Аннотация
к рабочей программе по учебному предмету «Литература» 5-9 классы.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» на уровне основного
общего образования разработана на основе требований ФГОС .
Место учебного предмета «Литература»
Предмет «Литература» изучается на уровне основного общего образования в
качестве учебного предмета в 5–9-х классах.
Цели и задачи литературного образования
Литература – учебный предмет, освоение содержания которого
направлено:
на последовательное формирование читательской культуры через
приобщение к чтению художественной литературы;
на
освоение
общекультурных
навыков
чтения,
восприятия
художественного языка и понимания художественного смысла литературных
произведений;
на
развитие
эмоциональной
сферы
личности,
образного,
ассоциативного и логического мышления;
на
овладение
способствующим
более
базовым
глубокому
филологическим
эмоциональному
инструментарием,
переживанию
и
интеллектуальному осмыслению художественного текста;
на формирование потребности и способности выражения себя в
слове.
В цели предмета «Литература» входит передача от поколения к
поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой
культуры, что способствует формированию и воспитанию личности.
Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных
времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют
обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения,
приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных
человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и
национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения
себя к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в
контексте мировой.
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании
в
Российской
Федерации»,
ФГОС
СОО,
главная
цель
изучения
литературы на этапе основного общего образования – формирование
потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и
понимания
литературных
текстов,
что
предполагает
постижение
художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие
способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла
различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию
прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления,
говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение
пользоваться литературным языком как инструментом для выражения
собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении
прочитанного, формируется художественный вкус.
Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает
необходимый фундамент для достижения перечисленных целей.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в
его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение
произведения происходит в процессе системной деятельности школьников,
как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на
освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения
аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.)
и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно
формирующихся на уроках литературы.
Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание
коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе
изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных
жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на
основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и
т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном
произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
В рабочей программе «Литература» устанавливается следующая система
распределения учебного материала и учебного времени для 5 – 9 классов:
Разделы
Введение
Устное
народное
творчество
Древнерусская
литература
Литература 18
века
Литература 19
5 класс
1
2
6 класс
1
2
7 класс
1
5
8 класс
1
2
9 класс
1
2
1
1
1
2
11
2
2
2
4
55
27
27
27
31
26
века
Литература 20
века
Литература
народов России
Зарубежная
литература
Итоговая
контрольная
работа
Итого:
16
16
23
18
-
-
2
1
1
-
3
14
6
9
3
1
2
2
1
1
68
68
68
68
99