Раб. программа "ЗвукоЗнайка" 2023-24 уч. год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 93

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«ЗвукоЗнайка»
Возраст обучающихся: 7-8 лет
срок реализации - 1 год .

Составитель: Кириллова Е.Н.
Учитель-логопед

Екатеринбург
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коррекционно-развивающая программа для детей с речевыми
нарушениями «Звукознайка» разработана для занятий с детьми и подростами
с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с детьми-инвалидами
в возрасте от 6-7 лет до 10лет).
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Коррекционно-развивающая программа для детей с речевыми
нарушениями «Звукознайка» содержит материал для организации
общеразвивающей, коррекционно-логопедической деятельности.
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из
приоритетных направлений в области образования, а также адаптации детей.
В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и
коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа
детей раннего и школьного возраста с нарушениями речевого развития
разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто
приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в школьном возрасте.
«Программа» разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей
и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии.
Она базируется:
• на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем
средстве общения людей, освоения окружающей действительности и
познания мира,
• на философской теории познания, теории речевой деятельности: о
взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.
В основе «Программы» лежит психолингвистический подход к речевой
деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей
семантический, синтаксический, лексический, морфологический и
фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный
пути развития и формирование «чувства языка».
«Программой» предусматривается разностороннее
развитие
детей,
коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика
вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей
в различных видах деятельности.
Цель
реализации программы
проектирование
модели
логопедической коррекционно-развивающей психолого-педагогической
работы, максимально обеспечивающей освоение коммуникативной функции
языка,создание условий для развития ребенка с речевыми нарушениями, его

позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и
творческих
способностей.












Задачи «Программы»:
формирование полноценных произносительных навыков;
развитие фонематического восприятия, фонематических представлений,
доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению
слов и их сочетаний в предложении;
обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к
способам словообразования, к лексическому значению слов;
воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное
предложение, а затем и сложное предложение;
употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной
речи;
развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с
постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи
уточненных в произношении фонем;
• развивать или корректировать навык письма;
• способствовать общему развитию воспитанников с речевыми нарушениями,
коррекции их психофизического развития;
• создать благоприятные условия для развития детей-логопатов в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями.
Решение конкретных задач коррекционно-логопедической работы возможно
лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию,
тесной взаимосвязи в работе всех специалистов коррекционного процесса.
Теоретической основой «Программы» стали:
- концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений,
- учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных
детей,
- концепция соотношения мышления и речи,
- концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом
развитии ребенка,
- концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в
процессе развития ребенка,
- современные представления о структуре речевого дефекта.
В «Программе» учитываются:



















- индивидуальные потребности ребенка с речевыми нарушениями, связанные
с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья,
- возрастная адекватность,
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка,
- возможности освоения ребенком с нарушениями речи «Программы» на
разных этапах ее реализации,
- специальные условия для получения образования детьми с речевыми
нарушениями, в том числе использование специальных методов,
методических пособий и дидактических материалов, проведение
индивидуальных коррекционных занятий.
Программа коррекционной работы вносит вклад в формирование учебных
умений:
Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации
общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое
высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач
и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с
коммуникативной задачей;
Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования
объектов и отношений между ними;
Умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения,
нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять
эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять
элементарные гипотезы.
Работа учителя-логопеда по коррекции и развитию речи строится по
следующим направлениям:
коррекция нарушенного звукопроизношения,
развитие просодической стороны речи и речевого дыхания,
формирование фонематических процессов,
уточнение, обогащение и активизация лексического запаса,
формирование грамматических представлений,
развитие связной речи,
развитие мелкой моторики пальцев рук,
развитие артикуляционной моторики,
развитие слоговой структуры слова,
развитие графических навыков,
коррекция дисграфии,
развитие понимания речи.

