Приложение к ООП ООО МАОУ-СОШ № 93 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» (5-9 классы) Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального Государственного образовательного стандарта, основного общего образования с изменениями Примерной основной образовательной программы основного общего образования в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Планируемые результаты освоения обучающимися курса "Русский язык" Предметные результаты Выпускник научится: владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; владеть навыками ознакомительным, различных просмотровым) и видов чтения (изучающим, информационной переработки прочитанного материала; владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием информации) основного и содержания, информационной с выборочным переработки текстов извлечением различных функциональных разновидностей языка; адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи и функциональной разновидности языка; использовать знание алфавита при поиске информации; различать значимые и незначимые единицы языка; проводить фонетический и орфоэпический анализ слова; классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; членить слова на слоги и правильно их переносить; определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами; опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение); опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов; опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; находить грамматическую основу предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения; опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; использовать орфографические словари. Выпускник получит возможность научиться: анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; опознавать различные выразительные средства языка; писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования. Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы. Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» (далее – Программы) является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Главными задачами реализации Программы являются: формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения; усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов; овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств; овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания. В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования; для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности; для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций; для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ; для знакомства обучающихся с методами научного познания; для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности; для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий. Речь. Речевая деятельность Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официальноделового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического обсуждение, стиля статья, и устной интервью, публичной очерк); речи (выступление, официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме). Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функциональносмысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Специфика художественного текста. Анализ текста. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений, писем, текстов иных жанров. Культура речи Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Общие сведения о языке Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон). Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно- выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие). Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей. Выдающиеся отечественные лингвисты. Фонетика, орфоэпия и графика Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова. Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Связь фонетики с графикой и орфографией. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний по фонетике в практике правописания. Морфемика и словообразование Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова. Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания. Лексикология и фразеология Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова. Понятие об этимологии. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Морфология Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Морфологический анализ слова. Омонимия слов разных частей речи. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.). Применение знаний по морфологии в практике правописания. Синтаксис Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненного сложноподчиненном предложения с предложении; придаточным построение изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.). Применение знаний по синтаксису в практике правописания. Правописание: орфография и пунктуация Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм. Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения. Тематическое планирование Разделы 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Язык и общение 3 3 - - 2 Русский язык как развивающееся явление - - 1 1 - Повторение 26 9 8 7 10 Текст - 5 4 - - Синтаксис 27 - - 88 75 Фонетика 18 - - - - Фразеология - 4 - - - Словообразование - 34 - - - Лексика. Культура речи 17 12 - - - Морфемика 23 - - - - Морфология 58 122 111 - - Учебно-научная речь - - 3 - - Повторение 8 14 9 6 12 Итого 170 204 136 102 99 Тематическое планирование русский язык 5 класс № п/п Тема урока, раздела Кол-во часов Язык и общение (3 ч.) 1 Язык и человек. Язык и речь 1 2 Язык и его единицы 1 3 Композиционные и языковые признаки стиля речи. 1 Вспоминаем. Повторяем. Изучаем. (26 ч.) 4 Звуки и буквы. Произношение и правописание. 1 5 Орфограмма. 1 6 Правописание проверяемых безударных гласных в корне 1 7 Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова 1 8 Правописание проверяемых согласных в корне слова 1 9 Правописание непроизносимых согласных в корне слова 1 10 Буквы и, у а после шипящих 1 11 Разделительные ъ и ь 1 12 Раздельное написание предлогов с другими словами 1 13 Текст 1 14-15 Обучающее изложение (по Г.А.Скребницкому. упр.70) 2 16 Части речи 1 17 Глагол 1 18 Правописание тся и ться в глаголах 1 19 Личные окончания глаголов 1 20 Тема текста 1 21 Имя существительное как часть речи 1 22 Падежные окончания существительных 1 23 Имя прилагательное как часть речи 1 24 Местоимение как часть речи 1 25 Основная мысль текста 1 26 Обучающее сочинение-описание по картине А.А.Пластова "Летом" 1 27 Повторение изученного в начальных классах 1 28 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Повторение изученного в начальных классах" 1 29 Анализ ошибок, допущенных в диктанте 1 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (27 ч.) 30 Синтаксис. Пунктуация. 1 31 Словосочетание. 1 32 Способы выражения граммматической связи в словосочетании 1 33 Разбор словосочетания 1 34 Сжатое изложение упр. 127 1 35 Виды предложений по цели высказывания 1 36 Виды предложений по интонации 1 37 Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. 1 38 Сказуемое 1 39 Тире между подлежащим и сказуемым 1 40 Дополнение. 1 41 Определение. 1 42 Обстоятельство 1 43 Знаки препинания в предложениях с однородными членами 1 44 Обобщающие слова в предложениях с однородными членами 1 45 Предложения с обращениями 1 46 Письмо 47 Контрольное сочинение-описание по картине Ф.П.Решетникова 1 "Мальчишки" 48 Контрольный диктант №2 с грамматическим задание по теме "Синтаксис простого предложения" 1 49 Анализ ошибок, допущенных в диктанте 1 50 Знаки препинания в сложном предложении 1 51 Синтаксический разбор сложного предложения 1 52-53 Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью 2 54 Диалог 1 55 Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме "Синтаксис и пунктуация" 1 56 Анализ ошибок, допущенных в диктанте №3 1 1 Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи (18 ч.) 57 Фонетика. Гласные звуки 1 58 Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие 1 59 Позиционные чередования гласных и согласных 1 60 Повествование 1 61-62 Обучающее изложение с элементами описания (К.Г.Паустовский "Шкатулка" 2 63 Согласные звонкие и глухие 1 64 Графика. Алфавит 1 65 Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака 1 66-67 Двойная роль букв е, ё. ю. я 2 68 Орфоэпия 1 69 Фонетический разбор слова 1 70 Повторение по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика" 1 71 Контрольный диктант по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика" 1 72 Анализ ошибок, допущенных в диктанте 1 73 Подготовка к сочинению- описанию предметов, изображенных на картине Ф.П.