Аннотация к рабочей программе по Географии
10-11 класс. Базовый уровень.
Рабочая программа по Географии на уровне среднего общего
образования разработана на основе требований ФГОС СОО.
Общая характеристика рабочей программы по географии.
В системе образования география как учебный предмет занимает
важное место в формировании общей картины мира, географической
грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков безопасного
для человека и окружающей его среды образа жизни, в воспитании
экологической
культуры
и
формирования
собственной
позиции
по
отношению к географической информации, получаемой из СМИ и других
источников. География формирует географическое мышление – целостное
восприятие всего спектра природных, экономических, социальных реалий.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся
научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также
практического применения научных знаний основано на межпредметных
связях с предметами областей общественных, естественных, математических
и гуманитарных наук.
В соответствии с ФГОС СОО география может изучаться на базовом и
углублённом уровнях. Настоящая рабочая программа предполагает изучение
предмета «География» на базовом уровне.
Изучение географии на базовом уровне ориентировано на обеспечение
общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников, в том
числе на формирование целостного восприятия мира.
Содержание среднего общего образования по географии.
География
–
это
единственный
учебный
предмет,
который
рассматривает прямые и обратные связи между природными и социальноэкономическими
объектами,
явлениями
и
процессами
в
условиях
современной цивилизации. В учебный предмет «География» органически
вплетены вопросы геологии, метеорологии, почвоведения, антропологии,
этнографии, социологии, экономики и многих других наук. Именно
благодаря
географии,
обладающей
огромным
мировоззренческим
потенциалом, обучающиеся получают об объектах этих наук определённое
представление. Практически все дисциплины, входящие в географическую
науку, рассматривают те или иные аспекты целостного геопространства,
взаимосвязи и взаимодействия в системе «человек – природа – человеческая
деятельность – окружающая среда».
Расширение и углубление взаимодействия человека с окружающей
средой, обострение экологического конфликта между обществом и природой,
истощение природных ресурсов обусловливают интеграцию различных
дисциплин в познании географического пространства.
Этой спецификой обусловлены основные содержательные линии:
Современная политическая карта мира;
Человек и окружающая среда;
География населения мира;
География мирового хозяйства;
Региональная география и страноведение;
Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Целью изучения географии в средней школе является формирование
образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой
современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм
поведения. С учётом рассмотрения географического образования как
компонента системы образования в целом следует отметить его огромное
значение в социализации обучающихся и приобщении их к познавательной
культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных
обществом в сфере географической науки.
Задачи изучения географии в средней школе отражают предметные
результаты
освоения
содержания
программы
выпускник получит возможность научиться).
(выпускник
научится;
Изучение предмета на базовом уровне призвано обеспечить:
• формирование системы географических знаний как компонента
научной картины мира;
•
развитие
познавательных
познавательных
интересов
к
качеств
личности,
изучению
общих
в
том
числе
географических
закономерностей и самому процессу научного познания;
•
овладение
компетентностями
учебно-познавательными
для
формирования
и
ценностно-смысловыми
географического
мышления,
определения географических аспектов природных, социально-экономических
и экологических процессов и проблем;
•
овладение
умениями
сочетать
глобальный,
региональный
и
локальный подходы для описания и анализа природных, социальноэкономических, геоэкологических процессов и явлений;
•
формирование
сознания,
общечеловеческих
связанных
с
пониманием
ценностей,
значимости
экологического
географического
пространства для человека, с заботой об окружающей среде на Земле и о её
сохранении.
География
как
мировоззренческим
предмет
потенциалом
с
огромным
глубже
общеобразовательным
других
учебных
и
предметов
раскрывает научные и ценностные основы сохранения жизненной среды
человечества.
Именно средствами географии можно сформулировать
основные идеи выживания людей на планете, раскрывая роль каждого
человека в предотвращении экологической опасности, национальных и
демографических конфликтов, экономической нестабильности, социальных и
политических
проблем.
Практически
все
дисциплины,
входящие
в
географическую науку, рассматривают те или иные аспекты целостного
геопространства, взаимосвязи и взаимодействия в системе «человек –
природа – человеческая деятельность – окружающая среда».
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных
учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 1 час в
неделю (34 часа за учебный год) в 10-11 классах. В 11 классах в связи с ГИА
предусмотрен сокращённый учебный год (33 недели вместо 34) и, как
следствие, на изучение предмета отводится 33 часа вместо 34.
Темы, предлагаемые для изучения предмета «География» в 10-11
классах логически объединены в рамках разделов и подразделов. По итогам
изучения предмета в 10 и в 11 классе предусмотрена итоговая контрольная
работа.
Кол-во часов учебного предмета «География»
(10-11 классы) по разделам.
Разделы и подразделы
I. Территориальная организация мирового
10 класс
11 класс
(час)
(час)
5
сообщества.
Современная политическая карта мира.
II. Человек и окружающая
8
среда.
III. Территориальная организация мирового
8
сообщества. География населения мира.
IV. Территориальная организация мирового
12
сообщества. География мирового хозяйства.
V. Региональная география и страноведение.
29
VI. Роль географии в решении глобальных
3
проблем человечества.
Итоговая контрольная работа.
1
1
Итого часов
34
33