Приложение к ООП НОО МАОУ-СОШ № 93 Программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления « Подвижные игры». 1 класс Пояснительная записка. Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе нормативных документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ с изменениями «Об образовании в Российской Федерации» 2. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 ―О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий. 3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 4. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р 5. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" 6. Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» 7. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость). В процессе реализации программы, дети научатся играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации научатся сами регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели; - освоение учащимися основ физкультурной деятельности с общефизической и спортивнооздоровительной направленностью. - содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Задачи: - укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию; - развитие координационных способностей; - формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня; - приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм; - воспитание морально-волевых качеств; - воспитание устойчивого интереса к двигательной активности; - обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями; Занятия проводятся 1 час в неделю, 33 часа в год (33 учебных недели).Программа рассчитана для детей младшего школьного возраста. В результате освоения программного материала «Подвижные игры» обучающиеся 1 класса должны: знать:о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности; о режиме дня и личной гигиене; о правилах составления комплексов утренней зарядки; уметь: выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток; играть в подвижные игры; выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; контролировать уровень своей двигательной активности. Личностные и метапредметные результаты освоения программы: Личностные Развитие эмоционально-нравственой отзывчивости, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Коммуникативные Умение выражать свои мысли, Разрешение конфликтов, постановка вопросов. Управление поведением партнера: контроль, коррекция. Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. Построение высказываний в соответствии с условиями общения Регулятивные Планирование промежуточных целей с учетом результата, волевая саморегуляция, коррекция поведения,оценка качества и уровня усвоения. планирование промежуточных целей с учетом результата. Познавательные универсальные действия: Умение структурировать знания, Выделение и формулирование учебной цели. Поиск и выделение необходимой информации Ожидаемый результат: сформированы знания о здоровом образе жизни -у обучающихся выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми; - сформировано начальное представление о культуре движении; - младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья; -обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр; -умение работать в коллективе. Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия). Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта. Содержание программы Тема 1. Основы знаний Теория Здоровье человека и влияние на него физических упражнений, здоровый образ жизни. Проговаривание педагогом основных правил, приемов и упражнений, показ. Практика Тема 2. Общая физическая подготовка Теория Роль формирования двигательных навыков на базе хорошей физической подготовки. Практика Упражнения на быстроту реакции и быстроту мышления. Быстрота простых игровых действий. Стартовая скорость. Спринтерская скорость. Максимальная скорость. Упражнения на выработку воли - активного проявления моральных и умственных качеств личности: игрок должен видеть препятствие и сознательно, усилием воли его преодолевать. Упражнения на ловкость. Общая ловкость - расширение запаса двигательных навыков. Общая ловкость - основа ловкости специальной, приобретаемой занимающимися футболом и физической подготовкой с использованием разных форм подготовки. Тема 3. Подвижные и спортивные игры Теория Роль подвижности при выполнении технически сложных игровых действий. Практика Эстафеты - для развития быстроты и ловкости, как наиболее важных качеств футболиста, используются разнообразные эстафеты: с препятствиями, в парах, скоростные, круговые, с предметами и без предмета. Спортивные игры — средства подготовки юных футболистов (баскетбол, хоккей, ручной мяч, пионербол и.п.). Тема 4. Техника игры Теория Владение мячом. Командные действия. Игра в нападении и защите. Игра вратаря. (Изучение теоретического материала осуществляется на практических занятиях в форме бесед, продолжительностью 10-15 минут). Практика Техника игры .