2
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Целевой раздел.
3
1.1.Пояснительнаязаписка.
3
1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми
нарушениями речи адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
9
1.3.Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями
речи планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
11
II. Содержательный раздел.
2.1.Направления и содержание программы коррекционной работы
12
12
III. Организационный раздел.
3.1.Учебный план
3.2.Система специальных условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающимися с тяжелыми нарушениями речи
13
13
13
3
I.
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи (далее - АООП НОО для обучающихся с ТНР) формирование у обучающихся с ТНР общей культуры, обеспечивающей
разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социальноличностное, интеллектуальное, физическое),овладение учебной деятельностью
в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ТНР положены
следующие принципы:
принципы государственной политики Российской Федерации в
области образования (гуманистический характер образования, единство
образовательного пространства на территории Российской Федерации,
светский характер образования, общедоступность образования, адаптация
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников и др.);
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип
развивающей
направленности
образовательного
процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его
«зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
онтогенетический принцип;
принцип комплексного подхода, использования в полном объеме
реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и
социальных потребностей обучающихся;
принцип преемственности, предполагающий при проектировании
АООП НОО ориентировку на программу основного общего образования, что
обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР;
принцип целостности содержания образования. Содержание образования
едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие
предмета, а понятие «предметной области»;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной 4
жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область
жизнедеятельности;
4
принцип сотрудничества с семьей.
В основу разработки АООП НОО обучающихся с ТНР заложены
дифференцированный,
деятельностный
и
системный
подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО обучающихся с ТНР
предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся,
которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом,
характером нарушений формирования речевой функциональной системы и
проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания
образования. АООП НОО создается в соответствии с дифференцированно
сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ требованиями к:
структуре образовательной программы; условиям реализации образовательной
программы; результатам образования.
Применение
дифференцированного
подхода
обеспечивает
разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность
реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие
возможности для педагогического творчества, создания вариативных
образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую
коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать
учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их
возможностями.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной
психологической
науки,
раскрывающих
основные
закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития
обучающихся с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный
подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности.
Основным средством реализации деятельностного подхода в
образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающей
овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования
обучающихся с ТНР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в
изучаемых предметных областях;
существенное повышение мотивации интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
создание условий для общекультурного и личностного развития
обучающихся с ТНР на основе формирования универсальных учебных
действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы
научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на
5
следующей ступени, но и социальной компетенции, составляющей основу
социальной успешности.
Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает
организация детского самостоятельного и инициативного действия в
образовательном процессе, снижение доли репродуктивных методов и
способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные, проблемнопоискового характера.
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке,
представляющем собой функциональную систему семиотического или
знаковогохарактера,котораяиспользуетсякаксредствообщения.Системность
предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие
определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и
разных уровней. Системный подход в образовании строится на признании
того, что язык существует и реализуется через речь, в сложном строении
которой выделяются различные компоненты (фонетический, лексический,
грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах
развития речи ребенка.
Основным средством реализации системного подхода в образовании
обучающихся ТНР является включение речи на всех этапах учебной
деятельности обучающихся.
Общая
характеристика
адаптированной
образовательной
программы начального общего образования
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным
речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок
освоения АОП НОО составляет 4 года.
Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетикофонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая
степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с
общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного
генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах,
ринолалии), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для
обучающихся с нарушениями чтения и письма.
Адаптация
АООП
НОО
предполагает
введение
четко
ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам
освоения обучающимися программы коррекционной работы. Обязательными
условиями реализации АООП НОО обучающихся с ТНР являются
логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителялогопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР
У обучающихся с фонетико-фонематическим и фонетическим
недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования
6
произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и
произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования
артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустикоартикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков
крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие,
замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение,
искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы
родного языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является
пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая
восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на
овладение
звуковым
анализом.
Фонетическое
недоразвитие
речи
характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо
в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков,
звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо
нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи
(например, только звукопроизношения или звукопроизношения и
звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже чем их сверстники
запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют
задания, связанные с активной речевой деятельностью. Обучающиеся снерезко
выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными
явлениями
недоразвития
лексико-грамматических
и
фонетикофонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не
отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения
звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах
искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и
слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность
речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи,
смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности
дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем
незакончившегося процесса фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой
стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем
отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений,
профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и
сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение
слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации,
по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи
обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри
лексических групп. Обучающиеся плохо справляются сустановлением
синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с
абстрактным значением.
Недостаточность
лексического
строя
речи
проявляется
в
специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова,
наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в
7
продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие
словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в
нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов,
препятствует своевременному формированию навыков группировки
однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что
впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому
языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств
языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц
с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в
употреблении грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с
придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов,
инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы
неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество
ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью
осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного
ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной
речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи,
характеризующееся
нарушениями
логической
последовательности,
застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий,
повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по
картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей
жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества
используются, в основном, простые малоинформативные предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются
разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких,
повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм
возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью
базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и
письма в норме.
