Аналитическая справка о методической работе в 2022-2023 учебном году

Аналитическая справка
о состоянии и результативности методической работы и конкурсной деятельности
в 2022-2023 учебном году
Цель анализа: определить качество и продуктивность методической работы, её роль в
развитии образовательной среды, инновационного потенциала школы.
Целью методической работы в отчетный период являлось методическое сопровождение
реализации программы развития школы, обеспечение работы педагогического коллектива в
условиях перехода к новым ФГОС, повышение и совершенствование профессионального
уровня педагогов.
Задачи:
 обеспечить реализацию основных направлений новой программы развития школы;
 продолжить
аналитическую деятельность, направленную на создание условий
реализации новых ФГОС в штатном режиме;
 обеспечить научно обоснованное прогнозирование возможностей, ожидаемых
результатов и планирование деятельности школы;
 способствовать созданию мотивационно-целевой установки педагогического коллектива
на повышение профессиональной компетентности;
 организовать методическую учёбу, курсовую подготовку и методическую деятельность
педагогов по проблемам реализации новых ФГОС, профилактике и минимизации
учебной неуспешности, созданию личностно-ориентированной образовательной среды;
 обеспечить объективную оценку и своевременную корректировку деятельности
педагогического коллектива.
Методическая тема школы: «Педагогическая поддержка выбора индивидуальной
образовательной траектории обучающихся как средство реализации новых
образовательных стандартов».
Целеполагание определило содержание и формы научно-методической работы,
состояние и продуктивность которых будет рассмотрено через основные блоки
деятельности:
1.1. внутришкольная методическая деятельность;
1.2. инновационная деятельность ОУ;
1.3. рейтинг творческого потенциала обучающихся в рамках конкурсных проектов;
1.4. профессиональная компетентность педагогов в рамках аттестационных
испытаний; участие в конкурсных мероприятиях района, города, РФ;
1.5. перспективные направления развития.
1.1. Деятельность методического совета школы /ШМС/ и школьных методических
объединений организована в соответствии с целью и задачами методической работы.
В течение 2022– 2023 учебного года на заседаниях ШМС обсуждались
- организация деятельности обучающихся 9 и 10 классов над итоговым индивидуальным
проектом;
- Новые подходы к оцениванию эффективности урока;
- Универсальные кодификаторы для процедур оценки качества образования
- направления повышения профессиональной компетентности педагогов через семинарыпрактикумы, мастерские;
- рассмотрены и реализованы планы методической учебы аттестующихся учителей и
молодых педагогов в 2022-2023 учебном году.
1

Деятельность ШМО строилась в соответствии с планом методической работы школы. По
итогам учебного года все ШМО выполнили самоанализ своей деятельности за 2022-2023
учебный год с определением дальнейших перспектив.
Продолжена работа по вопросам совершенствования методики урока. В рамках этого
направления проведены семинары-практикумы: «Встраивание заданий на функциональную
грамотность в структуру современного урока», «Деятельностный аспект урока».
Продолжена работа по совершенствованию методов воспитательной работы. Состоялись
Панорама воспитательных практик: «Воспитательный и профилактический потенциал
внеурочного мероприятия», педагогический совет: «Место внеурочных мероприятий в
системе воспитательной и профилактической работе классного руководителя»
В части программно-методического обеспечения ФГОС начата разработка ООП в
соответствии с ФГОС нового поколения.
Однако, выявлены, существенные проблемы в организации методической работы:
 Недостаточная эффективность фронтальной методической учебы;
 Отсутствие унифицированных подходов к организации оценивания;
 Однообразие применяемых педагогических методов и приемов;
 Недостаточное
распространение
положительного
педагогического
опыта,
необходимого для поддержания имиджа школы в образовательном пространстве
города.
1.2. В 2022-2023 году школа продолжила работу в составе ресурсного центра апробации
программы воспитания по направлению «Волонтерство». Переработана Программа развития.
Разработан управленческий проект «Школа современных учительских компетенций».
Разработана программа перехода школы в эффективный режим (антирисковая программа).
1.3. 1. Участие обучающихся в очных конкурсах различных уровней:
 Всероссийский конкурс «Большая перемена» (призер)
 Городская научно-практическая конференция учащихся (2 участника, 1 призер)
 Международный географический Фестиваль (участники)
 Международный Турнир по географическому брейн-рингу (призеры)
 Городской конкурс «Многогранный мир» (физика, химия, биология) (участники)
 Районный этап Городского интеллектуального марафона «Знай-ка» для обучающихся
2-3 классов (участники)
 Районный этап конкурса «Турнир смекалистых» учащихся 3 классов (участники)
 Районный этапа Фестиваля знаний учащихся 3-4 классов (участники)
 Городской конкурс «Люблю тебя, моя Россия!». (участники)
 Районный конкурс «Юный биолог» (участники)
 Областной литературный конкурс «СТИХИйная осень» (участница)
 Конкурс сочинений на тему «День Победы» (участники)
Есть тенденция к снижению активности и результативности участия в очных
интеллектуальных конкурсах. В этом году наши дети не участвовали в очном туре
Городского конкурса исследовательских проектов «Хочу стать академиком», на городской
НПК представлено всего 2 проекта, которые были созданы в рамках ИИП 10 класса. На
сегодня у нас нет такого резерва. На уровне ШМО необходимо усилить внимание к
организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Это направление
со следующего года станет частью образовательной программы школы. На уровне
начального общего образования целесообразно использовать личностные ресурсы семьи
2

