Приложение
к ООП НОО МАОУ-СОШ № 93
Рабочая программа внеурочной деятельности
социального направления
«Я – пешеход и пассажир»
3 класс
«Я – пешеход и пассажир»
Важнейшее правило человеческого общежития – нормы поведения на дороге!
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к
Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого
культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством
трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания у обучающихся
дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности.
Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого
и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Цель программы:
-формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие
новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения,
культуры поведения на дорогах и улицах
Задачи программы:
-формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;
-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
-обучение школьников ПДД;
-обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания;
- развитие творческих способностей;
-формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций ;
-привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- формирование социально – значимого опыта безопасного поведения на дорогах и
улицах;
Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования
уважительного отношения к законам дороги. Особое внимание в воспитательном процессе
следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической
деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных
знаний и навыков.
Основные принципы реализации программы:
1 . Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учѐт
личностных, возрастных особенностей обучающихся начальных классов и уровня их
психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст школьников,
тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного
поведения.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Обучающиеся
должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они живут в
обществе, где надо соблюдать определѐнные нормы и правила поведения. Соблюдение
этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности
дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей
безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для
него самого, и для окружающих.
Формы и методы работы обучения:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
тематические занятия
беседы
конкурсы
соревнования
викторины на лучшее знание правил дорожного движения
экскурсии
демонстрация фильмов и видеороликов
беседы с инспекторами дорожного движения
Основные методы проведения занятий:
1. Словесные:
устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;
2. Наглядные:
показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;
3. Практические:
практические занятия, игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.
Ожидаемые результаты освоения курса:
1. принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
2. самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;
3. уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
4. осознание ответственности человека за общее благополучие;
5. этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость;
6. положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе
«Ты - пешеход и пассажир»»;
7. способность к самооценке;
8. начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
1. навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
2. умение ставить и формулировать проблемы;
3. навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том
числе творческого характера;
4. установление причинно-следственных связей;
Обучающиеся должны:
Знать
- правила дорожного движения
- сигналы светофора и жесты
регулировщика
- правила пользования общественным
транспортом
- знать наиболее значимые дорожные
знаки, разметки проезжей части
- наиболее безопасные места для
движения пешехода и перехода проезжей
части
- правила передвижения пешехода при
отсутствии пешеходных дорожек и
тротуаров
- места предназначенные для игр и
катания на велосипеде и роликовых
коньках
- о последствиях неконтролируемого
поведения на проезжей части и
нарушениях правил дорожного движения
Уметь
- пользоваться правилами дорожного движения
- переходить проезжую часть, пользуясь
сигналами светофора или регулировщика
движения
- правильно пользоваться общественным
транспортом: входить в транспорт, выходить,
переходить проезжую часть вблизи транспорта
- переходить проезжую часть, пользуясь
дорожной разметкой
- выбирать наиболее безопасные места для
перехода проезжей части
- передвигаться по улице при отсутствии
пешеходных дорожек и тротуаров
- уметь предвидеть результаты
неконтролируемого поведения и нарушения
правил дорожного движения на улице
Форма подведения итогов: тесты, интеллектуальная игра, праздники.
Тематическое планирование 3 класс
№
п\п
Тема урока
1. Детский дорожно-транспортный травматизм. Безопасные
маршруты «Дом-школа-дом»
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Кол-во
часов
1
История возникновения Правил дорожного движения
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрестки и
их виды.
Сигналы, регулирующие дорожное движение. Практическая
работа на тренинговой площадке. Как правильно перейти
улицу без светофора.
1
Дорожные знаки и их группы.
Виды транспортных средств. Сигналы, подаваемые
водителями транспортных средств.
Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка
пассажиров.
1
1
1
1
1
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Обязанности пассажиров.
Правила перехода улиц и дорог после высадки из
общественного транспорта.
1
Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки».
Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине
дороги. Правостороннее движение транспортных средств и
пешеходов.
Правила перехода улиц и дорог. Одностороннее и
двустороннее движение.
Правила безопасности при переходе железнодорожных
переездов.
1
Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.
1
Что делать при ЧС на дорогах?
1
Велосипед и дорожное движение.
1
Игра «Регулировщик движения».
1
Транспорт – каким ты был раньше?
1
История возникновения светофора.
1
Виды и сигналы светофора.
1
Викторина «Красный, желтый, зеленый».
1
История возникновения дорожных знаков.
1
Тормозной путь транспортных средств.
Условия безопасности при пользовании общественным
транспортом.
1
Проектная работа по теме «Общественный транспорт»
1
Тесты на знание ПДД.
1
Причины ДТП
1
Когда ты становишься водителем.
1
Железнодорожный переезд.
1
Государственная автомобильная инспекция
1
1
1
1
1
1
31.
32.
33.
34.
Экскурсия на перекресток
1
Повторение изученного в 3 классе.
Праздник «Знай правила движения, как таблицу
умножения»
1
Безопасность на дорогах в летние каникулы.
Итого:
1
34
1