Рабочая программа Технология 5-9 кл.

Приложение
к ООП ООО МАОУ-СОШ № 93

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ТЕХНОЛОГИЯ»
5 – 9 классы

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки
России от 17 декабря 2010 г. № 1897;
3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с изменениями, утверждёнными
приказами Минобрнауки РФ № 1644 от 29 декабря 2014 года т № 1577 от 31 декабря 2015 года;
4.Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно –
методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 года №1/15 в редакции протокола №1/20 от 04.02.2020
федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 18.02.2020 г., № 52 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции
преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы, на 2020-2024 годы, утвержденной на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской
Федерации 24 декабря 2018 г.»
6. Письмо Министерства просвещения РФ от 28.02.2020 г. «Методические рекомендации для руководителей и педагогических
работников общеобразовательных организаций по работе с обновленной Примерной основной образовательной программой по предметной
области «Технология»
Программа рассчитана в 5, 6, 7, 8 классах по 68 часов в год, из расчета 2 часа в неделю, в 9 классах - 33 часа в год из расчета 1 час в неделю.
Итого -305 часов.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к
результатам предметной области «Технология» планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают:
● формирование технологической культуры и культуры труда;
● формирование проектного, инженерного, технологического мышления обучающегося, соответствующего актуальному
технологическому укладу;
● адаптивность к изменению технологического уклада;
● осознание обучающимся роли техники и технологий и их влияния на развитие системы «природа — общество — человек»;
● овладение методами исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и

4

эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
● овладение средствами графического отображения и формами визуального представления объектов или процессов, правилами
выполнения графической документации (рисунок, эскиз, чертеж);
● применение предметных знаний и формирование запроса у обучающегося к их получению для решения прикладных задач в своей
текущей деятельности/реализации замыслов;
● формирование культуры по работе с информацией, необходимой для решения учебных задач, и приобретение необходимых
компетенций (например, поиск различными способами, верификация, анализ, синтез);
● формирование представлений о развитии мира профессий, связанных с изучаемыми технологиями, для осознанного выбора
собственной траектории развития.
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного
образовательного стандарта основного образования к личностным и метапредметным результатам и требования индивидуализации
обучения, в связи с чем в программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и
повышенного уровня (в списке выделены курсивом).
Результаты, заявленные образовательной программой «Технология», по блокам содержания
Современные технологии и перспективы их развития
Выпускник научится:
● называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии материальной и нематериальной сферы;
● производить мониторинг и оценку состояния и выявлять возможные перспективы развития технологий в произвольно выбранной
отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов.
Выпускник получит возможность научиться:
● осуществлять анализ и давать аргументированный прогноз развития технологий в сферах, рассматриваемых в рамках
предметной области;
● осуществлять анализ и производить оценку вероятных рисков применения перспективных технологий и последствий развития
существующих технологий.
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся
Выпускник научится:
● выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;

o

o
o
o
o
o

● определять цели проектирования субъективно нового продукта или технологического решения;
● готовить предложения технических или технологических решений с использованием методов и инструментов развития
креативного мышления, в том числе с использованием инструментов, таких как дизайн-мышление, ТРИЗ и др.;
● планировать этапы выполнения работ и ресурсы для достижения целей проектирования;
● применять базовые принципы управления проектами;
● следовать технологическому процессу, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;
● оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищенности;
● прогнозировать по известной технологии итоговые характеристики продукта в зависимости от изменения параметров и/или
ресурсов, проверять прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
● в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии, проводить анализ возможности использования альтернативных
ресурсов, соединять в единый технологический процесс несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного
материального или информационного продукта;
● проводить оценку и испытание полученного продукта;
● проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
● описывать технологическое решение с помощью текста, схемы, рисунка, графического изображения и их сочетаний;
● анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
● применять базовые принципы бережливого производства, включая принципы организации рабочего места с учетом требований
эргономики и научной организации труда;
● проводить и анализировать разработку и/или реализацию продуктовых проектов, предполагающих:
определение характеристик и разработку материального продукта, включая планирование, моделирование и разработку документации в
информационной среде (конструкторе), в соответствии с задачей собственной деятельности или на основе самостоятельно проведенных
исследований потребительских интересов,
изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих
регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического оборудования,
модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения
заданных свойств материального продукта,
встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку,
изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;
● проводить и анализировать разработку и/или реализацию технологических проектов, предполагающих:
модификацию (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) заданного способа (технологии) получения требующегося