Толстого "Цветы. фрукты, птицы" 1 74 Сочинение -описание предметов, изображенных на картине Ф.П.Толстого "Цветы. фрукты. птицы" 1 Лексика. Культура речи (17 ч.) 75 Слово и его значение. 1 76-77 Однозначные и многозначные слова 2 77-78 Прямое и переносное значение слова 2 79-80 Омонимы 2 81 Синонимы 1 82 Синонимы и их роль в речи 1 83 Подготовка к сочинению по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" 1 84 Контрольное сочинение по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" 1 85 Подготовка к подробному изложению (К.Г.Паустовский "Первый снег" 1 86-87 Написание подробного изложения (К.Г.Паустовский "Первый снег" 2 88 Антонимы 1 89 Повторение по теме "Лексика. Культура речи" 1 90 Контрольный диктант по теме "Лексика. Культура речи" 1 91 Анализ ошибок, допущенных в диктанте 1 Морфемика. Орфография. Культура речи (23 ч.) 92 Выборочное изложение с изменением лица 1 93 Морфема. Изменение и образование слов 1 94 Окончание . Основа слова 1 95-96 Корень слова 2 97 Приставка 1 98 Сочинение-рассуждение "Секрет названия" 1 99 Анализ ошибок, допущенных в сочинении 1 100 Суффикс 1 101 Чередование звуков 1 102 Беглые гласные 1 103 Варианты морфем 1 104 Морфемный разбор слова 1 105 Правописание гласных и согласных в приставках 1 106 Буквы з-с на конце приставок 1 107 Буквы о-а в корнях лаг-лож 1 108 Буквы о-а в корнях раст-рос 1 109 Буквы о-ё после шипящих 1 110 Буквы и-ы после ц 1 111 Повторение по теме "Морфемика" 1 112 Контрольный диктант по теме "Морфемика" 1 113 Анализ ошибок, допущенных в диктанте 1 114 Сочинение-описание по картине Кончаловского "Сирень в корзине" с последующим анализом работы 1 Морфология. Орфография. Культура речи. (58 ч.) 115 Имя существительное как часть речи 1 116 Доказательства в рассуждении 1 117 Имена существительные одушевленные-неодушевленные 1 118 Имена существительные собственные и нарицательные 1 119 Элементы рассуждения. Сжатое изложение упр.513 1 120 Род имен существительных 1 121 Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа 1 122 Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа 1 123 Три склонения имен существительных 1 124 Падеж имен существительных 1 125 Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе 1 126 Множественное число имен существительных 1 127 Правописание о-ё после шипящих и ц в окончаниях сущестыительных 1 128 Морфологический разбор имени существительного 1 129 Подготовка к написанию сочинения по картине Г.Г.Нисского "Февраль.Подмосковье" 1 130 Сочинение-описание по картине Г.Г.Нисского "Февраль. Подмосковье" 1 131 Контрольный диктант по теме "Имя существительное" 1 132 Анализ ошибок, допущенных в диктанте 1 133 Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления 1 прилагательного в речи 134-135 Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных 2 136 Описание животного 1 137 Подробное изложение (Куприн "Ю-Ю") 1 138 Анализ ошибок, допущенных в изложении 1 139 Прилагательные полные и краткие 1 140 Описание животного . Устное сочинение по картине 1 141 Морфологический разбор прилагательного 1 142 Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное" 1 143 Анализ ошибок, допущенных в диктанте № 1 144 Глагол как часть речи 1 145 Не с глаголами 1 146 Неопределенная форма глагола 1 147 Виды глагола 1 148 Буквы е-и в корнях с чередование 1 149 Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой 1 150 Прошедшее время 1 151 Настоящее время 1 152 Будущее время 1 153 Правописание безударных личных окончаний глагола 1 154 Морфологический разбор глагола 1 155 Сжатое изложение с изменением формы лица 1 156 Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа 1 157 Употребление времени. Итоговая контрольная работа 1 158 Употребление "живописного настоящего" в речи 1 159 Повторение по теме "Глагол" 1 160 Контрольный диктант по теме "Глагол" 1 161 Анализ ошибок, допущенных в диктанте по теме "Глагол" 1 162 Сочинение-рассакз по рисунку 1 Повторение и систематизация изученного (8 ч.) 163 Орфограммы в корне, в приставках и окончаниях имен существительных, имен прилагательных и глаголов. 1 164 Орфограммы в корне, приставках, и окончаниях имен существительных, имен прилагательных и глаголов. 1 165 Орфограммы в корне, в приставках , окончаниях имен существительных, имен прилагательных и глаголов. 