Приложение к ООП НОО МАОУ-СОШ № 93 Рабочая программа «Музыка» 1-4 классы Пояснительная записка Представленная рабочая программа предназначена для обучающихся 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений и составлена на основе: 1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с изменениями 2.Примерной основной образовательной программы начального общего образования 3.ООП НОО МАОУ СОШ №93 Планируемые результаты освоения учебного предмета Достижение предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений. Предметные планируемые результаты освоения программы по учебному предмету «Музыка» 1 класс Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности: – формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии; – формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; – формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; – умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; – умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. 2 класс Предметные результаты: – формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии; – формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; – формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; – умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; – умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. 3 класс Предметные результаты: – формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии; – формирование общего представления о музыкальной картине мира; – знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; – формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; – формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; – умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; – умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; – умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. 4 класс Предметные результаты освоения программы должны отражать: сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах. Предметные результаты по видам деятельности обучающихся В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкальноисполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона. Тематическое планирование Предмет «Музыка» 1 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18 19. 20. 21 22 23,24 25 26-29 Тема урока Мир музыкальных звуков Классификация музыкальных звуков Свойства музыкального звука: тембр, длительность, Свойства музыкального звука: громкость, высота. Ритм – движение жизни Ритм окружающего мира Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки Ритмический рисунок Акцент в музыке: сильная и слабая доли Мелодия – царица музыки Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в речи. Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. Выразительные свойства мелодии. Типы мелодического движения. Аккомпанемент Музыкальные краски Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности Понятие контраста в музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника. Музыкальные жанры: песня, танец, марш Определение особенностей основных жанров музыки: песня Определение особенностей основных жанров музыки: танец Определение особенностей основных жанров музыки:,марш. Музыкальная азбука или где живут ноты Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки (форте, пиано). Я – артист Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование. Музыкально-театрализованное представление Кол-во часов в разделе, теме 3 1 1 1 4 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 6 1 1 1 2 1 4 4 4 29-33 Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в первом классе итого 4 33 Тематическое планирование Предмет «Музыка» 2 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18,19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Тема урока Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды Музыкальный фольклор. Народные игры. Народные инструменты. Годовой круг календарных праздников Широка страна моя родная Государственные символы России (герб, флаг, гимн) Гимн – главная песня народов нашей страны. Гимн Российской Федерации. Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Многообразие музыкальных интонаций. Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка Великие русские композиторы-мелодисты: П.И. Чайковский Великие русские композиторы-мелодисты: С.В. Рахманинов. Музыкальное время и его особенности Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт. Размер. Музыкальная грамота Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов .«Музыкальный конструктор» Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке. Простые песенные формы (двухчастная форма). Простые песенные формы (трехчастная форма). Вариации. Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое. Классические музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев и др.) Жанровое разнообразие в музыке Кол-во часов в разделе, теме 4 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 3 1 2 7 1 1 1 1 1 1 1 6 27. Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. 1 28. 29. 30. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир театра (театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра) Балет Опера Я – артист Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование. итого 1 1 1 31. 32. 33,34 1 1 2 2 34 Тематическое планирование Предмет «Музыка» 3 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7,8 9. 10. 11. 12-17 18. 19. 20. Тема урока Кол-во часов в разделе, теме Музыкальный проект «Сочиняем сказку» 5 Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо1 исполнительской деятельности. Создание творческого проекта силами обучающихся, педагогов, 1 родителей Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения. 1 Практическое освоение и применение элементов музыкальной 1 грамоты. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы 1 над творческим проектом Широка страна моя родная 3 Творчество народов России.. 1 Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре, 2 национальных инструментах, национальной одежде. Хоровая планета 9 Развитие навыков ансамблевого, хорового пения 1 Элементы двухголосия 1 Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, 1 женские, мужские, детские). Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально6 исполнительской культуры Мир оркестра 3 Симфонический оркестр. 1 Формирование знаний об основных группах симфонического 1 оркестра: виды инструментов, тембры. Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, 1 21. 22. 23. 24,25 26. 27. 28. 29-31 32-34 фортепиано, гитары и др.) и оркестра Музыкальная грамота Основы музыкальной грамоты. Чтение нот.. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов Интервалы и трезвучия. Формы и жанры в музыке Простые двухчастная и трехчастная формы,. Вариации на новом музыкальном материале Форма рондо Я – артист Сольное и ансамблевое музицирование инструментальное). Творческое соревнование. 5 (вокальное и Музыкально-театрализованное представление Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы в третьем классе итого 1 1 2 3 1 1 1 3 3 3 3 34 Тематическое планирование Предмет «Музыка» 4 класс № п/п 1. 2,3 4,5 6. 7. 8. 9,10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Тема урока Песни народов мира Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира Музыкальная грамота Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Чтение нот Пение по нотам с тактированием Исполнение канонов Интервалы и трезвучия Средства музыкальной выразительности Оркестровая музыка Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный... Оркестровая партитура Электромузыкальные инструменты Синтезатор как инструмент-оркестр. Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности. Музыкально-сценические жанры Кол-во часов в разделе, теме 3 1 2 8 2 1 1 1 2 1 5 1 1 1 1 1 3 17. 18. 19. 20,21. 22. 23. 24. 25. 26. 27-30 31-34 Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений:балет Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений: опера Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений: мюзикл Музыка кино Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам Учимся, играя Музыкальные викторина Музыкальная игра Музыкальные импровизации, подбор по слуху Музыкальный конкурс Я – артист 1 Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное инструментальное). Творческое соревнование Музыкально-театрализованное представление 4 Подготовка и проведение музыкально-театрализованного представления как итоговый результат освоения программы Итого и 1 1 3 1 2 4 1 1 1 1 4 4 4 34