материального продукта (после его применения в собственной практике),
o разработку инструкций и иной технологической документации для исполнителей,
o разработку способа или процесса получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;
● проводить анализ конструкции и конструирование механизмов, простейших роботов с помощью материального или виртуального
конструктора;
● выполнять чертежи и эскизы, а также работать в системах автоматизированного проектирования;
● выполнять базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования (на выбор образовательной организации).
Выпускник получит возможность научиться:
● модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности и в
соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
● технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде
инструкции или иной технологической документации;
● оценивать коммерческий потенциал продукта и/или технологии.
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения
Выпускник научится:
● характеризовать группы профессий, относящихся к актуальному технологическому укладу;
● характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называть тенденции ее развития;
● разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда;
● анализировать и обосновывать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений, связанных с выбором и реализацией
образовательной траектории;
● анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и
реализацией тех или иных видов деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
● предлагать альтернативные варианты образовательной траектории для профессионального развития;
● характеризовать группы предприятий региона проживания;
● получать опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных
производств и тенденциях их развития в регионе проживания и в мире, а также информации об актуальном состоянии и перспективах
развития регионального и мирового рынка труда.
По годам обучения результаты могут быть структурированы и конкретизированы следующим образом:

5 класс
По завершении учебного года обучающийся:
Культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки):
● соблюдает правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
● владеет безопасными приемами работы с ручными и электрифицированным бытовым инструментом;
● использует ручной и электрифицированный бытовой инструмент в соответствии с задачей собственной деятельности (по
назначению);
● разъясняет содержание понятий «изображение», «эскиз», «материал», «инструмент», «механизм», «робот», «конструкция» и
адекватно использует эти понятия;
● организует и поддерживает порядок на рабочем месте;
● применяет и рационально использует материал в соответствии с задачей собственной деятельности;
● осуществляет сохранение информации о результатах деятельности в формах описания, схемы, эскиза, фотографии, графического
изображения;
● использует при выполнении учебных задач научно-популярную литературу, справочные материалы и ресурсы интернета;
● осуществляет операции по поддержанию порядка и чистоты в жилом и рабочем помещении;
● осуществляет корректное применение/хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя
(инструкции, памятки, этикетки и др.).
Предметные результаты:
● выполняет измерение длин, расстояний, величин углов с помощью измерительных инструментов;
● читает информацию, представленную в виде специализированных таблиц;
● читает элементарные эскизы, схемы;
● выполняет элементарные эскизы, схемы, в том числе с использованием программного обеспечения графических редакторов;

● характеризует свойства конструкционных материалов природного происхождения (например, древесины и материалов на ее
основе) или иных материалов (например, текстиля);
● характеризует основные технологические операции, виды/способы/приемы обработки конструкционных материалов (например,
древесины и материалов на ее основе) или иных материалов (например, текстиля);
● характеризует оборудование, приспособления и инструменты для обработки конструкционных материалов (например, древесины и
материалов на ее основе) или иных материалов (например, текстиля);
● применяет безопасные приемы обработки конструкционных материалов (например, древесины и материалов на ее основе) с
использованием ручного и электрифицированного инструмента, имеет опыт отделки изделий из данного материала или иных материалов
(например, текстиля);
● выполняет разметку плоского изделия на заготовке;
● осуществляет сборку моделей, в том числе с помощью образовательного конструктора по инструкции;
● конструирует модель по заданному прототипу;
● строит простые механизмы;
● имеет опыт проведения испытания, анализа продукта;
● получил и проанализировал опыт модификации материального или информационного продукта;
● классифицирует роботов по конструкции, сфере применения, степени самостоятельности (автономности), способам управления.
Проектные компетенции (включая компетенции проектного управления):
●получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации или по готовому
образцу с применением рабочих инструментов, не требующих регулирования.
6 класс
По завершении учебного года обучающийся:
Культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки):
● соблюдает правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