1 166-167 Знаки препинания в простом и сложном предложении 2 168 Итоговый контрольный диктант 1 169-170 Анализ ошибок, допущенных в итоговом диктанте 2 Итого 170 часов Тематическое планирование русский язык 6 класс № п/п Тема урока, раздела Кол-во часов Язык. Речь. Общение. (3 ч.) 1 Русский язык-один из развитых языков мира 1 2 Язык, речь, общение 1 3 Ситуация общения 1 Повторение изученного в 5 классе (9 ч.) 4 Фонетика. Орфоэпия 1 5 Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов 1 6 Контрольный диктант №1с грамматическим заданием. Стартовая диагностика 1 7 Части речи 1 8 Орфограммы в окончаниях слов 1 9 Словосочетания 1 10 Простое предложение. Знаки препинания 1 11 Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений 1 12 Прямая речь. Диалог 1 Текст (5 ч.) 13 Текст, его особенности 1 14 Тема и основная мысль текста. Заглавие текста 1 15 Начальные и конечные предложения текста 1 16 Ключевые слова. Основные признаки текста 1 17 Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи 1 Лексика. Культура речи (12 ч.) 18 Слово и его лексическое значение 1 19 Р.Р. Подготовка к сочинению по картине А.Герасимова "После дождя" 1 20 Общеупотребительные слова. Профессионализмы 1 21 Диалектизмы 1 22 Исконно русские и заимствованные слова 1 23 Неологизмы 1 24 Устаревшие слова 1 25 Словари 1 26 Составление словарной статьи 1 27 Повторение изученного по лексике 1 28 Контрольная работа по теме «Лексика». 1 29 Анализ ошибок, допущенных в диктанте 1 Фразеология. Культура речи ( 4 ч.) 30 Фразеологизмы 1 31 Источники фразеологизмов 1 32 Повторение изученного по фразеологии 1 33 Тест по теме "Фразеология" 1 Словообразование. Орфография. Культура речи (34 ч.) 34 Морфемика и словообразование 1 35 Р.Р.Описание помещения. 1 36-37 Основные способы образования слов в русском языке 2 38 Проверочная работа по теме "Словообразование" 1 39-40 Этимология слова 2 41 Р.Р. Систематизация материалов к сочинению-описанию помещения. Сложный план 1 42 Р.Р. Сочинение-описание помещения 1 43 Анализ ошибок, допущенных в сочинении 1 44-45 Буквы А и О в корне -кас-кос- 2 46-47 Буквы А и О в корне -гар-гор- 2 48-49 Буквы А и О в корне -зар-зор- 2 50-51 Повторение изученного 2 52 Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Чередование гласных в корне» 1 53 Анализ ошибок, допущенных в диктанте 1 54-55 Буквы ы – и после приставок. 2 56-59 Гласные в приставках пре- и при- 4 60 Диктант №4 с грамматическим заданием по теме «Словообразование. Орфография.» 1 61 Анализ ошибок, допущенных в диктанте. 1 62-63 Соединительные гласные О и Е в сложных словах 2 64 Сложносокращённые слова 1 65 Р.Р. Написание плана сочинения-описания по картине Т. Яблонской "Утро" 1 66 Р.Р. Написание сочинения-описания по картине Т. Яблонской "Утро" 1 67 Анализ ошибок, допущенных в сочинении по картине Т. Яблонской 1 Морфология. Орфография. Культура речи (122 ч.) 68 Имя существительное как часть речи 1 69 Род имён существительных 1 70-71 Разносклоняемые имена существительные 2 72-73 Буква Е в суффиксе -ен- существительных на -мя 2 74 Несклоняемые имена существительные 1 75 Род несклоняемых имён существительных 1 76-77 Имена существительные общего рода. 2 78 Морфологический разбор имени существительного. 1 79 79 Р.Р.Письмо 1 80-81 Не с существительными 2 82 Р.Р. Написание сочинения по картине А. Герасимова "После дождя" 1 83 Диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» 1 84 Анализ ошибок, допущенных в диктанте 1 85 Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -чик- (-щик-) 1 86 Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик- 1 87-88 Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных 2 89-90 Повторение по теме "Имя существительное" 2 91 Контрольный тест по теме "Имя существительное" 1 92 Анализ ошибок, допущенных в тесте 1 93 Имя прилагательное как часть речи 1 94 Р.Р. Описание природы 1 95 Р.Р. Написание сочинения-описания природы 1 96-97 Степени сравнения имён прилагательных 2 98-99 Разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные 2 100-101 Относительные прилагательные 2 102 Притяжательные прилагательные 1 103 Контрольный тест по теме "Имя прилагательное" 1 104 Анализ ошибок, допущенных в тесте "Имя прилагательное" 1 105 Морфологический разбор имени прилагательного 1 106 Не с прилагательными 1 107 Не с прилагательными и существительными 1 108 Буквы Е и О после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных 1 109-110 Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных 2 111 Р.Р. Выборочное изложение 1 112 Анализ ошибок в изложении 1 113 Различение на письме суффиксов -К- и -СК- 1 114-115 Дефисное и слитное написание сложных прилагательных 2 116 Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» 1 117 Анализ ошибок, допущенных в диктанте по теме "Имя прилагательное" 1 118 Имя числительное как часть речи 1 119 Простые и составные числительные 1 120-121 Мягкий знак на конце и в середине числительных 2 122 Порядковые числительные 1 123-124 Разряды количественных числительных 2 125 Числительные, обозначающие целые числа 1 126 Дробные числительные 1 127 Собирательные числительные 1 128 Морфологический разбор имени числительного 1 129 Контрольный тест по теме "Имя числительное" 1 130 Анализ ошибок в тесте по теме "Имя числительное" 1 131 Р.Р. Составление текста объявления 1 132 Р.Р.Составление текста выступления на тему "Берегите природу" 1 133 Подготовка к контрольному диктанту 1 134 Контрольный диктант №7 по теме "Имя числительное" 1 135 Анализ ошибок в диктанте по теме "Имя числительное" 1 136 Местоимение как часть речи 1 137-138 Личные местоимения 2 139 Р.Р. Составление рассказа от первого лица 1 140 Возвратное местоимение Себя 1 141-142 Вопросительные и относительные местоимения 2 143-144 Неопределённые местоимения 2 145-146 Отрицательные местоимения 2 147 Контрольный диктант №8 по теме "Местоимение" 1 148 Анализ ошибок по теме "Местоимение" 1 149 Притяжательные местоимения 1 150 Р.Р. Подготовка к сочинению-рассуждению 1 151 Р.Р. Сочинение-рассуждение 1 152-153 Указательные местоимения 2 154 Определительные местоимения 1 155 Местоимения и другие части речи 1 156 Контрольный тест по теме "Местоимение" 1 157 Анализ ошибок в тесте по теме "Местоимение" 1 158 Морфологический разбор местоимения 1 159 Проверочная работа по теме «Использование местоимений в тексте» 1 160 Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе 1 161 Глагол как часть речи 1 162-163 Разноспрягаемые глаголы 2 164 Р.Р.Написание сжатого изложения 1 165 Анализ ошибок, допущенных в сжатом изложении 1 166-167 Глаголы переходные и непереходные 2 168 Наклонение глагола 1 169-170 Изъявительное наклонение глагола 2 171-172 Условное наклонение глагола 2 173-174 Повелительное наклонение глагола 2 175 Тест по теме "Глагол" 1 176 Анализ ошибок в тесте по теме "Глагол" 1 177-178 Употребление наклонений 2 179 Безличные глаголы 2 180 Морфологический разбор глагола 1 181 Повторение по теме "Наклонение глагола" 1 182 Диктант №9 "Наклонение глагола" 1 183 Анализ ошибок в диктанте "Наклонение глагола" 1 184 Р.Р.Рассказ на основе услышанного 1 185-187 Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глаголах 3 188 Повторение по теме "Глагол" 1 189 Контрольный диктант № 10 по теме "Глагол" 1 190 Анализ ошибок в диктанте по теме "Глагол" 1 Повторение и систематизация изученного в VI классе (14 ч.) 191 Разделы науки о языке 1 192-193 Орфография 2 194 Итоговая контрольная работа 1 195 Анализ ошибок 1 196-197 Пунктуация. 2 198-199 Словообразование 2 200-201 Морфология 2 202-204 Синтаксис 3 Итого 204 часа Тематическое планирование Русский язык 7 класс № п/п Тема урока, раздела Кол-во часов Русский язык как развивающееся явление (1 ч.) 1 Русский язык как развивающееся явление 1 Повторение изученного в 5-6 классах (8 ч.) 2 Синтаскис Синтаксический разбор 1 3 Пунктуация. Пунктуационный разбор 1 4 Лексика и фразеология 1 5 Фонетика и орфография. 1 6 Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием. Стартовая диагностика. 1 7 Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова. 1 8-9 Морфология и орфография.Морфологический разбор слова. 2 Тексты и стили (4час) 10 Текст 1 11 Стили литературного языка 1 12 Диалог как текст. Виды диалогов 1 13 Публицистический стиль 1 Морфология и орфография. Причастие (26 час) 14 Причастие как часть речи 1 15-16 Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных 2 17 Причастный оборот. 1 18 Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. 1 19 Р.Р. Сочинение. Описание внешности человека. 1 20 Действительные и страдательные причастия 1 21 Краткие и полные страдательные причастия 1 22-23 Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. 