Приложение к ООП ООО МАОУ-СОШ № 93 Рабочая программа «Обществознание» (5 класс) Пояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе: Федерального Государственного образовательного стандарта, основного общего образования с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, приказом № 1577 от 31.12.2015; Примерной основной образовательной программы основного общего образования в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Боголюбова Л.Н. «Обществознание. Рабочие программы». Цели изучения предмета «Обществознание» в 5 классе: воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоение учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства; формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности; развитие межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе формирование антикоррупционного мировоззрения. Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся, дает возможность подростку оценить себя как личность, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Изучение обществознания в 5 классе опирается на знание учащимися учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Содержание курса обществознания в 5 классе начинается с того, что близко и понятно младшим школьникам: их собственного «социального лица» и ближайшего социального окружения. При этом особое внимание следует уделить нравственным основам межличностных отношений. Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются в сфере: 1)познавательной: знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, правоведения, этики, социальной психологии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; 2)ценностно-мотивационной: знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; 3) трудовой: знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; 4) эстетической: понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; 5) коммуникативной: знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности. Содержание программы Человек в социальном измерении Основные этапы социализации, факторы становления личности. Слагаемые здорового образа жизни. Сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, роль мотивов в деятельности человека. Социальный статус и социальные роли подростка. Ближайшее социальное окружение Семья и семейные отношения, социальное значение семейных традиций и обычаев; Общество, в котором мы живём Основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Социальный портрет достойного гражданина страны. Примерная тематика курса Дополнительная составляющая курса «Обществознание» 5 класс Коррупция и власть. Глобальная коррупции. антикоррупционная конкуренция и проблемы Борьба с коррупционными правонарушениями. Система антикоррупционных Российской Федерации. законов Коррупция поведения. девиантного как разновидность Связь организованной коррупции. преступности Правовые и организационные предупреждения коррупции. Национальный коррупции. план в и меры противодействия Тематическое планирование № урока 1 2-3 4-5 6-7 8 9-10 11-12 13 14 15-16 17-18 19 20-21 22-23 24-25 26 27 28-29 30 31 32 33-34 Раздел программы (блок) Тема урока часы Вводный урок Тема 1 Человек Загадка человека Отрочество - особая пора жизни Практикум Тема 2 Семья Семья и семейные отношения Семейное хозяйство Свободное время Практикум Тема 3 Школа. Образование в жизни человека Образование и самообразование Одноклассники, сверстники, друзья. Практикум. Тема 4 Труд. Труд – основа жизни 1 6 2 2 2 6 1 2 2 1 6 1 2 2 1 6 2 Труд и творчество. Практикум. Тема 5. Родина Наша Родина-Россия. Государственные символы России. Гражданин России. Коррупция как разновидность девиантного поведения. Основы граждановедения. Правовые и организационные меры предупреждения коррупции. Мы – многонациональный народ Подготовка к защите индивидуальных проектов Защита проектов 2 2 9 1 1 2 1 1 1 2