Приложение к ООП ООО МАОУ-СОШ № 93 Рабочая программа «Музыка » 5-7 класс Пояснительная записка Представленная рабочая программа предназначена для обучающихся 5 – 7 классов общеобразовательных учреждений и составлена на основе : 1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с изменениями 2.Примерной основной образовательной программы основного общего образования . 3.ООП ООО МАОУ СОШ №93 Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по музыке состоят в следующем: 5 Класс Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают: сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества; развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоциональноценностного отношения к явлениям жизни и искусства; сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально- творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.); воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию; приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно- коммуникационные технологии. 6 класс Предметные результаты: сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально- творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.); воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно- коммуникационные технологии; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. 7 класс Предметные результаты: сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовнонравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкальнотворческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.); воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационнокоммуникационные технологии; общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; - осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки; устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности; осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия; рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом; применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры; постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира; расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала Выпускник научится: понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла; анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад; определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических); выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки; понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений; различать многообразие музыкальных образов и способов их развития; производить интонационно-образный анализ музыкального произведения; понимать основной принцип построения и развития музыки; анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях; понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа; определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен; понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов; понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества; распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии; определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы; определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке; узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях; различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерноинструментальной, симфонической музыки; называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.); узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо); определять тембры музыкальных инструментов; называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных; определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра; владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы; узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; определять характерные особенности музыкального языка; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности; анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах; творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений; выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; различать интерпретацию классической музыки в современных обработках; определять характерные признаки современной популярной музыки; называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н- ролла и т.д. Выпускник получит возможность научиться: понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира; понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема; понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта; определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья; распознавать мелодику знаменного распева - основы древнерусской церковной музыки; различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов; выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись; активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.). создавать и заполнять различные определители; использовать различные приѐмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности Тематическое планирование Предмет «Музыка» 5 класс № п/п 1 2 3 Тема урока Музыка как вид искусства Интонация как носитель образного смысла. « Пер Гюнт» Э. Григ Средства музыкальной выразительности. 14 1 1 Разнообразие вокальной , инструментальной, камерной и театральной музыки.П.И. Чайковский "Времена года" 1 4 5 6 7 1 Разнообразие вокальной , инструментальной, камерной и театральной музыки. А. Варламов, романсы. Гаврилин В.А. «Перезвоны» Круг музыкальных образов, их взаимодействие и развитие. Л.-В. Бетховен. Симфония № 5 Многообразие связей музыки с литературой. Опера Многообразие связей музыки с литературой. Балет Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Мюзикл 9,10 Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. 11,12 Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Г.В. Свиридов, Ф. Шопен, В-.А. Моцарт 13,14 Картины природы в музыке и изобразительном искусстве Народное музыкальное творчество 15 Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. 16 Музыкальный фольклор народов России 17 Характерные черты русской народной музыки Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX веков 18 Древнерусская духовная музыка 19 Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. 20 Формирование русской классической музыкальной школы. М.И. Глинка. 21 Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Н.А. Римский-Корсаков "Шехерезада" 22 Духовная музыка русских композиторов. С.С. Рахманинов. 8 23 24 25 26 Кол-во часов в разделе, теме Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа ХТХ- ХХ вв. Жанры зарубежной духовной и светской музыка в эпохи Возрождения и Барокко (фуга, месса, реквием, кантата) И.-С. Бах - выдающийся музыкант эпохи Барокко Венская классическая школа Й.Гайдн, В.-А.Моцарт, Л.-В. Бетховен Творчество композиторов-романтиков. Ф.Шопен, Ф. Шуберт Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. 1 1 1 1 2 2 2 3 1 1 1 5 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 5 27 28 29 30 31 32 33 34 Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов. С. С. Прокофьев, кантата "Александр Невский" Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов. М.