2 24-25 Действительные при частия прошедшего времени 2 26-27 Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксазх страдательных причастий настоящего времени 2 28 Страдательные причастия прошедшего времени 1 29 Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях 1 30-32 Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастиях ив кратких отглагольных прилагательных 3 33 Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме "Причастие" 1 34 Морфологический разбор причастия 1 35-36 Слитное и раздельное написание Не с причастиями 2 37-38 Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени 2 39 Контрольное тестирование №1 по теме "Причастие" 1 Деепричастие (10 час) 40 Деепричастие как часть речи 1 41 Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте 1 42 Раздельное написание НЕ с деепричастиями 1 43 Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме "Деепричастие" 1 44 Деепричастия несовершенного вида 1 45 Деепричастия совершенного вида 1 46 Морфологический разбор деепричастия 1 47 Р.Р. Составление рассказа по картине 1 48 Р.Р. Сжатое изложение. Учебный доклад 1 49 Контрольное тестирование №2 по теме "Деепричастие" 1 Наречие (25 час) 50 Наречие как часть речи 1 51 Смысловые группы наречий 1 52-53 Степени сравнения наречий 2 54-55 Морфологический разбор наречий 1 56-57 Контрольное тестирование №3 по теме "Наречие" 1 58-59 Слитное ираздельное написание Не с наречиями на -о и -е 2 60-61 Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий 2 62-63 Одна и две буквы Н в наречиях на -о и -е 2 64 Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме "Наречие" 1 65 Р.Р. Описание действий 1 66-67 Буквы ОиЕ после шипящих на конце наречий 2 68-69 Буквы о и а на конце наречий 2 70-71 Дефис между частями слова в наречиях 2 72-73 Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных 2 74-75 Мягкий знак после шипящих на конце наречий 2 76 Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме "Наречие" 1 Учебно-научная речь (3 час) 77 Учебно-научная речь. Отзыв 1 78 Отзыв 1 79 Учебный доклад 1 Категория состояния (5 час) 80 Категория состояния как часть речи 1 81 Морфологический разбор категории состояния 1 82 Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием 1 83 Р.Р. Сочинение-рассуждение по картине. Сложный план 1 84 Р.Р.Написание сочинения - рассуждения 1 Служебные части речи. Предлог (11 час) 85 Предлог как часть речи 1 86 Употребление предлогов 1 87-88 Производные и непроизводные предлоги 2 89 Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме "Предлог" 1 90 Простые и составные предлоги 1 91 Морфологический разбор предлога 1 92 Впечатление от картины А.Сайкиной "Детская спортивная школа" 1 93-94 Слитное и раздельное написание производных предлогов 2 95 Контрольное тестирование № 4 по теме "Предлог" 1 Союз (14 час) 96 Союз как часть речи 1 97 Простые и составные союзы 1 98-99 Союзы сочинительные и подчинительные 2 100 Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении 1 101 Сочинительные союзы 1 102 Подчинительные союзы 1 103 Контрольное тестирование № 5 по теме "Союз" 1 104 Морфологический разбор союза 1 105-106 Слитное написание союзов тоже, также, чтобы 2 107 Р.Р.Сочинение-репортаж с места раскопок 1 108 Повторение сведений о предлогах и союзах 1 109 Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием 1 Частица (18 час) 110 Частица как часть речи 1 111 Разряды частиц 1 112-113 Формообразующие частицы 2 114-115 Смыслоразличительные частицы 2 116-117 Раздельное и дефисное написание частиц 2 118 Морфологический разбор частицы 1 119 Контрольное тестирование по теме "Частица" 1 120-121 Отрицательные частицы Не и Ни 2 122-123 Различение приставки НЕ и частицы НЕ 2 124-125 Частица НИ, приставка ни-, союз ни...ни 2 126 Контрольный диктант № 9 с грамматическим заданием по теме "Частица" 1 127 Р.Р.Составление текста - инструкции 1 Междометие (2 час) 128 Междометие как часть речи 1 129 Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях 1 Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (9 час) 130 Разделы науки о русском языке 1 131 Текст 1 132 Стили речи 1 133 Фонетика 1 134 Графика 1 135 Итоговый контрольный диктант № 10 с грамматическим заданием 1 136 Лексика и фразеология 1 Итого 136 часов Тематическое планирование Русский язык 8 класс № п/п Тема урока, раздела Кол-во часов Русский язык в современном мире (1 ч.) 1 Русский язык в современном мире 1 Повторение изученного в 5-7 классах (7 ч.) 2 Пунктуация и орфография. Знаки препинания. Знаки завершения, разделения, выделения. 