1.3.2. Участие обучающихся в заочных конкурсах различных уровней:
 Международная олимпиада по основам наук в начальной школе (все педагоги
начальной школы)
 Образовательная онлайн-платформа Учи.ру (все педагоги начальной школы,
Бунтакова М.С., Султангулова Л.П.)
 Цифровая платформа Яндекс Учебник (все педагоги начальной школы)
 Олимпиада исторического факультета УРФУ «Будущие исследователи – будущее
науки» (Смирнов А.Б.)
 Олимпиада УРФУ «Изумруд» (Смирнов А.Б.)
 Всероссийский конкурс молодежных проектов «Наша история» (Смирнов А.Б.)
 Олимпиады Меташколы (Султагулова Л.П.)
 Городской турнир «Юный химик» (Султагулова Л.П.)
 Международный химический диктант (Султагулова Л.П.)
 Географический диктант (Ковтун Д.В.)
 Всероссийский Экономический диктант
 Всероссийский космический диктант (Журавлева О.В.)
 Международный конкурс «Британский бульдог» (призер по региону)
(КудреватыхЕ.Г.)
В результате сравнения с прошлым годом можно сделать вывод, что активность педагогов в
организации участия детей в заочных конкурсах достаточна стабильна, но, к сожалению, это
одни и те же лица. Необходимо всему коллективу включиться в работу по этому
направлению, что позволит усилить интерес обучающихся к отдельным предметам, создаст
для ребенка ситуацию успеха, мотивацию к учению в целом.
1.3.3. С 23 января по 30 января 2023 года в школе проходила Неделя науки.
Цель мероприятий в Неделю науки: мотивация обучающихся на учебу, развитие интереса к
учебному предмету; выявление, поддержка и развитие интеллектуально одаренных
обучающихся.
Педагоги всех ШМО провели открытые нетрадиционные уроки на всех параллелях.
В рамках сетевого сотрудничества, в школе совместно с УрГЭУ прошел День
Экономического университета.
1.3.4. Олимпиадное движение
В первом полугодии 2022-2023 учебного года прошли школьный и муниципальный
этапы всероссийской предметной олимпиады школьников.
В текущем году особое внимание уделено обеспечению соблюдения объективности
процедур школьного этапа олимпиады. Был издан соответствующий локальный акт.
Результативность участия значительно повысилась, особенно в начальной школе. Это
связано, в первую очередь, с тем, что большинство предметных олимпиад проходило онлайн.
Это позволило обучающимся выполнять задания в комфортном для себя режиме. В таблицах
представлено участие и результативность ШЭ ВСОШ в сравнении с прошлым годом.

3

общ кол-во обуча-ся

Количество участий

% участия

кол-во уч-в с ОВЗ

кол-во призовых мест

общ кол-во обуча-ся

Количество участий

% участия

кол-во уч-в с ОВЗ

кол-во призовых мест

Участие в школьном этапе ВСОШ
4 классы
5 -6 классы

92

44

47/41,9

0

36/6

163

103

63/63

0

65/29

Сравнение с 2021-2022 учебным годом
Количество победителей и призеров в 4-6 классах
70
60
50

2021-2022 (4
классы)

40

2022-2023 (4
классы)

30

2021-2022 (5-6
классы)

20

2022-2023 (5-6
классы)

10
0

78/117

67,8/117

0

кол-во призовых
мест

общ кол-во обуча-ся

кол-во уч-в с ОВЗ

0

кол-во призовых
мест

% участ
53/
84,8

% участ

92/
140

37/34
В том
числе в
115
7
классах
-6

Количество участий

173

Количество участий

общ кол-во обуча-ся

7- 8 кл

кол-во уч-в с ОВЗ

Участие в школьном этапе ВСОШ
9 -11 кл

73/
62

4

Сравнение с 2021-2022 учебным годом

80
70

2021-2022 (7-8
класы)

60

2022-2023 (7-8
классы)

50
40

2021-2022 (9-11
классы)

30

20

2022-2023 (9-11
классы)

10
0

В ноябре – декабре 2022 года прошел муниципальный этап ВСОШ.
Результаты участия представлены в таблице:

0

15/
24

30
/32

0

кол-во победителей и призеров

86/96

кол-во уч-в с ОВЗ

288

%, от кол-ва обуча-ся

участников олимп.

60/
56

кол-во победителей и
призеров

69/76

кол-во уч-в с ОВЗ

общ кол-во обуча-ся
115

всего обуча-ся

4/12

% участ

0

уч.олимп

10/
17

кол-во победителей и
призеров

17/28

кол-во уч-в с ОВЗ

уч.олимп

173

9 -11 классы

% участ

общ кол-во обуча-ся

7- 8 классы

19/
36

5

Динамика результативности обучающихся в муниципальном туре ВСОШ
2020-2021
общ колво
участнико
в
39

2021-2022

победи
тели

призеры

3

19

общ колво
участник
ов
96

победи
тели

7

2022-2023
призер общ кол- победите призеры
ы
во
ли
участник
ов
29
86
2
17

30
25

20
2020-2021

15

2021-2022
2022-2023

10
5

0
победители

призеры

25
20

15

победители и
призёры

10

предметы

5
0
2020-2021 2021-2022 2022-2023
Результаты муниципального этапа ВСОШ худшие за последние три года. В текущем году
победителями и призерами муниципального этапа ВСОШ стали 18 обучающийся по 10
предметам (2021-2022 год 25 обучающихся по 14 предметам, 2020-2021 год 21 человек по 12
предметам). Особенно отрицательна динамика в параллели 7-8 классов. В текущем году
6

всего 4 призера (2021-2022 году призерами стали 12 обучающихся, 2020-2021 году - 8
человек).
Победители муниципального этапа
Всероссийской олимпиады
школьников в 2021-2022 учебном году
Фамилия, имя
учащегося

класс

олимпиада

Педагог,
подготовивший
учащегося

Иванова Т.

7

Английский язык

Лисицына Е.Л.

Султангулова К.

9

Химия

Султангулова
Л.П.

1
2

Призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в
2021-2022 учебном году
Фамилия, имя
учащегося

класс

олимпиада

Педагог,
подготовивший
учащегося

Васильев В.

7

Английский язык

Кудреватых Е.Г.

2.

Матвеева О.

8

Литература

Кузнецова А.С.

3.

Голдобина Е.

8

Русский язык

Кузнецова А.С.

4

Васькова К.

9

Английский язык

Кудреватых Е.Г.

5

Султангулова К.

9

История

Смирнов А.Б.

1.

Экономика
6

Васильев Н.

9

История

Смирнов А.Б.

7

Пенкина А.

9

Русский язык

Бунтакова М.С.

8

Васильев А.

9

Русский язык

Бунтакова М.С.

9

Волегов В.

9

Обществознание

Худякова К.С.

10.

Матвеев Р.

9

Обществознание

Худякова К.С.

11.

Сеник К.

9

Обществознание

Худякова К.С.

12.

Ильтыбаев А.

9

Обществознание

Худякова К.С.

13.

Гайворонский А.

10

Биология

Георгобиани И.В.
7

Английский язык

Лисицына Е.Л.

Информатика

Комарова А.А

14.

Смердов Ф.

10

География

Ковтун Д.В.

15.

Дрёмова В.

10

Русский язык

Бунтакова М.С.

16.

Смельцова А.

10

Русский язык

Бунтакова М.С.

17.

Мануилов Я.

10

Английский язык

Александрова Е.А.

Пушкарев М.

11

Русский язык

Бунтакова М.С.

Обществознание

Гальковская И.В.

18.

Высокие результаты показали учителя русского языка (М.С.Бунтакова, А.С.Кузнецова),
учителя английского языка (Кудреватых Е.Г., Лисицына Е.Л.), учителя истории и
обществознания (Худякова К.С., Смирнов А.Б.). Они подготовили более, чем одного
призера.
Нет в этом году призёров:
 по физической культуре (в прошлом году их было 3 человека, в том числе участник
регионального этапа);
 искусству (МХК) (в прошлом году их было также 3 человека);
 технологии (в прошлом году их было трое, в том числе участник регионального
этапа);
 математике (в прошлом году их было 2 человека);
 ОБЖ (в прошлом году был призер).
Недостаточно подготовлены обучающиеся по праву, физике, астрономии, экологии.
Необходимо обратить внимание на подготовку к этим олимпиадам на школьном уровне
ВСОШ. Есть проблемы как содержательной подготовки (проработка олимпиадных заданий
прошлых лет с участниками муниципального этапа), так и организационной поддержки МЭ
ВСОШ (своевременное оперативное информирование обучающихся и их законных
представителей).
На региональный этап вышли 2 обучающихся по 5 предметам.
Динамика результатов участия МАОУ-СОШ № 93 в региональном этапе ВСОШ
2020-2021
общ колво
участнико
в
2

2021-2022

победит призеры
ели

0

1

Число участников ВСОШ
результативность невысокой.

общ колво
участник
ов
4

на

2022-2023

победит призер
ели
ы

0

региональном

1

уровне

общ кол- победите призеры
во
ли
участник
ов
2
0
0

остается

небольшим,

а

8

В 2022 году только 1 педагог (Журавлева О.В.) участвовал в работе Школы по подготовке
обучающихся к муниципальному этапу ВСОШ.
В ходе школьного и муниципального этапов ВСОШ для обеспечения объективности
проверки очного этап олимпиады и соответствия условий проведения нормативной базе
школьного и муниципального этапа ВСОШ участвовали общественные наблюдатели.
Никаких нарушений процедуры проведения школьного и муниципального этапа ВСОШ не
выявлено.
1.4. В течение учебного года 1 педагог успешно аттестовалась на высшую
квалификационную категорию, 6 педагогов – на первую квалификационную категорию.
Сравнение с предыдущим периодом
Год
Всего
высшая
первая
Аттестовано
Из них, педагогов
аттестованных
на
соответствие
2020-2021
14
5
7
2
14
2021-2022
7
1
6
0
7
2022-2023
12
3
7
2
12

Динамика аттестационных процессов в ОУ
Год

Всего ПР и
РР

высшая

первая

Всего по
Всего аттестовано
первой и
высшей
2020-2021
41
12 29%
18 44%
30 73%
33-80%
2021-2022
44
10/22,7%
22/ 50%
32 72,7%
33 72,7%
2022-2023
44
11/25%
22/ 50%
33 75%
35 79,5%
Не аттестованы 9 человек. Эти педагоги не проработал в ОО 2 лет.
Развитие кадрового потенциала происходит через организацию следующих форм
деятельности:
 курсовой подготовки в учреждениях дополнительного профессионального образования;
 методической работы
школы (тематические педагогические советы, семинарыпрактикумы, деловые игры, мастерские);
 участия в методических мероприятиях района, города;
 самообразование, исследовательскую деятельность.

1.