У обучающихся с легкой степенью выраженности заикания отмечаются
специфические трудности при продуцировании речевых высказываний в ходе
общения, проявляющиеся в непреднамеренных остановках, повторах
отдельных звуков, слогов, слов, часто сопровождающихся судорогами мышц
речевого аппарата. Заикание носит ярко выраженный ситуативный характер,
но в целом незначительно препятствует процессу коммуникации.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
К особым образовательным потребностям, характерным для
обучающихся с ТНР относятся:
8
- выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска и
назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков
отклонения речевого развития;
- организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным
нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и
методов дошкольного и школьного образования и воспитания,
ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений
речевого и личностного развития;
- получение начального общего образования в условиях образовательных
организаций общего или специального типа, адекватного образовательным
потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого
недоразвития;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей
областей
и
специальных
курсов,
так
и
в
процессе
индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
- создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших
психических
функций,
анализаторной,
аналитико-синтетической
и
регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при
изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих
нарушений;
- координация педагогических, психологических и медицинских средств
воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического
сопровождения;
- получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или
минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния
высшей нервной деятельности, соматического здоровья;
- возможность адаптации основной общеобразовательной программы при
изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с
учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации
коммуникативных навыков учащихся;
гибкое
варьирование
организации
процесса
обучения
путем
расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей,
изменения количества учебных часов и использования соответствующих
методик и технологий;
- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном
пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированностисоциальнойкомпетенцииобучающихся,уровняидинамики
развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе
специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий,
визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей»
коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за
устной и письменной речью;
9
- возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии
медицинских показаний;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации
путеммаксимальногорасширенияобразовательногопространства,увеличения
социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные
коммуникативные стратегии и тактики;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного
включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация
партнерских отношений с родителями (законными представителями).
Планируемые результаты освоения обучающимися с
тяжелыми
нарушениями
речи
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
обучающимися с ТНР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО
дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Требования к результатам коррекционной работы по преодолению
нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и
письма:
- Отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и
неправильное произнесение звука;
- умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую
структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;
- правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное
использование интонационных средств выразительной четкой речи;
- умениепроизвольноизменятьосновныеакустическиехарактеристикиголоса;
- умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз,
логического ударения, интонационной интенсивности;
- минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух
и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам);
- умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне
предложения и слова;
- практическоевладениеосновнымизакономерностямиграмматическогоилексич
еского строя речи; сформированность лексической системности;
- умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться
как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными
моделями;
- овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их
использование;
- владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики,
композиции, выполняющей коммуникативную функцию;
- сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением
и письмом;
10
-сформированность
психофизиологического,
психологического,
лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом;
владение письменной формой коммуникации(техническими и смысловыми
компонентами чтения и письма);
- позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; понимание
роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения.
Требования к результатам овладения социальной компетенцией:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно
оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической
нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации;
написать при необходимости SMS-сообщение; умение адекватно выбрать
взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую
проблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей; умение
принимать решения в области жизнеобеспечения; владение достаточным
запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту и
школе; представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение
адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять
речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение
включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно
оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей
коллективной деятельности; умение договариваться о распределении функций
в совместной деятельности; стремление ребѐнка участвовать в подготовке и
проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для
участия в подготовке и проведении праздника;
- овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор,
задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения,
завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство,
благодарность,
сочувствие;
умение
поддерживать
продуктивное
взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от
собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции речи;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации
в соответствии с коммуникативной установкой; позитивное отношение и
устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала
средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; готовность
слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и
аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство
достижения цели в различных ситуациях; прогресс в развитии
коммуникативной функции речи;
- дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового
поведения ребѐнка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и
окружающих; способность прогнозировать последствия своих поступков;
пониманиезначениясимволов,фразиопределений,обозначающихопасность
11
и умение действовать в соответствии с их значением; осознание ценности,
целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение
устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни,
внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире
на основе наблюдений и практического экспериментирования; умение
устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной
жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; наличие активности
во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности;
прогресс в развитии познавательной функции речи;
- дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального
окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил
поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с
близкими в семье, учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в
транспорте и т.д.); наличие достаточного запаса фраз и определений для
взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного
социального статуса; представления о вариативности социальных отношений;
готовность к участию в различных видах социального взаимодействия;
овладение средствами межличностного взаимодействия; умение адекватно
использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы;
умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных
отношений; прогресс в развитии регулятивной функции речи.
Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми
образовательными потребностями обучающихся.
Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми
нарушениями речи планируемых результатов освоения адаптированной
образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов освоения АООП НОО соответствует ФГОС НОО. Система оценки
достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения АООП
НОО позволяет вести оценку предметных, метапредметных и личностных
результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших
АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов освоения ФАОП НОО позволяет вести оценку предметных,
метапредметных и личностных результатов; в том числе итоговую оценку
обучающихся с ТНР, освоивших ФАОП НОО, с учетом структуры и степени
выраженности дефекта. Специфические (дисграфические и дислексические)
ошибки учитываются следующим образом: 3 однотипных ошибки
приравниваются к одной.
Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов освоения программы коррекционной работы является достижение
уровня речевого развития, оптимального для обучающегося при реализации
вариативных
форм
логопедического
воздействия
(подгрупповые,
индивидуальные логопедические занятия).