1 3 Знаки препинания в сложном предложении 1 4 Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий 1 5-6 Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи 2 7 Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием 1 8 Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте 1 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (8 ч.) 9 Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Текст как единица синтаксиса 1 10 Текст как единица синтаксиса 1 11 Предложение как единица синтаксиса 1 12 Словосочетание как единица синтаксиса 1 13 Виды словосочетаний.Синтаксические связи слов в словосочетаниях 1 14 Синтаксический разбор словосочетаний 1 15 Контрольная работа по теме "Словосочетание".Анализ ошибок,допущенных в контрольном диктанте 1 16 Анализ ошибок,допущенных в контрольном диктанте 1 Простое предложение (3 ч.) 17 Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении 1 18 Интонация 1 19 Описание памятника культуры 1 Двусоставные предложения ( 8 ч.) 20 Главные члены предложения. Подлежащее 1 21 Сказуемое 1 22 Простое глагольное сказуемое 1 23 Составное глагольное сказуемое 1 24 Составное именное сказуемое 1 25 Тире между подлежащим и сказуемым 1 26 Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием. Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. 1 27 Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте 1 Второстепенные члены предложения (8 ч.) 28 Роль второстепенных членов предложения 1 29 Дополнение. Дополнения прямые и косвенные. 1 30 Дополнения прямые и косвенные. 1 31 Определение 1 32 Приложение. Знаки препинания при нём 1 33 Обстоятельство 1 34 Синтаксический разбор двусоставного предложения 1 35 Характеристика человека 1 Односоставные предложения (11 ч.) 36 Главный член односоставного предложения 1 37 Назывные предложения 1 38 Определённо-личные предложения 1 39 Неопределённо-личные предложения 1 40 Инструкция 1 41 Безличные предложения 1 42 Рассуждение 1 43 Неполные предложения 1 44 Синтаксический разбор предложения 1 45 Контрольное тестирование №1 по теме "Односоставные предложения". Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании. 1 46 Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании 1 Простое осложнённое предложение (1 ч.) 47 Понятие об осложнённом предложении 1 Однородные члены предложения (14 ч.) 48 Понятие об однородных членах 1 49 Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них 1 50 Однородные и неоднородные определения 1 51 Изложение с грамматическим заданием 1 52 Анализ ошибок, допущенных в изложении 1 53 Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них 1 54 Сочинение по картине В. Репки "Водитель Валя" 1 55 Анализ ошибок, допущенных в сочинении 1 56 Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них 1 57 Синтаксический и пунктуационный разборы предложения с однородными членами 1 58 Синтаксический и пунктуационный разборы предложения с однородными членами. 1 59 Повторение по теме: "Однородные члены предложения". 1 60 Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по 1 теме:"Однородные члены предложения". Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. 61 1 Обособленные члены предложения. (18 ч.) 62 Понятие об обособленности. 1 63-65 Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. 3 66 Рассуждение на дискуссионную тему. 1 67-69 Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания. 3 70-72 Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. 3 73-75 Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. 3 76 Синтаксический и пунктуационный разборы предложения с обособленными членами предложения. 1 77 Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами предложения. 1 78 Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием по теме:"Обособленные члены предложения". 1 79 Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. 1 Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение. (4 ч.) 80 Назначение обращения. Распространённые обращения. 1 81 Выделительные знаки препинания при обращения. 1 82 Контрольное тестирование №2 по теме "Обращение". Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании. 1 83 Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании. 1 Вводные и вставные конструкции. (7 ч.) 84 Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. 