Направленность программ
повышения квалификации

Методические аспекты
внедрения и реализации
обновленного ФГОС СОО

Количество работников, обученных
по программе (чел.)
Педагогические
Руководители
работники
8
2

10

(%)

№ п/п

Итого
(чел.)

Повышение квалификации педагогических и руководящих работников в 2022-2023
учебном году

22
%

9

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Деятельность педагогов в
14
условиях реализации
требований обновленных
ФГОС НОО, ФГОС ООО.
Управление качеством
образования в современной
образовательной
организации
Создание условий для
самоопределения
2
обучающихся
Механизмы развития
эмоционального интеллекта
1
обучающихся
Управление созданием
личностно-развивающей
образовательной среды
"Разговоры о важном":
система работы классного
1
руководителя (куратора)
Предметная подготовка
Подготовка
экспертов
региональных предметных
комиссий
по
проверке
развернутых
ответов
участников государственной
итоговой аттестации по
1
образовательным
программам
среднего
общего
образования,
обучение с использованием
ДОТ
Подготовка
экспертов
территориальных
предметных
комиссий.
1
Вариативный
модуль
«история»
Квалификационные
испытания
экспертов
8
предметных комиссий ОГЭ
Современное
предмета
культура»

содержание
«Физическая

1

1

15

34%

1

1

2%

2

4%

1

2%

4

8%

2%

1

2%

2%

18%

2%

10

12.

Разработаны
индивидуальные
образовательные маршруты
повышения квалификации
ИТОГО:

23
37

52%
8

45

Широко использовались возможности информационного пространства: педагоги
участвовали во всероссийских интернет-конференциях, вебинарах по актуальным
педагогическим проблемам.
Учителя активно используют возможности сетевых интернет-ресурсов для
распространения положительного педагогического опыта: публикуют наиболее интересные
педагогические находки, участвуют в заочных профессиональных конкурсах.
Участие педагогов в очных профессиональных конкурсах, научно-методических
конференциях

Название конкурса,
мероприятия

Организатор
конкурса

Данные об
участниках
конкурса (ФИО
педагогов, предмет
и т.д.)

Районный проект «Ярмарка Департамент
педагогических идей»
образования
Администрации
города
Екатеринбурга

Кириллова
Е.Н.,
учитель начальных
классов

Всероссийская научнопрактическая конференция

Ковтун
Д.В.,
учитель географии

Свердловское
областное
отделение
Русского
географического
общества
совместно с
Уральским
государственным
педагогическим
университетом,
при поддержке
Министерства
образования и
молодежной
политики
Свердловской
области

Результат
участия в
конкурсе
(участник,
дипломант,
лауреат и т.д.)
Представила
мастер-класс и
открытый урок

Участник

11

Всероссийский пилотный
проект «Мультибук по
естественнонаучным
предметам»
Всероссийский конкурс для
учителей начальных классов
«Первый учитель»

Издательство
«Просвещение»

Георгобиани И.В.,
учитель биологии

участник

Министерство
просвещения РФ

участники

Педагогический дебют

Министерство
образования и
молодежной
политики
Свердловской
области

Кириллова
Е.Н.,
учитель начальных
классов,
Бабичук
Ю.В.,
учитель начальных
классов
Ковтун
Д.В.,
учитель географии

Участник

Можно констатировать некоторое повышение
числа участников очных
профессиональных конкурсов, методических мероприятий разного уровня. Однако это не
исчерпывает профессиональный потенциал педагогического коллектива. По прежнему
большинство педагогов избегает участия в профессиональных конкурсах, в том числе в
дистанционных. Невысока активность педагогов в очном представлении опыта даже на
уровне школы, в основном это те же педагоги, которые участвуют в конкурсной
деятельности. ШМО необходимо обратить внимание на подготовку к Декаде науки,
панораме открытых уроков, стимулировать педагогический поиск молодых учителей через
систему наставничества.
1.5. Основными достижениями коллектива педагогов и обучающихся школы в
методической и конкурсной деятельности следует считать:

системность методической работы и её поддержку со стороны администрации
школы;

разработку управленческой программы «Школа современных
учительских
компетенций», антирисковой программы;

успешное применение методических находок в педагогической и воспитательной
деятельности коллектива школы в целях повышение качества образования;

рост квалификации педагогов;

реализацию приоритетных задач школы в области инновационной деятельности ОО;

достижения учащихся в исследовательской деятельности, разнообразие форм участия
в интеллектуальных и творческих конкурсах;

благоприятную систему учебных и внеучебных взаимоотношений педагогов между
собой, педагогов, обучающихся и родителей (законных представителей).
Потенциалы и ресурсы развития методической и конкурсной деятельности школы
связаны с развитием таких её сторон, как:

системная методическая поддержка ведения ФГОС нового поколения в штатный
режим;

12


переход к новой системе методической работа на основе педагогического
взаимодействия (наставничества);

создание школьного банка оригинальных методических разработок, пригодных для
тиражирования и представления на конкурсах разных уровней;

унификация подходов к оцениванию на основе КЭСов, с определением типов учебнопрактических задач, которые должны уметь решать обучающиеся;

инновационная деятельность ОО;

внутренний мониторинг качества образования;

переход к организации повышения квалификации на основе индивидуальных
образовательных маршрутов;

стимулирование участия педагогов и учеников в открытых конкурсах дистанционных
и открытых олимпиадах разных уровней, деятельности педагогов в рамках районной Школы
подготовки обучающихся к муниципальному этапу ВСОШ;

активное социальное позиционирование школы – внутри и вовне школьного
сообщества (укрепление положительного имиджа, репутации).
Рекомендовано в 2023– 2024 учебном году следующее:
1. Продолжить работу над темой научно-методической работы школы «Педагогическая
поддержка выбора индивидуальной образовательной траектории обучающихся как
средство реализации новых образовательных стандартов».
2. Приступить к реализации новой Программы развития школы.
3. Приступить к реализации управленческой программы «Школа современных учительских
компетенций», антирисковой программы.
4. Продолжить методическую поддержку педагогов, реализующих ФГОС нового
поколения, в том числе в части создания рабочих программ, оценочных и методических
материалов к ним.
5. Дополнить фронтальную методическую работу организацией горизонтального
педагогического взаимодействия на уровне ШМО, развивать систему наставничества .
6. Продолжить мониторинг качества образования в ОО, развития УУД в соответствии с
требованиями ФГОС.
7. Продолжить методическое сопровождение применения технологий формирования
функциональной грамотности обучающихся, критериального (формирующего)
оценивания на основе КЭСов.
8. Продолжить реализацию системы внутреннего аудита.
9. Поддерживать участие педагогов в очных профессиональных конкурсах, конкурсах
методических разработок, педагогических чтениях, конференциях различного уровня.
10. Поддерживать и развивать систему работы с одаренными детьми:
 организовать более активное (не менее 85 % охвата) участие обучающихся в школьном
этапе ВСОШ;
 продолжить системную работу по подготовке обучающихся к успешному участию на
муниципальном и региональном этапах ВСОШ;
 активизировать деятельность педагогов в рамках районной Школы подготовки
обучающихся к муниципальному этапу ВСОШ;
 активизировать деятельность педагогов по организации исследовательской деятельности
обучающихся, в том числе в рамках программ внеурочной деятельности;
13

 обеспечить участие обучающихся в городских конкурсах исследовательских проектов,
очных конференциях;
 продолжить сотрудничество с вузами города в целях формирования устойчивого
интереса к исследовательской деятельности;
 развивать многообразие форм участия в интеллектуальных и творческих конкурсах
различных уровней.
11. Продолжить
реализацию программы сетевого взаимодействия организаций общего и
профессионального образования (предпринимательский класс совместно с РАНХиГС),
сетевое сотрудничество с УрГЭУ
12. Совершенствовать систему повышения квалификации педагогов через курсовую
подготовку, преимущественно в рамках индивидуальных образовательных маршрутов,
самообразование, методическую работу школы, методические мероприятия мегаполиса, в
том числе и в дистанционной
форме. Ведущими направлениями повышения
квалификации считать обучение по содержательным и методическим аспектам ФГОС
нового поколения, обучение технологиям формирования и развития функциональной
грамотности, новым формам оценивания, повышения воспитательного потенциала урока.
Заместитель директора
Гальковская И.В.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».