12
II. Содержательный раздел
Содержательный раздел АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант
5.1) соответствует ООП НОО.
Программа формирования универсальных учебных действий, программы
отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа
воспитания соответствуют ФГОС НОО.
Направления и содержание программы коррекционной работы
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью
внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания
АООП НОО.
Содержание
коррекционно-развивающей
работы
для
каждого
обучающегося определяется с учетом его особых образовательных
потребностей на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии, индивидуальной программы реабилитации.
Программа коррекционной работы обеспечивает осуществление
специальной поддержки освоения АООП НОО.
Специальная поддержка освоения АООП НОО осуществляется в ходе
всего учебно-образовательного процесса.
Основными образовательными направлениями в специальной поддержке
освоения АООП НОО являются:
-коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
-коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений
чтения и письма;
-развитие сознательного использования языковых средств в различных
коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных
контактов с окружающими;
-обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного
обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
В целях удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся с ТНР программа коррекционной работы расширяется за счет
включения индивидуально-ориентированного коррекционно-логопедического
воздействия, сквозными направлениями которого выступают: работа по
преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной
системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексикограмматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции
нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков.
Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы
специального сопровождения обучающихся с ТНР. Варьироваться могут
содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов
сопровождения, что способствует реализации и развитию больших
потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и удовлетворению их
особых образовательных потребностей.
13
III. Организационный раздел
Календарный учебный график, календарный план воспитательной работы,
план внеурочной деятельности соответствуют данным разделам ООП НОО.
Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы
соответствуют ООП НОО МАОУ СОШ № 93.
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не
менее 5 часов. Программа коррекционной работы разрабатывается МАОУ
СОШ № 93 в зависимости от особых образовательных потребностей
обучающихся.
В учебном плане количество часов в неделю на коррекционноразвивающие курсы указано на одного обучающегося.
В рамках внеурочной деятельности выделяется обязательный
коррекционный курс "Индивидуальные и подгрупповые логопедические
занятия", на который выделяется 2 часа в неделю на каждого обучающегося.
Система условий реализации адаптированной образовательной
программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи
Кадровый потенциал начального общего образования составляют:
педагоги, способные эффективно использовать материально-технические,
информационно-методические и иные ресурсы реализации основной
образовательной программы начального общего образования, управлять
процессом личностного, социального, познавательного (интеллектуального),
коммуникативного развития обучающихся и процессом собственного
профессионального развития;
школьный педагог-психолог, деятельность которого определяется
потребностями создания психологически безопасной образовательной среды,
проектирования зоны ближайшего развития, установления реальной картины и
проблем личностного, социального, познавательного (интеллектуального),
коммуникативного развития обучающихся, психологического обеспечения
деятельности учителя, других субъектов образования по достижению
современных образовательных результатов в начальной школе;
администраторы, ориентированные на создание (формирование) системы
ресурсного обеспечения реализации основной образовательной программы
начального общего образования, управляющие деятельностью начальной
школы как единого социокультурного организма, ключевого звена
развивающего образовательного пространства, способные генерировать,
воспринимать и транслировать инновационные образовательные идеи и опыт.
социальный педагог, обеспечивающий условия, снижающие негативное
влияние среды на обучающихся, организующий систему социальной
14
жизнедеятельности
и
группового
проектирования
социальных
и
образовательных событий;
учитель-логопед, осуществляющий работу, направленную на максимальную
коррекцию устной и письменной речи обучающихся;
учитель –дефектолог, осуществляющий работу, направленную на развитие и
коррекцию познавательной деятельности;
педагог-организатор, содействующий развитию личности, талантов и
способностей, формированию общей культуры обучающихся, расширению
социальной сферы в их воспитании.
библиотекарь, обеспечивающий интеллектуальный и физический доступ к
информации, участвующий в процессе воспитания культурного и
гражданского самосознания, содействующий формированию информационной
компетентности обучающихся;
педагоги дополнительного образования, осуществляющие дополнительное
образование обучающихся в соответствии с образовательной программой,
развивающие разнообразную творческую деятельность;
медицинский персонал, обеспечивающий первую медицинскую помощь и
диагностику, создающий систему мониторинга здоровья обучающихся и
выработку рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья,
организующий диспансеризацию и вакцинацию школьников.
На основе этих базовых компетенций формируется профессиональнопедагогическая компетентность учителя. Особенность профессиональнопедагогической компетентности как готовности учителя к педагогической
деятельности заключается в том, что она приобретается и проявляется в
конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях, в
ситуациях реального решения задач, постоянно возникающих в
образовательной деятельности школы. Учитель должен быть готов к
организации и выполнению различных видов педагогической деятельности,
которые в значительной степени определяют уровень сформированности
профессионально - педагогической компетентности педагога.
Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение
обучающимися с ТНР общедоступного и бесплатного образования за счет
средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации в государственных, муниципальных и частных образовательных
организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих
реализацию АООП НОО в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Материально-техническая база реализации АООП НОО с ТНР
соответствует требованиям, предъявляемым к:помещениям логопедических
кабинетов; кабинетам психологов. Требования к организации рабочего места.
Класс оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом учащихся.
15
Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что
обеспечивает возможность поддерживать правильную позу.
Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям,
специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным
инструментам обучения.
Реализация АООП НОО для обучающихся с ТНР предусматривает
использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья.