Приложение к ООП НОО МАОУ-СОШ № 93 Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Я – пешеход и пассажир» 3 класс «Я – пешеход и пассажир» Важнейшее правило человеческого общежития – нормы поведения на дороге! Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания у обучающихся дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. Цель программы: -формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах Задачи программы: -формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД; -привитие культуры безопасного поведения на дорогах; -обучение школьников ПДД; -обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания; - развитие творческих способностей; -формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций ; -привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП; - формирование социально – значимого опыта безопасного поведения на дорогах и улицах; Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги. Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков. Основные принципы реализации программы: 1 . Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учѐт личностных, возрастных особенностей обучающихся начальных классов и уровня их психического и физического развития. 2. Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. 3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде. 4. Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определѐнные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих. Формы и методы работы обучения: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. тематические занятия беседы конкурсы соревнования викторины на лучшее знание правил дорожного движения экскурсии демонстрация фильмов и видеороликов беседы с инспекторами дорожного движения Основные методы проведения занятий: 1. Словесные: устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия; 2. Наглядные: показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения; 3. Практические: практические занятия, игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины. Ожидаемые результаты освоения курса: 1. принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; 2. самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; 3. уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; 4. осознание ответственности человека за общее благополучие; 5. этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость; 6. положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»; 7. способность к самооценке; 8. начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные: 1. навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; 2. умение ставить и формулировать проблемы; 3. навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; 4. установление причинно-следственных связей; Обучающиеся должны: Знать - правила дорожного движения - сигналы светофора и жесты регулировщика - правила пользования общественным транспортом - знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части - наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части - правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров - места предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках - о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения Уметь - пользоваться правилами дорожного движения - переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения - правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта - переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой - выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части - передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров - уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице Форма подведения итогов: тесты, интеллектуальная игра, праздники. Тематическое планирование 3 класс № п\п Тема урока 1. Детский дорожно-транспортный травматизм. Безопасные маршруты «Дом-школа-дом» 2. 3. 4. 5. 6. 7. Кол-во часов 1 История возникновения Правил дорожного движения Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрестки и их виды. Сигналы, регулирующие дорожное движение. Практическая работа на тренинговой площадке. Как правильно перейти улицу без светофора. 1 Дорожные знаки и их группы. Виды транспортных средств. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров. 1 1 1 1 1 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. Обязанности пассажиров. Правила перехода улиц и дорог после высадки из общественного транспорта. 1 Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки». Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. Правила перехода улиц и дорог. Одностороннее и двустороннее движение. Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов. 1 Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. 1 Что делать при ЧС на дорогах? 1 Велосипед и дорожное движение. 1 Игра «Регулировщик движения». 1 Транспорт – каким ты был раньше? 1 История возникновения светофора. 1 Виды и сигналы светофора. 1 Викторина «Красный, желтый, зеленый». 1 История возникновения дорожных знаков. 1 Тормозной путь транспортных средств. Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. 1 Проектная работа по теме «Общественный транспорт» 1 Тесты на знание ПДД. 1 Причины ДТП 1 Когда ты становишься водителем. 1 Железнодорожный переезд. 1 Государственная автомобильная инспекция 1 1 1 1 1 1 31. 32. 33. 34. Экскурсия на перекресток 1 Повторение изученного в 3 классе. Праздник «Знай правила движения, как таблицу умножения» 1 Безопасность на дорогах в летние каникулы. Итого: 1 34 1