● разъясняет содержание понятий «чертеж», «форма», «макет», «прототип», «3D-модель», «программа» и адекватно использует эти
понятия;
● характеризует содержание понятия «потребность» (с точки зрения потребителя) и адекватно использует эти понятия;
● может охарактеризовать два-три метода поиска и верификации информации в соответствии с задачами собственной деятельности;
● применяет безопасные приемы первичной и тепловой обработки продуктов питания.
Предметные результаты:
● читает элементарные чертежи;
● выполняет элементарные чертежи, векторные и растровые изображения, в том числе с использованием графических редакторов;
● анализирует формообразование промышленных изделий;
● выполняет базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования (на выбор образовательной организации);
● применяет навыки формообразования, использования объемов в дизайне (макетирование из подручных материалов);
● характеризует основные методы/способы/приемы изготовления объемных деталей из различных материалов, в том числе с
применением технологического оборудования;
● получил и проанализировал собственный опыт применения различных методов изготовления объемных деталей (гибка, формовка,
формование, литье, послойный синтез);
● получил опыт соединения деталей методом пайки;
● получил и проанализировал опыт изготовления макета или прототипа;
● проводит морфологический и функциональный анализ технической системы или изделия;
● строит механизм, состоящий из нескольких простых механизмов;
● получил и проанализировал опыт модификации механизмов для получения заданных свойств (решение задачи);
● применяет простые механизмы для решения поставленных задач по модернизации/проектированию процесса изготовления
материального продукта;

● может охарактеризовать технологии разработки информационных продуктов (приложений/компьютерных программ), в том числе
технологии виртуальной и дополненной реальности;
● проектирует и реализует упрощенные алгоритмы функционирования встраиваемого программного обеспечения для управления
элементарными техническими системами;
● характеризует свойства металлических конструкционных материалов;
● характеризует основные технологические операции, виды/способы/приемы обработки конструкционных материалов (например,
цветных или черных металлов, включая листовые материалы);
● характеризует оборудование, приспособления и инструменты для ручной обработки конструкционных материалов (например,
цветных или черных металлов, включая листовые материалы);
● применяет безопасные приемы обработки конструкционных материалов (например, цветных или черных металлов) с
использованием ручного и электрифицированного инструмента;
● имеет опыт подготовки деталей под окраску.
Проектные компетенции (компетенции проектного управления и гибкие компетенции):
● может назвать инструменты выявления потребностей и исследования пользовательского опыта;
● может охарактеризовать методы генерации идей по модернизации/проектированию материальных продуктов или технологических
систем;
● умеет разделять технологический процесс на последовательность действий;
● получил опыт выделения задач из поставленной цели по разработке продукта;
● получил и проанализировал опыт разработки, моделирования и изготовления оригинальных конструкций (материального
продукта) по готовому заданию, включая поиск вариантов (альтернативные решения), отбор решений, проектирование и конструирование с
учетом заданных свойств.
7 класс
По завершении учебного года обучающийся:

Культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки):
● соблюдает правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
● разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «технологическая операция» и адекватно использует
эти понятия;
● разъясняет содержание понятий «станок», «оборудование», «машина», «сборка», «модель», «моделирование», «слой» и адекватно
использует эти понятия;
● следует технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;
● получил и проанализировал опыт оптимизации заданного способа (технологии) получения материального продукта на собственной
практике;
● выполняет элементарные операции бытового ремонта методом замены деталей;
● характеризует пищевую ценность пищевых продуктов;
● может назвать специфичные виды обработки различных видов пищевых продуктов (овощи, мясо, рыба и др.);
● может охарактеризовать основы рационального питания.
Предметные результаты:
● выполняет элементарные технологические расчеты;
● называет и характеризует актуальные и перспективные информационные технологии;
● получил и проанализировал опыт проведения виртуального эксперимента по избранной обучающимся тематике;
● создает 3D-модели, применяя различные технологии, используя неавтоматизированные и/или автоматизированные инструменты (в
том числе специализированное программное обеспечение, технологии фотограмметрии, ручное сканирование и др.);
● анализирует данные и использует различные технологии их обработки посредством информационных систем;
● использует различные информационно-технические средства для визуализации и представления данных в соответствии с задачами
собственной деятельности;
● выполняет последовательность технологических операций по подготовке цифровых данных для учебных станков;

● применяет технологии оцифровки аналоговых данных в соответствии с задачами собственной деятельности;
● может охарактеризовать структуры реальных систем управления робототехнических систем;
● объясняет сущность управления в технических системах, характеризует автоматические и саморегулируемые системы;
● конструирует простые системы с обратной связью, в том числе на основе технических конструкторов;
● знает базовые принципы организации взаимодействия технических систем;
● характеризует свойства конструкционных материалов искусственного происхождения (например, полимеров, композитов);
● применяет безопасные приемы выполнения основных операций слесарно-сборочных работ;
● характеризует основные виды механической обработки конструкционных материалов;
● характеризует основные виды технологического оборудования для выполнения механической обработки конструкционных
материалов;
● имеет опыт изготовления изделия средствами учебного станка, в том числе с симуляцией процесса изготовления в виртуальной
среде;
● характеризует основные технологии производства продуктов питания;
● получает и анализирует опыт лабораторного исследования продуктов питания.
Проектные компетенции (компетенции проектного управления и гибкие компетенции):
● использует методы генерации идей по модернизации/проектированию материальных продуктов или технологических систем,
направленных на достижение поставленных целей;
● самостоятельно решает поставленную задачу, анализируя и подбирая материалы и средства для ее решения;
● использует инструмент выявления потребностей и исследования пользовательского опыта;
● получил и проанализировал опыт определения характеристик и разработки материального или информационного продукта,
включая планирование, разработку концепции, моделирование, конструирование и разработку документации в информационной среде
(конструкторе), на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.
8 класс

По завершении учебного года обучающийся:
Культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки):
● организует рабочее место в соответствии с требованиями безопасности и правилами эксплуатации используемого оборудования
и/или технологии, соблюдает правила безопасности и охраны труда при работе с оборудованием и/или технологией;
● разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «технологическая операция» и адекватно использует
эти понятия;
● может охарактеризовать ключевые предприятия и/или отрасли региона проживания;
● называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий;
● называет характеристики современного рынка труда, описывает цикл жизни профессии, характеризует новые и умирающие
профессии, в том числе на предприятиях региона проживания.
Предметные результаты:
● описывает жизненный цикл технологии, приводя примеры;
● объясняет простейший технологический процесс по технологической карте, в том числе характеризуя негативные эффекты;
● получил и проанализировал опыт разработки (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам и т. п.)
технологии получения материального/информационного продукта с заданными свойствами;
● получил и проанализировал опыт оптимизации заданного способа (технологии) получения материального продукта на
собственной практике;
● перечисляет и характеризует виды технической и технологической документации;
● описывает технологическое решение с помощью текста, эскизов, схем, чертежей;
● составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
● создает модель, адекватную практической задаче;
● проводит оценку и испытание полученного продукта;
● осуществляет конструирование и/или модификацию электрической цепи в соответствии с поставленной задачей;

● производит сборку электрической цепи посредством соединения и/или подключения электронных компонентов заданным
способом (пайка, беспаечный монтаж, механическая сборка) согласно схеме;
● производит элементарную диагностику и выявление неисправностей технического устройства, созданного в рамках учебной
деятельности;
● производит настройку, наладку и контрольное тестирование технического устройства, созданного в рамках учебной
деятельности;
● различает типы автоматических и автоматизированных систем;
● получил и проанализировал опыт проектирования и/или конструирования автоматизированной системы, в том числе с
применением специализированных программных средств (в том числе средств автоматизированного проектирования и/или систем
моделирования)

и/или

языков

программирования,

электронных

компонентов,

датчиков,

приводов,

микроконтроллеров

и/или

микроконтроллерных платформ и т. п.;
● объясняет назначение и принцип действия систем автономного управления;
● объясняет назначение, функции датчиков и принципы их работы;
● применяет навыки алгоритмизации и программирования в соответствии с конкретной задачей и/или учебной ситуацией;
● получил и проанализировал опыт моделирования и/или конструирования движущейся модели и/или робототехнической системы
и/или беспилотного аппарата;
● характеризует произвольно заданный материал в соответствии с задачей деятельности, называя его свойства (внешний вид,
механические, электрические, термические, возможность обработки), экономические характеристики, экологичность (с использованием
произвольно избранных источников информации);
● характеризует применимость материала под имеющуюся задачу, опираясь на его свойства (внешний вид, механические,
электрические, термические, возможность обработки), экономические характеристики, экологичность;
● отбирает материал в соответствии с техническим решением или по заданным критериям;
● называет и характеризует актуальные и перспективные технологии получения материалов с заданными свойствами;