Упражнения в парах и группах с передачами, бросками и ловлей мяча. Удары, остановка мяча. остановка. Ведение мяча. Ложные движения (финты). Отбор мяча, перехват. Техника игры вратаря. Вбрасывание мяча. Упражнения в парах и группах с передачами, бросками и ловлей мяча. Тема 5. Тактика игры Теория Особенности защиты и нападения. Практика Нападение: Передача мяча открывшемуся игроку. Выбор места для получения мяча. Взаимодействия с партнером во время атаки при численном преимуществе. Выбор места вблизи ворот противника, не нарушая правил «вне игры». Защита: зонный метод обороны. Учебные игры. Тема 6. Контрольные игры Проводятся в виде соревнований по общей физической подготовке и эстафет между группами. Тематическое планирование 1 класс План Колдата во ча Тема с 1 нед. 1 2 нед. 1 3 нед. 1 4 нед. 1 5 нед. 1 Развитие и формирование Игры качеств у учащихся формирование о Мир движений. мире движений, «Игра белок», Ознакомительн их роли в «Разведчики», « ая экскурсия сохранении Щенок» здоровья формирование о Мир движений. мире движений, «Игра белок», Ознакомительн их роли в «Разведчики», « ая экскурсия сохранении Щенок» здоровья формирование Красивая правильной «Хвостики». «Парово осанка. осанки и развитие з» навыков бега развитие «Прыжки», «Кто Учись быстроте ловкости; быстрее?», «Самый и ловкости. воспитание координированный» чувства ритма «Кто Сила нужна развитие силы и сильнее?», «Салки со каждому. ловкости стопами, «Удочка с Веселые старты. прыжками» Оборудовани е кубики, мелки, обручи, скакалки кубики, мелки, обручи, скакалки гимнастические палки, ленточки. Скакалки скакалки, мелки, шапочка, шарф. Варежки, лыжи. лыжные палки. мешочки, скакалка, коврики 6 нед. 1 7 нед 1 8 нед 1 9 нед 1 10нед 1 11 нед 1 12 нед 1 13 нед 1 14 нед 1 15 нед 1 16 нед 1 17 нед 1 18 нед 1 19 нед 1 21 нед 1 22 1 «Кто сильнее?», «Салки со мешочки, стопами, «Удочка с скакалка, коврики прыжками» Ловкий. развитие гибкости «Снип –Снап», гимнастические Гибкий. и ловкости «Быстрая тройка» палки, скакалки Весѐлая развитие ловкости «Медведь спит, кубики, скакалки скакалка. и внимания «Весѐлая скакалка» Мальчишки и развитие «Очистить свой сад от девчонки, а так выносливости и мешочки, мячи камней», же их родители. силы Мальчишки и развитие «Очистить свой сад от девчонки, а так выносливости и мешочки, мячи камней», же их родители. силы Развитие развитие «Командные салки», мячи, скакалки быстроты. быстроты «Сокол и голуби» развитие мешочки, скоростных «Найди нужный цвет», Кто быстрее? маленькие мячи, качеств, «Разведчики» кубики, коврики выносливости Скакалочка«Удочка с развитие силы скакалки, коврики выручалочка. приседанием», гимнастические Ловкая и развитие палки, маленькие коварная «Ноги выше от земли», быстроты и мячи, обручи, гимнастическая «Выбегай из круга» ловкости фишки, палка. волейбольный мяч Команда обручи, быстроногих развитие силы и «Лиса и куры», гимнастические «Гуси – ловкости палки, скакалки лебеди». развитие «Кто быстрее?», мяч, фишки, Выбираем бег. скоростных «Сумей догнать» флажки качеств, ловкости развитие меткости «Метко в цель», кегли, малые Метко в цель. и координации «Салки с большими мячи, большие движений мячами» мячи мячи, обручи, развитие меткости «Назови имя», Путешествие по канат, и координации «Бездомный заяц», островам. баскетбольная движений Лягушки в болоте» корзина развитие «Вращающаяся Развиваем глазомера и скакалка», гимнастические точность точности «Подвижная цель». палки, мяч движений. движений «Воробушки и кот» развитие мячи, обручи, физических «Быстрый спуск», канат, Горка зовѐт. качеств «Веер», «Паровозик» баскетбольная выносливости и корзина ловкости Быстрее, выше, развитие Быстрый спуск», скакалки, коврики Сила нужна развитие силы и каждому. ловкости Веселые старты. нед сильнее 23 нед 1 24 нед 1 25 нед 1 26 нед 1 27 нед 1 28 нед 1 29 нед 30 нед 31 нед 32 нед 33 нед 1 1 выносливости и ловкости развитие Зимнее выносливости и солнышко. ловкости развитие Штурм высоты. выносливости и быстроты развитие Снежные выносливости и фигуры. ловкости Закрепление. развитие Игры на свежем выносливости и воздухе. ловкости развитие физических Мы строим качеств крепость выносливости и ловкости развитие физических Мы строим качеств крепость выносливости и ловкости Мы стали быстрыми, развитие ловкими, выносливости и сильными, скоростных выносливыми. качеств Эстафеты. Мы стали быстрыми, развитие ловкими, выносливости и сильными, скоростных выносливыми. качеств Эстафеты. «Веер», «Паровозик» «Кто быстрее приготовиться» кегли, малые мячи, большие мячи «Штурм высоты» флажки «Салки» Флажки «Поезд», «Салки» и др. гимнастические по выбору учащихся палки, скакалки «Мороз – Красный нос» Игры по желанию лопатки, санки учащих Игры по желанию учащихся лопатки, санки « Горелки». «Точный поворот», «Второй Различный лишний». «Если бы спортинвентарь. ноги стали руками» « Горелки». «Точный поворот», «Второй Различный лишний». «Если бы спортинвентарь. ноги стали руками» 1 Удивительная пальчиковая гимнастика. развитие ловкости «Метание в цель», и быстроты «Попади в мяч» теннисные мячики, 2 волейбольных мя ча 1 Развитие скоростных качеств. развитие скоростных качеств и меткости мячи 1 Мы умеем веселиться и играть. Конкурсная программа. Подведение итог «Назови имя», ов (проверка «Бездомный заяц», приобретенных «Лошадки» навыков Итого 33 : «Быстро в строй», командные «колдунчики» Различный спортинвентарь. Формы контроля и оценки результатов: игровые занятия, участие в соревнованиях Методическое и техническое обеспечение: 1. Эстафетные палочки-8шт. 2. Гимнастические маты-10шт Гимнастическая стенка-12шт. 5. Гимнастические палки-10шт. Скамейка гимнастическая-2шт. 7. Скакалки - 12 шт. 8. Малые мячи для метания по 150 гр-6 шт. 9. Перекладина-1шт. Мячи набивные - 4 шт. 11. Мячи баскетбольные-10шт. 12. Щиты с кольцами и с сетками-2 комплекта 13. Волейбольные мячи-5шт. 14. Волейбольная сетка-1шт. 4. 6. 10. Список литературы Для учителя: 1. Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2008 г. 2. Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов», Москва «Просвещение»,2005 г. 3. Фролов В. Г. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми», Москва «Просвещение»,2008 г. 4. Шевченко И. В. «Вместе весело играть», Ростов-на-Дону «Феникс», 2006 г. Для учащихся: 1. 2. 3. 4. Гришин В. Г. Игры с мячом и ракеткой.- М., 2005г. Вавилова Е. Н. Бегай, прыгай, метай.- М., 2006 г. Семенов С. С. Городки.- М., 2005 г. Гришина В. С. Румяные щечки.- М., ФиС, 2008 г.