Аннотация к рабочей программе по русскому языку 5-9

Аннотация к рабочей программе «Русский язык» (5-9 классы)
Рабочая программа «Русский язык» на уровне основного общего образования
разработана на основе требований ФГОС ООО.
Целью реализации основной образовательной программы основного общего
образования по предмету «Русский язык» является:


усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение
обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями,
установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования.

Главными задачами реализации Программы являются:
 формирование у учащихся ценностного отношения к языку как
хранителю культуры, как государственному языку Российской
Федерации, как языку межнационального общения;
 усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их
углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических
понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
 овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного
использования языковых средств;
 овладение основными видами речевой деятельности, использование
возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.

Планируемые результаты изучения курса
Предметные результаты должны отражать:
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при
помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
создание
устных
монологических
высказываний
разной
коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и
ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета; умение различать
монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в
диалоге и полилоге; развитие навыков чтения на русском языке
(изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной
переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять

главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства
аргументации и выразительности;
овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации);
понимание, интерпретация и комментирование текстов различных
функциональносмысловых типов речи (повествование, описание,
рассуждение)
и
функциональных
разновидностей
языка,
осуществление информационной переработки текста, передача его
смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать
его с точки зрения единства темы, смысловой цельности,
последовательности изложения;
умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки
зрения
их
эффективности,
понимать
основные
причины
коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать
собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного
словоупотребления;
выявление
основных
особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с
поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на
вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный
план), заявление, информационный запрос и др.);
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности в процессе образования и
самообразования;
осознанное использование речевых средств для планирования и
регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и
коммуникативных потребностей; соблюдение основных языковых
норм в устной и письменной речи;
стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру
использования русского литературного языка, оценивать свои
языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского
языка;
распознавание
и
характеристика
основных
видов
выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись;
эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола,
олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм,
синонимы, антонимы, омонимы) в речи;

уместное использование фразеологических оборотов в речи;
корректное и оправданное употребление междометий для выражения
эмоций, этикетных формул;
использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли
эпитетов;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и
категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение
базовых понятий лингвистики: идентификация самостоятельных
(знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и
основным грамматическим признакам;
распознавание существительных, прилагательных, местоимений,
числительных, наречий разных разрядов и их морфологических
признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;
распознавание
глаголов,
причастий,
деепричастий
и
их
морфологических признаков; распознавание предлогов, частиц и
союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;
распознавание
междометий
разных
разрядов,
определение
грамматических особенностей междометий;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова,
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также
многоаспектного анализа текста;
проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как
взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического,
морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и
словообразовательных цепочек слов;
проведение синтаксического анализа предложения, определение
синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;
анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение
выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы,
разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;
определение звукового состава слова, правильное деление на слоги,
характеристика звуков слова;
определение лексического значения слова, значений многозначного
слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор
синонимов, антонимов; деление слова на морфемы на основе
смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
умение различать словообразовательные и формообразующие
морфемы, способы словообразования;

проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных
частей речи; характеристика общего грамматического значения,
морфологических
признаков
самостоятельных
частей
речи,
определение их синтаксической функции;
опознавание
основных
единиц
синтаксиса
(словосочетание,
предложение, текст); умение выделять словосочетание в составе
предложения, определение главного и зависимого слова в
словосочетании, определение его вида;
определение вида предложения по цели высказывания и
эмоциональной окраске; определение грамматической основы
предложения;
распознавание
распространённых
и
нераспространённых
предложений, предложений осложнённой и неосложнённой структуры,
полных и неполных;
распознавание второстепенных членов предложения, однородных
членов предложения, обособленных членов предложения; обращений;
вводных и вставных конструкций; опознавание сложного предложения,
типов сложного предложения, сложных предложений с различными
видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями
сложного предложения;
определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности
текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а
также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их
построения;
определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических
средств связи предложений в тексте, а также уместность и
целесообразность их использования;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса,
расширение объема используемых в речи грамматических языковых
средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с
ситуацией и стилем общения;
умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при
решении задач построения устного и письменного речевого
высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на
основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и
способах конструирования информационных запросов;
пользование толковыми словарями для извлечения необходимой
информации, прежде всего - для определения лексического значения
(прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе

однозначных или многозначных слов, определения прямого и
переносного значения, особенностей употребления;
пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для
определения нормативного написания и произношения слова;
использование фразеологических словарей для определения значения
и особенностей употребления фразеологизмов;
использование морфемных, словообразовательных, этимологических
словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике
при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому
самосовершенствованию,
овладение
основными
стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
поиск орфограммы и применение правил написания слов с
орфограммами;
освоение правил правописания служебных частей речи и умения
применять их на письме; применение правильного переноса слов;
применение правил постановки знаков препинания в конце
предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи,
цитировании, диалоге;
соблюдение основных орфоэпических правил современного русского
литературного языка, определение места ударения в слове в
соответствии с акцентологическими нормами;
выявление смыслового, стилистического различия синонимов,
употребления их в речи с учётом значения, смыслового различия,
стилистической окраски;
нормативное изменение форм существительных, прилагательных,
местоимений, числительных, глаголов;
соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и
управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и
аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным
оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей
текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение
видовременной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте;
8) для слепых, слабовидящих обучающихся: формирование навыков
письма на брайлевской печатной машинке;

9) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся
формирование и развитие основных видов речевой деятельности
обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием
слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения,
чтения, письма;
10)
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии языка, основными нормами литературного языка,
нормами речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой и
альтернативной коммуникативной практике при создании устных,
письменных, альтернативных высказываний;
стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства,
обозначить собственную позицию;
видение традиций и новаторства в произведениях;
восприятие художественной действительности как выражение мыслей
автора о мире и человеке.
В рабочей программе «Русский язык» устанавливается следующая система
распределения учебного материала и учебного времени для 5 – 9 классов:

Разделы

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Язык и общение

3

3

-

-

2

Русский язык как
развивающееся
явление

-

-

1

1

-

Повторение

26

9

8

7

10

Текст

-

5

4

-

-

Синтаксис

27

-

-

88

75

Фонетика

18

-

-

-

-

Фразеология

-

4

-

-

-

Словообразование

-

34

-

-

-

Лексика.
Культура речи

17

12

-

-

-

Морфемика

23

-

-

-

-

Морфология

58

122

111

-

-

Учебно-научная
речь

-

-

3

-

-

Повторение

8

14

9

6

12

Итого

170

204

136

102

99


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».