● характеризует наноматериалы, наноструктуры, нанокомпозиты, многофункциональные материалы, возобновляемые материалы
(биоматериалы), пластики, керамику и возможные технологические процессы с ними;
● называет и характеризует актуальные и перспективные технологии для прогрессивного развития общества (в том числе в
следующих отраслях: робототехника, микроэлектроника, интернет вещей, беспилотные летательные аппараты, технологии геоинформатики,
виртуальная и дополненная реальность и др);
● объясняет причины, перспективы и последствия развития техники и технологий на данном этапе технологического развития
общества;
● приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере услуг;
● называет и характеризует актуальные и перспективные технологии пищевой промышленности (индустрии питания);
● характеризует автоматизацию производства на примере региона проживания; профессии, обслуживающие автоматизированные
производства; приводит произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий.
Проектные компетенции (компетенции проектного управления и гибкие компетенции):
● может охарактеризовать содержание понятий «проблема», «проект», «проблемное поле»;
● получил

и

анализировал

опыт

выявления

круга

потребителей,

их

потребностей

и

ожиданий,

формирования

технического/технологического решения, планирования, моделирования и конструирования на основе самостоятельно проведенных
исследований в рамках заданной проблемной области или проблемы;
● имеет опыт подготовки презентации полученного продукта различным типам потребителей.
9 класс
По завершении учебного года обучающийся
Культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки):
● организует рабочее место в соответствии с требованиями безопасности и правилами эксплуатации используемого оборудования
и/или технологии, соблюдает правила безопасности и охраны труда при работе с оборудованием и/или технологией;

● получил и проанализировал опыт наблюдения (изучения) и/или ознакомления с современными производствами в различных
технологических сферах и деятельностью занятых в них работников;
● получил опыт поиска, структурирования и проверки достоверности информации о перспективах развития современных
производств в регионе проживания;
● анализирует свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и
реализацией тех или иных видов деятельности, и планирует дальнейшую образовательную траекторию;
● имеет опыт публичных выступлений (как индивидуальных, так и в составе группы) с целью демонстрации и защиты результатов
проектной деятельности.
Предметные результаты:
● анализирует возможные технологические решения, определяет их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
● оценивает условия использования технологии, в том числе с позиций экологической защищенности;
● в зависимости от ситуации оптимизирует базовые технологии (затратность — качество), проводит анализ альтернативных
ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или
информационного продукта.
Проектные компетенции (компетенции проектного управления и гибкие компетенции):
● выявляет и формулирует проблему, требующую технологического решения;
● получил и проанализировал опыт разработки и/или реализации командного проекта по жизненному циклу на основании
самостоятельно выявленной проблемы;
● имеет опыт использования цифровых инструментов коммуникации и совместной работы (в том числе почтовых сервисов,
электронных календарей, облачных сервисов, средств совместного редактирования файлов различных типов);
● имеет опыт использования инструментов проектного управления; планирует продвижение продукта.
Содержание учебного курса
В соответствии с целями выстроено содержание деятельности в структуре трех блоков, обеспечивая получение заявленных результатов.

Все блоки содержания связаны между собой: результаты работ в рамках одного блока служат исходным продуктом для постановки
задач в другом — от информирования через моделирование элементов технологий и ситуаций к реальным технологическим системам и
производствам, способам их обслуживания и устройству отношений работника и работодателя.
Современные технологии и перспективы их развития
Развитие технологий. Понятие «технологии». Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии.
История развития технологий. Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание,
технологизация научных идей. Развитие технологий и их влияние на среду обитания человека и уклад общественной жизни. Технологии и
мировое хозяйство. Закономерности технологического развития.
Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической
системе. Робототехника. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств.
Промышленные технологии. Производственные технологии. Технологии сферы услуг. Технологии сельского хозяйства.
Автоматизация производства. Производственные технологии автоматизированного производства.
Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Современные материалы: многофункциональные материалы,
возобновляемые материалы (биоматериалы), пластики и керамика как альтернатива металлам, новые перспективы применения металлов,
пористые металлы.
Современные информационные технологии, применимые к новому технологическому укладу.
Управление в современном производстве. Инновационные предприятия. Трансферт технологий.
Работа с информацией по вопросам формирования, продвижения и внедрения новых технологий, обслуживающих ту или иную
группу потребностей или отнесенных к той или иной технологической стратегии.
Технологии в повседневной жизни (например, в сфере быта), которые могут включать в себя кройку и шитье (обработку текстильных
материалов), влажно-тепловую обработку тканей, технологии содержания жилья, технологии чистоты (уборку), технологии строительного
ремонта, ресурсосберегающие технологии (воду, тепло, электричество) и др.
Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи. Технологии производства продуктов питания (технологии
общественного питания).
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся
Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи.
Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема.
Метод дизайн - мышления. Алгоритмы и способы изучения потребностей. Составление технического задания/спецификации на
изготовление продукта, призванного удовлетворить выявленную потребность.

Методы проектирования, конструирования, моделирования. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов.
Порядок действий по сборке конструкции/механизма. Способы соединения деталей. Технологический узел. Понятие модели.
Логика проектирования технологической системы. Модернизация изделия и создание нового изделия как вид проектирования
технологической системы. Конструкции. Основные характеристики конструкций. Порядок действий по проектированию
конструкции/механизма, удовлетворяющей(-его) заданным условиям. Моделирование. Функции моделей. Использование моделей в
процессе проектирования технологической системы. Простые механизмы как часть технологических систем. Робототехника и среда
конструирования.
Опыт проектирования, конструирования, моделирования.
Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу.
Испытания, анализ, варианты модернизации. Модернизация продукта. Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов,
отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения. Конструирование
простых систем с обратной связью.
Модификация механизма на основе технической документации для получения заданных свойств (решения задачи) — моделирование с
помощью конструктора или в виртуальной среде. Простейшие роботы.
Изготовление продукта по заданному алгоритму. Изготовление продукта на основе технологической документации с применением
элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов (продукт и технология его изготовления — на выбор образовательной
организации).
Компьютерное моделирование, проведение виртуального эксперимента.
Разработка и создание изделия средствами учебного станка, в том числе управляемого программой. Автоматизированное
производство на предприятиях региона.
Разработка и изготовление материального продукта. Апробация полученного материального продукта. Модернизация материального
продукта.
Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с поставленной задачей и/или на основе самостоятельно
проведенных исследований потребительских интересов.
Разработка проектного замысла по алгоритму: реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа
действия/модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). Изготовление материального продукта с
применением элементарных (не требующих регулирования) и/или сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих
инструментов/технологического оборудования (практический этап проектной деятельности).
Разработка и реализация командного проекта, направленного на разрешение значимой для обучающихся задачи или проблемной
ситуации.

Построение образовательных траекторий и планов для самоопределения обучающихся
Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. Обзор ведущих
технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции. Высокотехнологичные производства региона
проживания обучающихся, функции новых рабочих профессий в условиях высокотехнологичных производств и новые требования к кадрам.
Понятия трудового ресурса, рынка труда. Характеристики современного рынка труда. Квалификации и профессии. Цикл жизни
профессии. Стратегии профессиональной карьеры. Современные требования к кадрам. Концепции «обучения для жизни» и «обучения через
всю жизнь». Разработка матрицы возможностей.

Тематическое планирование 5 класс
№
п/п

Разде
л

Тема

Производство и технологии

Колич Виды текущих и промежуточных контрольных
ество мероприятий
часов
8

1

Общество и техносфера

2

2

Человек и его потребности

2

3

Основы конструирования и моделирования

4

Технологии обработки материалов, пищевых продуктов

26

4

Организация рабочего места

2

5

Технологии получения и преобразования древесины и
древесных материалов
Технологии получения и преобразования текстильных
материалов
Технологии обработки пищевых продуктов

18 (М)

6
7

Компьютерная графика, черчение

18 (Д)
6

Лабораторные исследования свойств различных
материалов
Лабораторные исследования свойств различных
материалов
Практическая работа: Составление меню,
отвечающего здоровому образу жизни

8

8

Инженерная графика

2

9

Компьютерная графика

4

10

Основы дизайна

2

Робототехника

Реферат: Составление рациональных перечней
потребительских благ для современного человека.
Чертеж. Разметка проектных изделий и деталей.