Рабочая программа рассчитана на 62 часа учебного времени, 2 часа в
неделю.
Календарно-тематическое планирование занятий по программе
«Звукознайка» с учащимися 1-х классов.
Тема урока
№
п/п
1 Звуки речи.
2 Предложение как единица речи.
3 Составление предложение из трёх слов.
4 Слова, обозначающие предмет.
5 Слова, обозначающие действие предмета.
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

К-во Дата
часов план
1
1
1
2
2

1
Выделение слов-предметов и слов-действий в предложении.
Выделение первого и последнего звука в слове.
1
Слогообразующая роль гласных звуков.
1
Звуко-буквенный анализ слов.
1
Деление слов на слоги.
2
Понятие ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Проверочная работа.
Гласные I ряда. Звук [а], буква а.
Звук [о], буква о.
Звук [у], буква у.
Звук [ы], буква ы.
Звук [э], буква э.
Гласные II ряда. Звук [и], буква и.
Дифференциация [а-я]. Звук [я], буква я.
Дифференциация букв а-я.
Звук [е], буква е.
Дифференциация буква э-е.
Звук [ю], буква ю.
Дифференциация [у-ю].
Звук [и], буква и.
Звук [ё], буква ё.
Дифференциация букв [о-ё].
проверочная работа
Гласные и согласные звуки и буквы.
Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
Звуки [в-в’], буква в.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

32 Звуки [ф-ф’], буква ф.
33 Дифференциация [в-ф], [в’-ф’].
34 Звуки [к-к’], буква к.
35 Звуки [г-г’], буква г.
36 Дифференциация [к-г], [к’-г’].
37 Звуки [б-б’], буква б.
38 Звуки [п-п’], буква п.
39 Дифференциация [б-п], [б’-п’].
40 Звуки [д-д’], буква д.
41 Звуки [т-т’], буква т.
42 Дифференциация [д-т],[д’-т’].
43 Проверочная работа.
44 Звуки [с-с’], буква с.
45 Звуки [з-з’], буква з.
46 Дифференциация [з-с],[з’-с’].
47 Звук [ж], буква ж.
48 Звук [ш], буква ш.
49 Дифференциация звуков [с-ш].
50 Дифференциация звуков [ш-ж].
51 Дифференциация звуков [щ-с’].
52 Списывание
53 Повторение
54. Составление текста из деформированных предложений
55. Итоговая контрольная работа (диктант)

Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
2
1
1

62

Календарно-тематическое планирование по программе «Звукознайка» с
учащимися 2-х классов.
№п/п Тема урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

Речь. Органы речи.
Звуки речи. Способы их образования.
Выделение первого и последнего звука в слове.
Слогообразующая роль гласных букв.
Деление слов на слоги.
Понятие ударения. Роль ударения в словах.
Гласные I ряда.
Гласные II ряда.
Согласные буквы и звуки.
Речевой вдох и выдох. Тренировка плавности.
Тренировка силы вдоха и выдоха.
Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости.
Твёрдые и мягкие согласные. Ь в середине слова.
Твёрдые и мягкие согласные. Ь в конце слова.
Звуко-буквенный разбор слов.
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация букв и звуков
в-ф.
Дифференциация букв и звуков б-п, г-к.
Дифференциация букв и звуков с-з, ш-ж.
Дифференциация букв и звуков д-т.
Дифференциация букв и звуков с-ш.
Различение звуков и букв з-ж.
Дифференциация букв и звуков з-ж.
Дифференциация букв и звуков с-ч.
Различение звуков и букв с-ч.
Дифференциация букв и звуков ц-ч.
Различение звуков и букв ц-ч.
Дифференциация букв и звуков ч-щ.
Различение звуков и букв ч-щ.
Дифференциация букв и звуков ц-с.
Различение звуков и букв ц-с.
Дифференциация букв и звуков ч-т’.
Различение звуков и букв ч-т’.
Дифференциация букв и звуков щ-с’.
Различение звуков и букв щ-с’.
Звуки [л]-[л’].
Дифференциация [л]-[л’].

К-во Дата
часов план
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

37.

38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.

Зв ки [ ]-[

у р р’].
Дифференциация [р]-[р’].
Различение звуков и букв р-л.
Дифференциация букв и звуков р-л.
Звук [j] после гласных.
Звук [j] после разделительного мягкого знака.
Дифференциация букв б-д, а-о, и-у, п-т, и-ш сходных по
оптическим и кинетическим признакам.
Определение позиции фонемы в словах различной
слоговой структуры.
Списывание.
Диктант.
Повторение пройденного во втором классе.
Итого

1
1
2
1
2
6
2
1
1
1
60


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».