Рабочая программа по предмету "Развитие речи"

Приложение № 3
к ООП НОО МАОУ-СОШ № 93

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Развитие речи»
(1– 4 классы)

1

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи» разработана на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального
обще-го образования.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета Развитие речи
ФГОС НОО содержит следующие требования к результатам освоения предметной
области «Русский язык и литература»: формирование первоначальных представлений о
единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и
письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
–
оценивать
правильность
(уместность)
выбора
языковых
и
неязыковых
средств
устного
общения
на
уроке,
в
школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
–
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
–
выражать собственное мнение и аргументировать его;
–
самостоятельно озаглавливать текст;
–
составлять план текста;
–
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие
тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
–
создавать тексты по предложенному заголовку;
–
подробно или выборочно пересказывать текст;
–
пересказывать текст от другого лица;
–
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных
типов речи: описание, повествование, рассуждение;
–
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
–
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
–
анализировать последовательность собственных действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать
правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным
(для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
–
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
(sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание учебного предмета
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного
мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств
ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими
русским языком.

2

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на
определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование,
рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом
точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в
текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания
определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения;
сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
Содержание
I. РЕЧЬ, ТЕХНИКА И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность,
богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог
и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения:
определить сверхзадачу чтения, «оживить» в своем воображении действительность,
отображенную в произведении, выбрать средства для исполнения данного текста. Умение
выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки. Умение инсценировать
диалог.
II. СЛОВО
Слово, его значение. Толковый словарь. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.
Знакомство со словарем синонимов.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в
заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового
словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения
словаря. Знакомство с элементами словообразования. Умение осуществлять элементарный
словообразовательный анализ (по схеме, отвечая на вопросы, продолжая предложение).
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов (имен, фамилий учащихся
класса) и топонимов (наиболее важных местных географических названий).
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую
принадлежность.
III. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Предложение. Простое и сложное предложения. Предложение с однородными членами.
Умение выделять компоненты сложносочиненного предложения, разбирать по членам
каждый компонент. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложения:
исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова,
устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложение.
Умение составить предложение с однородными членами. Умение составить простое и

3

сложносочиненное предложения с союзами И, А, НО, ДА. Умение составить
сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинноследственной связью. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения
разных типов.
IV. ТЕКСТ
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды
плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять
стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение, контаминированный текст. Умение
составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном
стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при
цепном построении текста: повторы, лексические и текстовые синонимы, однокоренные
слова, местоимения, описательные обороты. Средства связи в тексте с параллельным
построением: видо-временная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических
конструкций. Умение определять средства связи в тексте, составлять схему текста,
конструировать текст по заданной схеме.
V. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы,. благодарности, извинения.
Правила поведения в транспорте, в кинотеатре, в театре. Умение дискутировать, умение
использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации, с нужной интонацией,
мимикой, пантомимикой.
Тематическое планирование 1 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Тема урока
Рады познакомиться.
Учимся рассказывать букве
Учимся составлять рассказ по сюжетной иллюстрации
Ежели вы вежливы.
Волшебные слова.
Учимся рассказывать сказку по иллюстрациям
Учимся сочинять цепочную сказку
Восстановление текста с пропущенными словами.
Составление рассказа по серии картинок и по вопросам.
Учимся сочинять загадку
Составление схем к предложениям. Замена слов в предложении.
Учимся сочинять докучную сказку
Учимся сочинять небылицу
Изменение слова в предложении.
Учимся сочинять смешную историю
Учимся рассказывать о весне
Учимся сочинять рассказ о детских играх
Учимся рассказывать о герое произведения
Пересказ текста.
Устное сочинение.
Письменный пересказ текста по вопросам.
Учимся сочинять рассказ о дружбе
Учимся рассказывать о любимом животном
Обобщение изученного материала
4

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
2
2
1
2
1
2
1

25.
26.

Итоговый тест
Итоговый урок.
Всего

1
1
33
Тематическое планирование 2 класс

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

Тема урока
Что такое речь. Речь устная и письменная.
Учимся рассказывать о предмете
Учимся рассказывать о герое сказки
Учимся задавать вопросы к тексту
Восстановление деформированных предложений.
Восстановление деформированного текста.
Рассказ по картинкам.
Обучающее изложение.
Учимся составлять текст описание
Обучающее сочинение по картине.
Учимся объяснять крылатые выражения
Учимся составлять рассказ по пословице
Обучающее сочинение с опорой на картинки.
Учимся писать отзыв по книге
Учимся составлять текст-обращение
Обучающее изложение
Учимся составлять рассказ по сюжетным картинкам
Сочинение рассказа с заданным началом.
Учимся составлять рассказ о своем питомце
Использование толкового словаря при записи текста.
Сочинение по серии картинок.
Учимся составлять рассказ на заданную тему
Определение границ предложений в тексте.
Работа с деформированным предложением и тестом.
Учимся сочинять сказку
План текста.
Сочинение с использованием плана.
Изложение с использованием плана.
Учимся рассказывать о писателе
Учимся создавать презентацию. Итоговый тест
Урок обобщения и систематизации.
Всего

Кол-во
часов
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Тематическое планирование 3 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Тема урока
Что такое речь? Речь устная и письменная
Учимся соотносить текст и иллюстрацию. Составление рассказа
по иллюстрации.
Составление рассказа по иллюстрации на основе текста
Части текста.
План текста. Изложение с использованием плана.
Восстановление деформированного текста по плану.
Планы в виде заголовков и вопросов.
5

Кол-во
часов
1
2
2
1
1
1
1

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Составление описания по заданному плану.
Учимся готовить сообщение о художнике-иллюстраторе
Учимся сочинять закличку
Выделение в тексте частей и подбор заголовков к ним.
Учимся сочинять стихотворение
Пересказ текста по составленному плану.
Изложение по составленному плану.
Изложение с изменением позиции рассказчика.
Составление плана текста, в котором не выделены части.
Учимся составлять тексты разных типов
Составление текста описания
Описание игры
Составление текста повествования
Сочинение по серии картинок.
Восстановление текста по плану.
Составление текста рассуждения
Учимся писать отзыв о книге
Учимся сравнивать и составлять тексты разного типа
Учимся составлять краткий пересказ
Учимся сочинять сказки
Урок обобщения материала.
Итоговый тест
Итоговый урок
Всего

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
34

Тематическое планирование 4класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Тема урока
Текст. Сочинение «Однажды летом»
Анализ сочинений
Летописи, былины, жития. Учимся составлять сообщение по
итогам самостоятельной исследовательской деятельности.
Учимся отбирать информацию для создания научнопознавательного текста.
Создание научно-познавательного текста
Составление художественного описания
Сравнительное описание (деловое и художественное
Изложение по коллективно составленному плану
Анализ изложений 1
Составление описания по заданному повествованию и наоборот
Учимся писать сочинение по картине
Анализ сочинения
Учимся составлять рекомендации к чтению
Рассуждение. Особенности построения текста данного типа
Сочинение-рассуждение: последовательность работы
Рассуждение-доказательство /почему?/
Рассуждение-доказательство /что это такое?/
Рассуждение-размышление /как быть?/
Учимся создавать юмористическое произведение
Описание героя произведения
Роль определений в художественной речи
6

Кол-во
часов
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Сочинение по картине.
Анализ сочинения.
Деловое и художественное повествование. Использование прямой
речи.
Сочинение на основе литературного произведения
Анализ сочинения..
Учимся писать сценарий
Итоговый тест. Учимся творческому пересказу
Итоговый урок
Всего

7

1
1
1
1
1
2
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».