12

Тест: Чтение и выполнение технических рисунков
и эскизов деталей.
Практическая работа: Разметка проектных изделий
и деталей.

11

Введение в робототехнику

2

Практическая работа: Просмотр и обсуждение
видеофильма «Применение современных
робототехнических устройств»

12

Конструирование и моделирование роботов

6

Тест: Упражнения по пользованию инструментами

13

Программирование роботов

4

Эссе «Перспективы применения роботов на
производстве и в быту».

Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности

14

Изготовление простых изделий для быта из
конструкционных
материалов.
Обработка
текстильных материалов из натуральных
волокон растительного происхождения с
помощью
ручных
инструментов,
приспособлений, машин. Обработка древесных
материалов, древесины с помощью ручных
инструментов, приспособлений.

Итого:

68

Тематическое планирование 6 класс

№
п/
п

Раздел

Тема

Количес
тво
часов

Виды текущих и промежуточных
контрольных мероприятий

Производство и технологии
1
Интересы и права потребителей
2
Технические системы
3

Основы конструирования и моделирования

Технологии обработки материалов, пищевых продуктов
4
Организация рабочего места
5
Технологии получения и преобразования металлов и сплавов

10
2
2
6
24
2

М12/Д2

6

Технологии обработки пищевых продуктов
М2/Д12

7

Технологии художественной обработки материалов
(древесина, текстиль)
Компьютерная графика, черчение
8
Инженерная графика
9
10

Компьютерная графика
Основы дизайна

Практическая работа: Упражнения,
практические работы по резанию,
пластическому формованию различных
материалов при изготовлении и сборке деталей
для простых изделий из бумаги, картона,
пластмасс, древесины и древесных материалов,
текстильных материалов, чёрного и цветного
металла.
Практическая работа: Определение
доброкачественности пищевых продуктов
органолептическим методом и экспрессметодом химического анализа.

10
8
2

Тест:Чтение и запись информации различными
средствами отображения информации

4
2

3D-моделирование, прототипирование и макетирование
11
Основы трехмерного проектирования
12
Основы 3D-прототипирования и макетирования

Практическая работа
Практическая работа Чтение и составление
технологических карт
Практическая работа Чтение и выполнение
технических рисунков, эскизов, чертежей.

8
5
3

Сбор дополнительной информации в Интернете
и справочной литературе об областях
получения и применения тепловой энергии.

Подготовка рефератов

13

Автоматизированные системы
Автоматизация на производстве и в быту

14

Технологии дополненной и виртуальной реальности

4
2
2

15

Робототехника
Конструирование и моделирование роботов

6
4

16

Программирование роботов
Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности

2

8

Итого:

Разработка сценариев проведения семейных и
общественных мероприятий
Сбор дополнительной информации в Интернете
и справочной литературе об областях
получения и применения тепловой энергии.
Практическая работа: Просмотр и обсуждение
видеофильма «Применение современных
робототехнических устройств»
Тест: по пользованию инструментами
Практическая работа: Составление перечня и
краткой
характеристики
этапов
проектирования
конкретного
продукта
труда.

68

Тематическое планирование7 класс

№
п/
п

Раздел

Тема

Производство и технологии
Понятие о технологических системах

Количес
тво
часов
6
2

Виды текущих и промежуточных
контрольных мероприятий

Практические работы Составление

Организация современного производства

Современное промышленное оборудование
Технологии обработки материалов, пищевых продуктов
Виды и свойства материалов искусственного
происхождения
Технологии обработки конструкционных
материалов искусственного происхождения
Технология обработки текстильных материалов
искусственного происхождения
Технологии обработки пищевых продуктов

2

2
22
2

Практические работы

14/4

Практические работы

2/8

Практические работы

4/8

Лабораторная работа: Определение
доброкачественности рыбы и морепродуктов
органолептическим и методом химического
анализа.
Тест: Чтение различных видов проектной
документации. Выполнение эскизов и
чертежей.
Разработка инновационного объекта или
услуги методом фокальных объектов.

Компьютерная графика, черчение

6

3D-моделирование, прототипирование и макетирование

6

Технологии оцифровки аналоговых данных
Программное обеспечение для 3Dпрототипирования и макетирования
Технологии трехмерного моделирования
Автоматизированные системы
Автоматизация производственных процессов
Устройство станочного оборудования с ЧПУ
Робототехника
Конструирование и моделирование роботов

инструкций по технологической культуре
работника.
Практические работы Самооценка личной
культуры труда Проведение хронометража и
фотографии учебной деятельности

2
2
2
8
2
6
8
4

Подготовка рефератов о современных
технологических машинах и аппаратах.

Упражнения по управлению станками.
Учебно-практические работы на станках.

Программирование роботов
Технологии ведения дома
Содержание жилья

4
4

2

Выполнение ремонтных работ
Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности

2
8

Итого:

Проектирование и изготовление простейших
технических устройств, обеспечивающих
условия содержания животных и
облегчающих уход за ними: клетки, будки
для собак, автопоилки для птиц, устройства
для аэрации аквариумов,
автоматизированные кормушки для кошек и
др.
Проектные работы по изготовлению изделий
на основе обработки конструкционных и
текстильных материалов с помощью ручных
инструментов, приспособлений, станков,
машин.

68
Тематическое планирование 8 класс

№
п/п

Раздел

Тема

Производство и технологии

Колич
ество
часов

Виды текущих и промежуточных
контрольных мероприятий

4

Этапы технологического развития

2

Жизненный цикл технологии

2

Практическая работа: Сбор информации по
проекту.

Технологии обработки материалов, пищевых продуктов
Виды и свойства материалов с заданными
свойствами
Технологии обработки и преобразования
материалов с заданными свойствами
Технологии художественной обработки
материалов
Технологии обработки пищевых продуктов
Компьютерная графика, черчение

22
4
6
6
6

2

Компьютерное моделирование

2

3D-моделирование изделий из материалов с
заданными свойствами
Промышленные технологии SD-печати
Автоматизированные системы

2
2

Эссе: Направления современных разработок в
области робототехники.

8
4

Конструирование и моделирование САПР

2

Системы автономного управления

2

Конструирование и моделирование роботов

Подготовка презентации проекта с помощью
MicrosoftPowerPoint.

4

Основы электротехники и электроники

Робототехника

Практическая работа Сервировка стола.

4

Построение сборочных чертежей

3D-моделирование, прототипирование и макетирование

Лабораторная работа: Ассортимент и свойства
тканей из синтетических волокон

Подготовка рефератов о видах транспортных
средств

8
4

Практическая работа: Сборка из деталей
конструктора роботизированных устройств.

Программирование роботов
Построение образовательных траекторий и планов для
самоопределения обучающихся
Характеристика современного рынка труда

4
12
2

Ключевые отрасли экономики и
2ерспективы их развития в регионе
проживания

2

Технологии в сфере услуг

2

Сфера бытового обслуживания населения

2

Основы маркетинга

4

Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности

Тест: Управление моделями роботизированных
устройств

6

Итого:

Практическая
работа:
Образовательное
путешествие «Служба занятости населения
Практическая
работа:
Диагностика
профессиональных интересов и склонностей.
Изучение профессионального стандарта по группе
профессий (составление сравнительной таблицы
Практическая работа: Изучение и обсуждение
«Атласа новых профессий»
Тест «Классификация профессий».

Творческая
работа
«Прогнозы
регионального рынка труда».

развития

68

Тематическое планирование 9 класс

№
Раздел
п/п
Производство и технологии

Тема

Закономерности, перспективы и последствия

Количество
часов
8
4

Виды текущих и промежуточных
контрольных мероприятий

технологического развития
Практическая работа: Проведение
диагностики «Профессиональная
Социальные технологии

4

пригодность», интерпретация результатов.

Построение образовательных траекторий и планов для самоопределения
обучающихся

8
Практическая работа: Диагностика
профессиональных интересов и
Правила выбора профессии

4

Проектирование жизненных планов и
образовательных траекторий
Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности

склонностей.
Контроль: Составление профессиограммы

4
17
Практическая работа: Творческая работа

Технологии проектного управления

Итого:

4

Разработка командного проекта

10

Реализация командного проекта

5
33

«Моя профессиональная карьера»
Практическая
работа:
Изучение
современных
способов
получения
профессионального
образования
Тест
«Способы получения профессионального
образования».
Контроль: Презентация индивидуального
жизненного плана


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».