П.Мусоргский "Картинки с выставки" Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века. Импрессионизм. К. Дебюсси. Прелюдия "Лунный свет»" Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века В. Кикта. Симфония «Фрески Софии Киевской», ч. 1, 2, 8 Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века М. Чюрленис. «Соната моря» 1 Современная музыкальная жизнь Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн,) классической музыки. 2 1 Классическая музыка в современной обработке Значение музыки в жизни человека Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Исследовательский проект 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование Предмет «Музыка» 6 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Тема урока Музыка как вид искусства Многообразие интонационно-образных построений Круг музыкальных образов, их взаимодействие и развитие. М.И. Глинка и А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье" Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Программная музыка. Л.-В. Бетховен.Увертюра "Эгмонт" Программная музыка. П.И. Чайковский .Увертюрафантазия "Ромео и Джульетта" Различные формы построения музыки. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. М.И.Глинка "Вальс- фантазия" Народное музыкальное творчество Характерные черты русской народной музыки Основные жанры русской народной вокальной музыки Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством Урала. Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XTX-XX веков Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: хоровой концерт. М.С. Березовский " Не отвержи мене во время старости" Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. М.П. Мусоргский "Хованщина", М.И. Глинка "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила" Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Н.А. Римский -Корсаков " Снегурочка"," Садко" Духовная музыка русских композиторов. С.С. Рахманинов. Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XTХXХ вв. Жанры зарубежной духовной и светской музыка в эпохи Возрождения и Барокко. И.-С. Бах. Токката и фуга ре минор.Хорал Кол-во часов в разделе, теме 7 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 5 1 1 1 1 1 6 1 17 Жанры зарубежной духовной и светской музыка в эпохи Возрождения и Барокко. Джованни Перголези, кантата" Stabat mater" Жанры зарубежной духовной и светской музыка в эпохи 18 Возрождения и Барокко.В.-А. Моцарт. "Реквием" 19 Основные жанры светской музыки. Инструментальный 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 концерт. Антонио Вивальди, "Времена года", И.-С. Бах. Итальянский концерт Основные жанры светской музыки. В-А. Моцарт. Симфония № 40 Творчество композиторов-романтиков. Ф.Шопен, инструментальная баллада . Ф. Шуберт "Лесной царь" Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз - наиболее яркие композиторы и исполнители.. Дж. Гершвин, Луи Армстронг Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных и зарубежных композиторов. К.Орф. "Кармина Бурана" Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов. Г.В. Свиридов, "Метель" Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов. С.С. Прокофьев "Ромео и Джульетта" Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов. А. Журбин. Рок-опера "Орфей и Эвридика" Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века. Импрессионизм. К. Дебюсси. Сюита "Море" Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века В. Кикта. «Фрески Софии Киевской», ч. 4, 6, 7, 9 Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века М. Чюрленис. Симфоническая поэма «Море». Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. И.О. Дунаевский. Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века Чарлз Айвз. "Космический пейзаж" Современная музыкальная жизнь Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн,) классической музыки. Значение музыки в жизни человека «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п 1 2 3 4,5 6 Тематическое планирование Предмет «Музыка» 7 класс Тема урока Современная музыкальная жизнь Может ли современная музыка считаться классической? Музыка как вид искусства Музыкальная драматургия. Круг музыкальных образов, их взаимодействие и развитие. Опера М. Глинки «Иван Сусанин» Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки Опера М. Глинки «Иван Сусанин» Героическая тема в русской музыке Музыкальная драматургия. Опера А.Бородина «Князь Игорь» Музыкальная драматургия. Круг музыкальных образов, их взаимодействие и развитие. Балет . Кол-во часов в разделе, теме 1 1 4 1 1 2 1 8 7 Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX- XX вв. Основные жанры светской музыки. Симфония №5 Л.Бетховена. героическая темы в музыке 8 9 10 11 1 Героическая тема в музыке Основные жанры светской музыки. Симфония №40 В.Моцарта Основные жанры светской музыки Камерная музыка. Ф.Шуберт.Вокальный цикл «Прекрасная мепльничиха», « Зимний путь» Основные жанры светской музыки. Камерная музыка .Инструментальный этюд 12 13 14 1 1 1 1 1 Развитие жанров светской музыки. Транскрипция. Основные жанры светской музыки. Камерная музыка . Прелюдия 1 Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов. А. Шнитке Кончерто гроссо»,«Сюита в старинном стиле» 1 Русская и зарубежная музыкальная культура от эпохи средневековья до XX в. 15 16 17 18 19 20 21 8 Средневековая духовная музыка: григорианский хорал Жанры зарубежной духовной и светской музыка в эпохи Возрождения и Барокко. И.-С. Бах. Высокая месса си-минор Жанры зарубежной духовной и светской музыка в эпохи Возрождения и Барокко.И.-С. Бах - Ш.Гуно "Ave Maria" Д. Каччини. «AveMaria. Г.Аллегри «Мизерере» Духовная музыка русских композиторов . С.С. Рахманинов, П.И. Чайковский 1 1 1 1 1 Духовная музыка русских композиторов . П. Чесноков, М.Березовский. Рок-опера «Иисус Христос- суперзвезда» Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов. А. Хачатурян Концерт для скрипки с 2 1 оркестром Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX- XX вв. 22 23 24 25,26 27 28 29,30 Основные жанры светской «Патетическая» Л. Бетховена музыки. Соната. Основные жанры светской музыки. Соната № 11 В. Моцарта Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов. Д.Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» 32 33,34 1 1 1 Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов. Д.Г ершвин. «Порги и Бесс » 2 Многообразие стилей в зарубежной музыке (импрессионизм) К. Дебюсси Симфоническая картина «Празднества» Основные жанры светской музыки Симфония №1 В,Калинникова Народное музыкальное творчество Музыка народов мира 1 Современная музыкальная жизнь 31 6 Рок-музыка и ее отдельные направления. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Рок-музыка и ее отдельные направления.А.Рыбников «Юнона и Авось» Исследовательский проект «Воздействие музыки на человека» 1 2 2 4 1 1 2