человека и общества.
Человек в малой группе.
Межличностные отношения. Личные и деловые
отношения.
Лидерство.
Межличностные конфликты и способы их
разрешения
Практическое занятие по теме
Социальные нормы
Общественные ценности. Уважение социального
многообразия.
Добро и зло. Золотое правило нравственности.
Гражданственность и патриотизм.
Гуманизм.
Практическое занятие по теме. Итоговая
контрольная работа.

Количество
часов

25
2

2

2

2

2
2
2
2
2
2
2
1
9
2
2
2
2
1

Тематическое планирование
7 класс
№ урока

1-2

3-4

5-6
7-12
13-14
15-16

17-18
19-20

21-22

23-24
25
26-27
28-29
30-31
32-33

34

Раздел программы (блок) Тема

Количество
часов на тему

Социальные нормы

4

Социальные нормы как регуляторы поведения
человека в обществе. Общественные нравы,
традиции и обычаи. Как усваиваются социальные
нормы.
Право, его роль в жизни человека, общества и
государства.
Гражданин и государство
Конституционные права и свободы человека и
гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина
Российской Федерации.
Правоохранительные органы.
Взаимоотношения органов государственной власти
и граждан.
Основы российского законодательства
Признаки и виды правонарушений.
Понятие, виды и функции юридической
ответственности. Презумпция невиновности.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни
общества. Производство - основа экономики.
Распределение. Обмен. Потребление.
Каким должен быть современный работник. Выбор
профессии.
Производительность труда. Разделение труда и
специализация.
Торговля и ее формы. Реклама.
Деньги и их функции.
Товары и услуги. Предпринимательская
деятельность. Издержки, выручка, прибыль
Экономические функции домохозяйства.
Потребление домашних хозяйств. Семейный
бюджет.
Общество
Взаимосвязь общества и природы. Экологический
кризис и пути его разрешения. Итоговая
контрольная работа.

2

2
12
2
6
2
2
4
2
2
13
2

2
1
2
2
2
2

1
1

Тематическое планирование
8 класс
№ урока

1
2
3
4
5

6-7

8
9

10

11
12

13

14
15

Раздел программы (блок) Тема

Количество
часов на тему

Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей.
Развитие общества. Общественный прогресс
Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие.
Типы обществ. Современное российское общество,
особенности его развития.
Усиление
взаимосвязей
стран
и народов.
Глобальные проблемы современности. Опасность
международного
терроризма.
Современные
средства связи и коммуникации, их влияние на
нашу жизнь.
Социальные нормы

5
1
1
1

Мораль, ее основные принципы. Нравственность.
Моральные нормы и нравственный выбор. Роль
морали в жизни человека и общества. Долг.
Совесть. Моральная ответственность.
Социализация личности. Особенности
социализации в подростковом возрасте
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании
и алкоголизма для человека и общества.
Социальная значимость здорового образа жизни.
Социальный контроль. Право и мораль: общее и
различия.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы.
Наука в жизни современного общества. Научнотехнический прогресс в современном обществе.
Развитие науки в России.
Образование, его значимость в условиях
информационного общества. Система образования в
Российской Федерации. Уровни общего
образования. Государственная итоговая
аттестация. Самообразование.
Религия как форма культуры. Мировые религии.
Роль религии в жизни общества. Свобода совести.
Искусство как элемент духовной культуры
общества. Влияние искусства на развитие личности

2

1
1

5

1
1

1
5
1
1

1

1
1

Социальная сфера жизни общества
16
17

18

19

20
21
22
23
24-25
26-27
28
29-30

31

32
33
34

Социальная структура общества. Социальные
общности и группы. Социальная мобильность.
Социальный статус личности. Социальные роли.
Основные социальные роли в подростковом
возрасте.
Семья и семейные отношения. Функции семьи.
Семейные ценности и традиции. Основные роли
членов семьи. Досуг семьи
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Этнос и нация. Национальное самосознание.
Отношения между нациями. Россия –
многонациональное государство.
Социальная политика Российского государства.
Экономика
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Факторы производства. Собственность.
Типы экономических систем.
Рынок и рыночный механизм. Виды рынков. Рынок
капиталов.
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование
труда
Роль государства в экономике. Экономические цели
и функции государства.
Государственный бюджет. Налоги: система налогов,
функции, налоговые системы разных эпох.
Налогообложение граждан.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам:
депозит, кредит, платежная карта, электронные
деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы
дистанционного
банковского
обслуживания:
банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг.
Страховые услуги: страхование жизни, здоровья,
имущества, ответственности. Инвестиции в
реальные и финансовые активы
Пенсионное обеспечение. Защита от финансовых
махинаций.
Источники доходов и расходов семьи. Активы и
пассивы. Личный финансовый план. Сбережения.
Инфляция, ее последствия. Итоговая контрольная
работа.

5
1
1

1

1

1
14
1
1
1
2
2
1
2

1

1
1
1

Тематическое планирование
9 класс
№ урока

Раздел программы (блок) Тема

Количество
часов на тему

Политическая сфера жизни общества
1
Политика и власть. Роль политики в жизни
общества.
2
Государство, его существенные признаки.
3
Функции государства. Внутренняя и внешняя
политика
государства.
Разделение
властей.
Межгосударственные
отношения.
Межгосударственные конфликты и способы их
разрешения
4-5
Формы
правления.
Формы
государственнотерриториального устройства.
6-7
Политический режим. Демократия, ее основные
признаки и ценности.
8-9
Выборы и референдумы.
10
Участие граждан в политической жизни. Опасность
политического экстремизма.
11
Политические партии и движения, их роль в
общественной жизни.
12
Гражданское общество. Правовое государство.
Местное самоуправление.
Гражданин и государство

12
1

Наше государство – Российская Федерация.
Конституция Российской Федерации – основной
закон государства. Конституционные основы
государственного строя Российской Федерации.
Государственные символы России
Россия – федеративное государство. Субъекты
федерации.
Органы государственной власти и управления в
Российской Федерации. Президент Российской
Федерации, его основные функции. Федеральное
Собрание Российской Федерации. Правительство
Российской
Федерации.
Судебная
система
Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации. Механизмы
реализации и защиты прав и свобод человека и
гражданина в РФ. Основные международные
документы о правах человека и правах ребенка.

1

13

14
15-16

17

1
1

2
2
2
1
1
1
5

1
2

1

18
19

20
21
22
23
24
25-26

27
28
29

30

31
32
33

Основы российского законодательства

16

Система российского законодательства. Источники
права. Нормативный правовой акт.
Правоотношения. Правоспособность и
дееспособность. Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от
14 до 18 лет.
Гражданские правоотношения. Право
собственности.
Основные виды гражданско-правовых договоров.
Права потребителей, защита прав потребителей.
Способы защиты гражданских прав.
Право на труд и трудовые правоотношения.
Трудовой договор и его значение в регулировании
трудовой деятельности человека. Особенности
регулирования труда работников в возрасте до 18
лет.
Семья под защитой государства. Права и
обязанности детей и родителей.
Защита интересов и прав детей, оставшихся без
попечения родителей.
Особенности
административно-правовых
отношений. Административные правонарушения.
Виды административного наказания.
Уголовное право, основные понятия и принципы.
Понятие и виды преступлений. Необходимая
оборона. Цели наказания. Виды наказаний.
Особенности уголовной ответственности и
наказания несовершеннолетних.
Особенности
правового
статуса
несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита.
Правовое регулирование в сфере образования.
Итоговая контрольная работа.
Международное гуманитарное право.
Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов

1
1

1
1
1
1
1
2

1
1
1

1

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».