1 85 Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. 1 86 Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов, вводных предложениях.. 1 87 Вставные слова, словосочетания и предложения. 1 88 Междометия в предложении. 1 89 Контрольное тестирование №3 по теме "Вводные и вставные конструкции". Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании 1 90 Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании 1 Чужая речь. ( 6 ч.) 91 Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. 1 92 Прямая и косвенная речь. 1 93 Диалог. Рассказ. Цитата. 1 94 Рассказ. Цитата. 1 95 Контрольное тестирование №3 по теме "Чужая речь". 1 96 Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании 1 Повторение и систематизация изученного в 8 классе. (6 ч.) 97 Синтаксис и морфология. 1 98 Синтаксис и пунктуация. 1 99 Синтаксис и культура речи. 1 100 Синтаксис и орфография. 1 101 Итоговое тестирование по теме "Повторение и систематизация изученного в 8 классе". 1 102 Анализ ошибок, допущенных в итоговом тестировании. 1 Итого 102 часа Тематическое планирование « Русский язык» 9 класс Раздел Тема урока Кол -во часо в Международное значение русского языка. (1) Международное значение русского языка. 1 Повторение изученного в 58 классах (11) Фонетика 1 Лексика и фразеология 1 Морфемика и словообразование 1 Морфология. Орфография. 2 Словосочетание. Простое предложение. 2 Синтаксис простого предложения. Текст. 2 Контрольная работа и ее анализ. 2 Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. 2 Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. (6) Р/р. Способы сжатого изложения содержания текста. 2 Тезисы. Конспект. Синтаксис и пунктуация. Сложносочиненные предложения. (4) Синтаксис и пунктуация. Сложноподчиненные предложения (28) Р/р. Сжатое изложение и его анализ. 2 Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в ССП. 3 Р/р. Рецензия. 1 Сложноподчиненные предложения. Строение ССП. Подчинительные союзы и союзные слова. 1 Строение СПП. Схемы СПП. 1 Р/р. Урок развития речи. СПП в речи. (Пересказ текста с использованием СПП.) 1 Р/р. Изложение. 2 Синтаксис и пунктуация. Бессоюзные сложные предложения (10) Синтаксис и пунктуация. Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными. 2 СПП с придаточными изъяснительными. 2 СПП с придаточными обстоятельственными 1 СПП с придаточными степени и образа действия. 1 СПП с придаточными места. 1 СПП с придаточными времени. 1 СПП с придаточными условными. 1 СПП с придаточными причины. 1 СПП с придаточными цели. 1 СПП с придаточными сравнительными. 1 СПП с придаточными уступительными. 1 СПП с придаточными следствия и придаточными присоединительными.. 2 Контрольная работа «Виды придаточных предложений» и ее анализ. 2 СПП с несколькими придаточными. Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них. 3 Развитие речи. Подготовка к сочинениюрассуждению о природе родного края, о родине. Написание сочинения-рассуждения. 2 Р/р. Деловые бумаги. 1 Бессоюзные сложные предложения 2 БСП. Запятая и точка с запятой в БСП. 2 Двоеточие в БСП. 2 Тире в БСП. 2 Р/р. Реферат. Сообщение на лингвистическую тему. 2 Сложные предложения с различными видами 5 Сложные предложения с различными видами связи. (10) Общие сведения о языке. (5) Повторение. (24) Итого 99 часов союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. Развитие речи. Подготовка к сочинению о выборе профессии с использованием сложных предложений с разными видами связи. Написание сочинения. 2 Подготовка к контрольной работе по теме «Сложное предложение». 1 Контрольный работа по теме «Сложное предложение» и ее анализ. 2 Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. 1 Русский литературный язык и его стили. 2 Контрольная работа по программе 9 класса и ее анализ. 2 Фонетика. Графика. Орфография. 2 Лексика. Фразеология. Орфография. 2 Состав слова и словообразование. Орфография. 2 Морфология. Именные части речи. 3 Морфология. Глагол. Орфография. 2 Морфология. Причастие. Деепричастие. 2 Морфология. Наречие. Категория состояния. 2 Служебные части речи. 2 Р/р. Сжатое изложение и его анализ. 2 Синтаксис. Словосочетания и предложения. Пунктуация. 2 Употребление знаков препинания. 1 Р/р Сочинение-рассуждение и его анализ 1 Итоговая контрольная работа и ее анализ. 1